Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу.




Предметная игра - одна из ранних форм игры, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей. Затем она перерастает в сюжетно-отобразительную (И. В. Шаповаленко), когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения в повседневной жизни. В конце 2-ого года жизни ребенок воспроизводит действия конкретного взрослого из своего окружения.

Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу.

Развитие познавательных психических процессов Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер. Затем накапливается запас представлений о свойствах предметов, становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу - по форме, величине, цвету.

Внимание и память носят в основном непроизвольный характер и вплетены в деятельность.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное.

Раннее детство - сензнтивный период для развития речи. Речь начинает выступать как основное средство познания. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200 слов, а к 5 годам - примерно 1200-1500 слов. После 1, 5 лет появляются двухсловные предложения. К 3 годам - предложения полные и распространенные.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис 3 лет протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» («Я сам»). Симптомы кризиса (по Л. С. Выготскому): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм.

У детей начинает формироваться воля и автономия (независимость и самостоятельность).

Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности.

20 вопрос

МЛАДЕНЧЕСТВО.

0 - 1 - Выготский, Эльконин. 0 - 2 - Крайг. 0 - 3 - Квинн. 0 - 18 - Бромлей. Рождение. Акт рождения - стресс для ребёнка. В последние минуты родов организм ребёнкавырабатывает большое количество адреналина и норадреналина, тем самым, компенсируя нехватку кислорода. Первые вздохи происходят с трудом послеубирания жидкости из носовой полости, заполнения воздухом лёгких возникаеткрик. Иногда ребёнок некоторое время чихает и кашляет, возникает рефлективнаяреакция. Испытывает ли ребёнок боль установлено, что в его крови существуютболеутоляющие бета - эндорфины. Первые полчаса ребёнок ведёт активноесуществование - идеальное время для установления первых контактов.   Внешний вид. Рост - 48 - 54, 56 см. Вес - 3, 2 кг. Кожа покрыта для защиты творожным слоем; волосами, которые потом отпадают (ланига); голова вытянута (деформирована); гениталии припухлые. Период приспособления к новым условиям - кардинальная смена типа дыхания. Переход на лёгочное дыхание - излишняя работа кровообращения. Перестраиваетсяпищеварительная система, настраивается дольше (газы, боли в желудке). Изменяется система терморегуляции (в утробе - температура постоянная). Необходимо время для приспособления, нужно держать в тепле. Дети рождаются вразной степени приспособленными к жизни вне утробы. В XIX в. Апгар предложила оценочную шкалу пяти показателей - по трёх балльнойшкале.     
ПОКАЗАТЕЛЬ

