Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия.
Ведущий вид деятельности дошкольника - сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра глубоко изучена Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой и др. Игра - особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Сюжет - отражаемая в игре область, сторона действительности. В младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят предметные действия, в среднем возрасте - социальные отношения (врач и пациент). В старшем дошкольном возрасте предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основы (доктор - сочувствующий, добрый). Структура сюжетно-ролевой игры включает роль, воображаемую ситуацию и игровые действия. Влияние игры на развитие психики: 1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. 2. Развитие произвольности поведения и психических процессов. 3. Развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения. 4. Внутри игры возникают другие виды деятельности (учебная деятельность). 5. Происходит развитие речи, познавательных психических процессов. Существует тенденция, связанная со стремлением ускорить, перескочить дошкольное детство посредством обучения по типу школьного. Подобное «перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в умственном и личностном развитии ребёнка, которые не компенсируются обученностью. Необходимо полное проживание возраста. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) также рассматриваются как формы моделирования окружающей действительности. Графическая форма изображения предмета обуславливается имеющимися у ребёнка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом.
Развитие познавательных психических процессов Ведущую роль в этом возрасте начинает играть память. В основном она носит непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. Основной путь развития — обобщение собственного чувственного опыта. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. Ребёнок начинает мыслить во внутреннем плане, особенностью этого мышления является эгоцентризм. По мнению Жана Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта к первоначальным формам логического мышления. На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление. Ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т. д. ). В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития: - расширение словаря и грамматического строя речи; - детское словотворчество; - развитие функций речи (речь как орудие общения и мышления ); - убывание эгоцентризма детской речи; - развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи. Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты «Я» путём проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представление себя великаном и т. п. )
М. И. Лисина выделила две формы общения в дошкольном детстве: - внеситуативно-познавательное общение (3-4 года); - внеситуативно-личностное общение (6-7 лет). В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка только участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В 4-5-летнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своеобразное зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по многим показателям общения. Развитие мотивационно-потребностной сферы Вначале дошкольного детства мотивы имеют неосознанный, аффективно окрашенный характер. К концу дошкольного детства обнаруживаются разнообразные виды мотивов: игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения. Мотивы начинают осознаваться. Возникает соподчинение мотивов. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. 26 вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|