Тенденция - иерархизация мотивационной сферы (начало в три года). Тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования ребёнкомсвоего поведения. Ведущими являются непосредственно действующие мотивы. Мотивация общения. Существенное изменение сферы взаимоотношений вызывает изменения мотивационнойсферы. В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и мояучительница). 3 - 4 класс - формирование детского коллектива (мы и наша учительница). Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем большеребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, кинтересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д. ). Осонина “ Секретный мир детей”. Интерес к секретам от семи - одиннадцати лет. Общение по чётким гендерным признакам. Мотивация просоциального поведения. Социально полезное, приемлемое поведение приобретение этого периода. Способность ребёнка мотивировать своё поведение моральными соображениями(чувство долга, альтруизм). Пиаже - альтруизм - способность ребёнка взглянуть на ситуацию глазамидругого человека (разрушение эгоцентризма). Просоциальное поведение не является врождённым, оно результат развития человека. Божович - в шести - семилетнем возрасте возникают моральные инстанции, которые приводят к формированию чувства долга. На первом этапе главныйпобудитель - одобрения взрослых. Это поведение можно описать словом “ надо” -первая моральная инстанция. Поступая тем или иным образом, возникаютопределённые переживания и зачаточная форма чувства долга. Важное условие альтруистического поведения - способность к эмпатии. Гаврилова выявила две формы эмпатии: 1) сопереживание; 2) сочувствие. Для младшего школьного возраста характерно сопереживание. Сочувствие болеесложная форма для нравственных форм данного периода. Учебная мотивация. Это полимотивированная деятельность. Много мотивов, проявляется в учебнойдеятельности и многие на неё, влияют. Характерна импульсивность, возбудимость, поэтому формирование этих мотивовочень важная задача. Высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора (при не оченьхороших способностях). Но обратного хода этого закона нет: способности незначат, что будет мотивированность и хорошая обучаемость. Божович: Внешняя мотивация - социальные мотивы. Внутренняя мотивация -познавательные мотивы. В начале обучения познавательные мотивы обладают низкой побудительной силой, которая не является ведущей. Ведущие - социальные мотивы - они насыщаемы. Внутри самих познавательных мотивов: · мотивация процесса (наиболее характерна для мотивации в этом возрасте); · мотивация содержания. В первом классе проявляется интерес к отдельным фактам и явлениям, ребёнкаувлекает занимательность. К третьему - четвёртому классу интерес к объяснению причинно - следственныхсвязей материала. Первая дифференциация интереса. У девочек познавательная мотивация выше, чем у мальчиков. Социальные мотивы: · статусные (позиционные мотивы); · мотив хорошей отметки; · мотив утверждения в коллективе. Статусный мотив - желание быть учеником (обычно доминирует припоступлении ребёнка в школу) в течение первого года учёбы. В начале первогогода - стремится не быть дошкольником; к концу года - стремление к “ я” -школьник. Этот мотив к концу первого года исчерпывается, и обучение становитсяобязанностью. Мотив хорошей отметки - в дошкольном возрасте ребёнок неполучал количественной отметки. В школе - чёткие отметки. Первый ранг: у первого класса - хорошие отметки; второй класс - второй ранг; у третьего класса - первый ранг. Отметку своих успехов и неудач младший школьник воспринимает, как отметкуличности в целом. Это нередко провоцируют взрослые. Важная задача учителя - сформировать критерий оценки, делать комментарии. Первоклассники думают, что оценку ставят за старание. Безотметочное обучение в первом классе предложил Амонашвили - научить ребёнкаоценивать результаты своей деятельности. У нас учителю проще поставить отметку, чем сделать комментарий. В этойситуации формируются внутренние критерии стихийно и, возможно, неправильно. Мотив утверждения в коллективе (классе) - на начальной стадииобучения преобладает мотив превосходства. Когда оценка, становится самоцельюребёнок, превращается в манипулятора. Тяга младших школьников к свалкам, чердакам, гаражам, помойкам обычногруппами. Испытание на храбрость - определяется статусом, желание пережить ужаси страх. Самоутверждается. Выплеск негативных эмоций, развитие творчества. Потребность в двигательной активности наиболее ярко выражена в этом возрасте- задача овладеть всеми доступными движениями. Интерес к физкультуре - первоеместо 75% детей; второе место - рисование. Эго формирует “ Я - могу”. Различные умения ценятся сверстниками, приобретается статус.