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ

 
Сердцебиение Отсутствует Частота менее 100 ударов Более 100 ударов
Дыхание Отсутствует Медленное нерегулярное Громкий крик
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень сгибания Активные движения
Рефлективная возбудимость   Слабо выражена (гримасы) Хорошо выражена (крик)
Окраска кожи Синюшно - бледная Розовое тело, синюшно - коричневая Розовая
Норма 7 - 10 баллов. Бондинг - процесс формирования эмоций, привязанности междуродителями и ребёнком. На влияние первых контактов родителей и ребёнка разные точки зрения: влияниене имеет принципиального значения; влияние имеет большое значение дляформирования привязанности. Ребёнок рождается с набором рефлексов (Крайг). Большинство из них исчезает. Остаются немногие. До шестидесятых годов ХХ в. полагали, что возможности ребёнка ничтожны. Нетадекватных методов для выведения возможностей. Ощущения. Зрение - зрительный анализатор ещё не достиг совершенства, норебёнок проявляет зрительную активность (реакция на свет). Уже на первой неделеребёнок может направлять взгляд в одну точку на предмет (10 - 15 см отребёнка). Ребёнок способен к концу первой недели реагировать на яркиевыразительные игрушки (может собрать глаза в одну точку). Новорождённыепредпочитают более сложные изображения простым, изогнутые линии - прямым. Слух - ребёнок слышит уже в утробе матери, различает звуки, услышав звук, поворачивает голову, таким образом, анализаторные системывзаимосвязаны. Обоняние - после шестнадцати часов ребёнок различает запахи. Осязание - прикосновение ребёнок чувствует ещё в утробе, реагирует на прикосновения, температуру. Вкус - новорождённый различает четыре вкуса: сладкий; горький; кислый; солёный. Предпочитает сладкий. Новорождённый ребёнок способен к обучению. Брунер, Калнинс: 1973 г. - эксперимент: пустышка малыша была присоединена кпроектору, когда сосал - изображение чёткое и, наоборот. Быстро научился сосатьпри чёткости. Эксперимент изменили: сосёт - нечёткое. Ребёнок не сосалпустышку, быстро переучился. Выводы: v ребёнок способен к обучению; Папоусек - эксперимент: научил ребёнка включать свет поворотом головы, нозатем ребёнок терял интерес к этому занятию. Ситуация была изменена: светвключался, когда ребёнок поворачивал голову в другую сторону. Ребёнок тожетерял интерес. Выводы: 1) подтверждения Калнинса, Брунера - мотив научения - получение новойинформации; 2) феномен привыкания - габитуации - младенцы привыкают квоздействию среды и перестают реагировать. Исследования новорождённых позволили выделить шесть состояний. v Глубокий сон - у ребёнка закрыты глаза, мышцы лицарасслаблены, дыхание замедленное. v Неглубокий сон - закрыты глаза, дыхание неровноечастое, под веками глаза двигаются, нельзя определить видит ли сон. v Дремота - либо хочет спать, либо только чтопроснулся; глаза открыты наполовину, дыхание неритмичное. v Пассивное состояние бодрствования - как будто, что -то рассматривает, глаза открыты, сосредоточенный взгляд, двигает руками иногами. v Активное состояние бодрствования - ребёнок проявляетбурную активность, двигается всё тело, дыхание нерегулярное. v Плач - быстрое дыхание, движения. Покачали ребёнка больше, спит. Со временем сон и бодрствование -равные. Приволирует состояние активного бодрствования. Три эффективных способа успокоения ребёнка: v покачать; v на руки взять; v туго перепеленать (активность мышц снижается и ребёнок успокаивается). Новорождённость - первый период жизни ребёнка. Выготский: новорождённость - критический период. В период рожденияпроисходит физическое, но не биологическое отделение от матери. Новорождённость- промежуточное звено между утробным и внутриутробным периодами. Биологическиребёнок не отделим от матери: v питание (молоко); v сон - основная форма существования; v поза - до четырёх месяцев во сне эмбриональная поза; v поведение - перемещения определяются взрослыми; v в последние месяцы развитие может происходить вне утробы (с семимесяцев). Рождение (Выготский) - это не просто этап в развитии - это качественный скачок. Развитие внутри утробы качественно отличается от развития вне утробы. Эторазличие определяется социальным фактором - социальной ситуацией развития. Всесвои потребности ребёнок удовлетворяет через взрослого - центр жизни младенца. Новорождённый - максимально биологическое существо, ноВыготский опровергает эту точку зрения: новорождённый - это максимальносоциальное существо, зависит от социума. Вся активность ребёнка направлена на привлечение внимания взрослого - этосоздаёт противоречия. С одной стороны, максимальная социальность (зависимость), с другой - минимальные возможности движения. Выготский видел в этом стимулразвития, источник. Центральное новообразование периода новорождённости: Комплекс оживления - это эмоциональная, двигательная реакцияребёнка на появление в поле зрения матери (улыбка, акт движения, радость). КО - свидетельствует о том, что ребёнок отличает мать от других; КО - это первый акт движения (попытка воздействия на взрослых); КО - это зарождение координации движений; КО - психологический критерий конца кризиса новорождённости. Существуют физиологические критерии конца кризиса - появление зрительногои слухового сосредоточения. Существует медицинский критерий - приобретение ребёнком первоначального веса. Новорождённые ведут себя по - разному: различия темпераментов (не по типам): лёгкие; трудные. Психоанализ - травма кризиса новорождённости. В первый месяц ребёнок приспосабливается к жизни безусловными рефлексами.     
РАЗДРАЖИТЕЛИ РЕФЛЕКСЫ
Действие яркого света Шлепок по переносице Хлопок руками возле головы Поворот головы направо Разведение локтей в стороны Нажатие пальцем на ладонь Нажатие пальцем на подошву Царапающие движения от пальцев к пятке Укол булавкой подошвы Поднятие ребёнка, лежащего животом вниз Глаза закрываются Глаза закрываются Глаза закрываются Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается Руки быстро сгибаются Пальцы сжимаются и разжимаются Сжимаются пальцы ног Большой палец ноги поднимается, а другие вытягиваются Колено и стопа сгибаются Пытается поднять голову, вытягивает ноги
Один из первых условных рефлексов - поза кормления. Комплекс оживления - переход от стадии новорождённости к стадии младенчества.       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...