Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве




Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в Российском законодательстве

Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве

Историческое развитие Российского уголовного права за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего времени

Глава 2. Состав преступления, предусмотренного ст. 290 особенной части УК РФ

Объективные признаки взятки

Субъект и субъективные признаки взятки

Ответственность за взяточничество

Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Взяточничество является одним из древнейших преступлений, которое известно человечеству.

Опасность взяточничество определяется тем, что оно влечет за собой совершение немало других опасных преступлений - хищений в крупных и особо крупных размеров, нанесение ощутимого вреда рыночной экономики, подрыв финансово-кредитной системы и т.п.

Кроме того, взяточничество приобретает такие устойчивые формы, что взяточники объединяются в преступные сообщества и организованные группы, проникают в структуры власти и управления, правоохранительные органы, которые, становятся важным средством обеспечения безопасной деятельности организованной преступности.

Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Коррупция в правовом понимании - это злоупотребление своими властными полномочиями для получения выгод в личных целях.

Получение взятки - такое коррупционное преступление, которое подрывает демократические устои и порядок, причиняет существенный ущерб нормальному осуществлению своих функций местного самоуправления и органов государственной власти, муниципальных и государственных учреждений, а также подрывает авторитет этих органов, у простых граждан пропадает уверенность в защищенности своих прав, рождает у них недоверие к органам власти.

Коррумпированный аппарат становится не пригодным для выполнения функций государства и местного самоуправления, он становится бесполезным для общества.

Это сообщество, которое обслуживает лишь свои внутренние потребности и работает на благо собственных интересов, сохраняя при этом видимость государственных форм.

Дача и получение взятки - это деяния, которые предусмотрены главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это глава (преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) содержит в себе статьи, предусматривающие ответственность за должностные преступления.

Специфика таких преступлений состоит в их особой опасности. Совершая такие преступления, должностные лица нарушают один из основных принципов профессиональной деятельности государственных служащих, должностных лиц, служащих органов местного самоуправления, принцип законности - причиняя, таким образом, ущерб правам и законным интересам граждан, обществу и государству.

Проблема борьбы со взяточничеством всегда была актуальной для российского общества на разных этапах исторического развития государства. Взяточничество, являясь одним из опасных и распространенных проявлений коррупции, относится к числу лидеров по степени высокой латентности.

Исследование проблемы взяточничества как отрицательного правового явления, экономического и социально-политического в настоящее время приобретает значимый и неотложный характер.

Это связано, с растущей криминализацией общества в целом и с глубоким распространением коррупции в сфере государственной власти.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношений, в пределах которых происходит взяточничество и воплощаются нормы уголовного законодательства об ответственности за получение взятки. Предмет исследований - уголовно-правовой аспект борьбы с взяточничеством, научные труды, которые посвящены этой проблеме, статистический анализ совершенных преступлений в разные годы.

Цель исследования основывается в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за получение взятки, в разработке предложений по совершенствованию уголовного законодательства, которые бы регламентировали борьбу с взяточничеством.

В своей работе я попытаюсь дать уголовно-правовую характеристику получения взятки, проследить историю развития правового регулирования ответственности за получение взятки, раскрыть юридический анализ состава преступления, дать ему криминологическую характеристику и провести статистический анализ, а также сделать соответствующие выводы.


 

Глава 1. Понятия взяточничества и история его развития в Российском законодательстве

Понятие взятка и взяточничество в Российском законодательстве

 

Прежде всего, обратимся к определениям понятия "взяточничество", "взятка" и "получение взятки". "Взятка" как слово происходит от "взяток" - сбор меда пчелами. Как вид преступления "взяточничество" обладало сначала несколькими смысловыми оттенками, которые отображали только особенности формы, но не содержания такого явления.

Например, словарь В.Даля трактует взятку как «стыв, поборов, дары, приношения, приносы, гостинцы, пешкеш, магарычи, бакшиш, хабару, подарок или плата должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело». При этом взятка - это не то, что обещано, но и то, что фактически взято. То, что обещано, но фактически не взято, это есть посул.

Определение понятий «взятки» или «получение взятки» современный уголовный закон раскрывает более полно, чем раньше, и указывает наказание за совершение таких действий. Конкретно явление взяточничества можно прочесть в ст. 290 УК РФ: «это принятие должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации или иностранным должностным лицом принятие лично должностным лицом или через другое лицо выгод в виде ценных бумаг, денег, а также другого имущества или выгоды имущественного характера за действия (бездействие) в пользу того лица, которое получает взятку или лиц его представляющих, если эти действия (бездействие) входят непосредственно в должностные полномочия лица, получающего взятку или оно в силу своего положения может способствовать таковым действиям (бездействию), а равно за общее попустительство или покровительство по службе».

Таким образом, понятие «получение взятки» включает в себя все получения материальных ценностей незаконным путем должностными лицами и не материальных выгод имущественного характера.

Так же, данное определение включает в себя все нужные признаки для квалификации действий как получение взятки. Как можно увидеть из определения, что понятия взятки, как вариант ее получения законодатель включил и общее попустительство и покровительство.

К покровительству по службе можно отнести, действия, которые связанны с внеочередным незаслуженным повышением в должности, с необоснованным поощрением, совершением других действий, которые не вызваны служебной необходимостью.

К попустительству по службе можно отнести, непринятие вовремя мер должностным лицом за нарушения или упущения в своей служебной деятельности взяткодателя или лиц его представляющих, «закрытие глаз» на его противоправные действия.

Взяточничество - юридический термин, который содержит в себе 2 разных состава должностных преступлений против интересов государственной службы, государственной власти, и службы в органах местного самоуправления - это дача и получение взятки.

