29 вопрос. Младший школьный возраст. От 6 - 12 лет - границы периода обусловлены обучением в младшей школе. Возникает проблема адаптации ребёнка к школе. Мягкий вариант - нулевой класс.
29 вопрос МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. От 6 - 12 лет - границы периода обусловлены обучением в младшей школе. Возникает проблема адаптации ребёнка к школе. Мягкий вариант - нулевой класс. Проблема адаптации может выражаться в излишней эмоциональности, не подчиняться школьным правилам или наоборот может перейти в соматику “ школьный невроз”. Адаптационный период от четырёх - семи недель, но у некоторых детей, адаптация не происходит и через год. Бывает, что ребёнок хотел в школу, но через пять - шесть недель - новизна пропала и т. д. Дети начинают ждать воскресенья, каникул, болезни. Основная причина - учитель не работает над формированием внутренней учебной мотивации. Отечественные психологи выявили закономерность - существуют этапы формирования внутренней мотивации: v интерес к процессу учебной деятельности; v интерес к результату деятельности; v интерес к содержанию учебной деятельности - это и есть внутренняя мотивация и задача учителя - формировать интерес к содержанию. Особенно на первых порах учитель имеет авторитет - безусловный. Без подкрепления авторитет угасает. Раньше главная функция учителя - информационная. Сейчас информация из других источников. АЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ. Ведущая деятельность - учебная. Развивается предметная сфера (мира предметов). Непосредственное познание мира - ощущения и восприятие: острота зрения ислуха, цвет и форма, но при этом восприятие ребёнка характеризуется малойдифференцированностью. Слабость организованного анализа - дети часто характеризуют объект, выделяявторостепенные признаки, не замечая основных. Одна из задач учителя - научить ребёнка быть наблюдательным. Восприятиехарактеризуется ярко выраженной эмоциональностью. Отсюда двойственность: 1) можно привлечь внимание ребёнка яркостью пособия; 2) можно этим отвлечь от сущности. Восприятие времени и пространства - ограниченность индивидуального опыта. Внимание - слабость произвольного, в основном непроизвольное. Важная задача -формирование произвольности (одно из центральных новообразований младшегошкольного возраста). Необходимо сформировать произвольную память. Доминируетмеханическое (по сравнению с логическим) запоминание. Четыре обстоятельства механического запоминания: - хорошо развита механическая память, есть опытмеханического запоминания; - виларный школьник плохо понимает, что ему нужно делать, когда говорят, запомни (необходимо точно разъяснять, что и, как выучить; - плохо владеет речью, поэтому лучше дословно; - многие младшие школьники ещё не умеют организоватьсмысловое запоминание. От первого по четвёртый класс дети всё чаще прибегают к логическому запоминанию. Воображение - без него невозможно успешное усвоение материала. Развиваетсявоссоздающее воображение, связанное с увеличением опыта и творческоевоображение. Бывает, возникает фантазирование (возможно, как желание повысить своюзначимость перед сверстниками). Мышление - начинает развиваться словесно - логическое мышление. Развитие речи - это специально организованная деятельность этого возраста. Помимо устной развивается письменная - совершенно новый вид деятельности. Специфика письменной речи: - можно вернуться; - сложность в продуманном построении фраз.30 вопрос
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА. Складываются особенности эмоционального поведения, дети уже умеют сдерживатьсвои эмоции, особенно, когда находятся среди сверстников. Увеличиваются возможности эмоциональной выразительности (жесты, мимика, интонация). Развитие мимики - основное влияние социальное. Первые улыбки - рефлекторныйхарактер даже социальные (пример: у слепых мимика развита плохо). Эмоциональная впечатлительность младших школьников. Придя в школу, ребёнок учится, воздерживаться от желаний, делать то, чторебёнок должен. Это может вызвать напряжение, фрустрацию, другие переживания. Учитель должен помогать ребёнку в управлении эмоциями. Если не поощряетсядетское сдерживание, возникают негативные эмоции. Ребёнку нравиться ходить в школу, чувствовать себя взрослым. Оправдыватьжелания родителей и сверстников. Несовпадение оценки и уровня притязаний. Связано с эмоциональными переживаниями. Это неосознанно провоцирует учителя иродителей к возникновению эмоционального стресса. Ребёнок может не захотетьходить в школу вообще. Межличностное общение развивает эмоции. Со сверстниками - равноправныеотношения - ребёнок должен приспособиться - это помогает совладать с собой. Ребёнок воспринимает не только, что говорит учитель, но и, как говорит. Учительможет выражать негативное отношение к двоичнику - изгой. Для ребёнка важночувствовать поддержку учителя. В процессе общения развиваются социальные эмоции: самолюбие, котороевыражается в стремлении к самоутверждению. Также в процессе межличностного общения формируется чувство ответственности иэмпатии, чувство доверия к взрослым и детям. Образуется целая системамежличностных отношений. Если у ребёнка в классе есть, хотя бы один сообщник. Работа учителя -формировать отношения между учениками. Проявляя свой гнев или агрессию, детиуже могут не драться, а ругаться. Школьные страхи - несоответствие ожиданиям учителя, сверстников и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|