Взятка является характерным и типичным проявлением коррупции, которое подрывает и дискредитирует авторитет власти и управления, а также напрямую затрагивает интересы граждан и их законные права.

Коррупция в правовом понимании - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях. Отдельные ее проявления прямо запрещены уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст. 290 и ст. 291 УК; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289 злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285; и др.), другие - могут рассматриваться как дисциплинарные проступки (поборы и незаконные подарки, не являются взятками злоупотребления по службе, которые не причинили существенного вреда).

В части 1 ст. 290 УК РФ определяется основной состав получения взятки. Объектом преступления, ст. 290 УК РФ, является нормальная работа государственной службы в органах местного самоуправления, органов государственной власти. Некоторые авторы говорят о том, что можно выделить дополнительный объект - законные интересы и права юридических и физических лиц. Особое значение, на которое необходимо обратить внимание, имеет предмет получения взятки, который в ст. 290 УК РФ расшифровывается как ценные бумаги, деньги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Подробнее хотелось бы рассмотреть предмет взятки.

Взятка включает в себя не только ценные бумаги, деньги, иное имущество, но и различные выгоды, причем, как показывает практика имущественного характера.

Под деньгами (волютой) понимается не только российские денежные знаки, но и иностранные денежные знаки, которые находятся в денежном обороте, на момент когда совершается преступление. Старинные иностранные и российские монеты, которые на момент совершения преступления не являются средством платежа, но обладают нумизматической ценностью, деньгами в состав ст. 290 УК РФ не входят. В этом случае они относятся к предмету взятки в виде «иного имущества».

Помимо денег ст. 290 УК РФ под предметом взятки включает в себя ценную бумагу. Она может быть как в российской, так и в иностранной валюте, документарной и бездокументарной форме. Обязательным признаком ценной бумаги является то, что она должна находиться в обращении.

Определение ценной бумаги можно посмотреть в ст. 142 ГК РФ: «Это документ, который удостоверяет имущественные права с соблюдением в установленной форме и наличием обязательных реквизитов имущественные права, передача или осуществление которых возможны только при его предъявлении». К ценным бумагам относят государственную облигацию, чек, вексель, банковскую сберегательная книжку на предъявителя, сберегательный и депозитный сертификаты, акция, коносамент, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном порядке отнесены к числу таковых. Так же, Федеральный закон «Об ипотеке» вводит в гражданский оборот ранее не существующую именную ценную бумагу - закладную, которая удостоверяет права залогодержателя по обязательству обеспеченному ипотекой и по договору об ипотеке. Между тем, особенность закладной в том, что она, должна вводится как именная ценная бумага в оборот не Законом «Об ипотеке», а нормами Гражданского кодекса РФ. Но, тем не менее, п. 2 ст. 13 этого закона указано, что закладная и есть именная ценная бумага.

Под «иным имуществом» нужно понимать разные материальные ценности, которые обладают меновой стоимостью, сюда относятся и валютные ценности в виде долговых обязательств, которые выражены в иностранной валюте, драгоценные металлы, такие например как, золото, платина, серебро, и металлы группы платины - иридий, палладий, рутений, родий и осмий в любом состоянии и виде, кроме в ювелирных и бытовых изделиях, а также из лома таких изделий, жемчуг и природные драгоценные камни в обработанном и сыром виде, кроме ювелирных и других изделий из таких камней и лома этих изделий.

В качестве взятки могут рассматриваться как недвижимые, так и движимые вещи. При этом не имеет значения, находится ли конкретная вещь находиться в гражданском обороте она ограничена в нем законом или изъята из него. В последних двух случаях необходима дополнительная квалификация по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Что касается недвижимого имущества то, не все его виды реально могут выступать в качестве вознаграждения. Согласно ст. 130 ГК РФ: «К недвижимым вещам относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей». «Недвижимым имуществом считаются также объекты, которые подлежат государственной регистрации. К ним относятся морские и воздушные суда, космические объекты, суда внутреннего плавания». Если некоторые сооружения, здания, отдельные типы земельных участков, отдельные морские и воздушные суда могут находиться в собственности и, следовательно, могут быть предметом взятки, то, такие объекты как космические объекты, многолетние насаждения, леса, участки недр, вода, которые исключены из гражданского оборота, в качестве вознаграждения не могут быть переданы должностному лицу.

Что касается понятия «выгод имущественного характера» в уголовном праве имеет место множество разногласий. К ним относятся, услуги имущественного характера, которые оказываются безвозмездно, но подлежат оплате, например, предоставление проездных билетов, путевок, квартир, оказание юридических, которые не имеют материального выражения, но они квалифицируются по имущественной оценке в денежном эквиваленте.

Понятие выгод шире, чем понятие услуг. Выгоды, возможно, определить как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле понимание услуг раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «под выгодами имущественного характера понимают, занижение реальной стоимости имущества объектов, которые приватизируются, занижение арендной платы, процентных ставок в результате пользования банковскими ссудами».

В широком смысле выгода подразумевает получение для себя различной пользы, преимущества в результате оказания услуги и выполнения работы, а также иных действия материального характера. Все названные услуги и выгоды должны получить в приговоре оценку в денежном эквиваленте.

Объективной стороной получения взятки является получение взятки непосредственно должностным лицом или через своего посредника за конкретные действие (бездействие) в интересах лица, получающего взятку. В соответствии со ст. 290 УК РФ действие взяткополучателя могут выражаться в следующих формах:

действия (бездействие), которые относятся к кругу должностных полномочий лица в соответствии с должностным регламентом, а также противоправные действия (незаконное бездействие) должностного лица. Постановлением Пленума Верховного Суда №6 объясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он обязан совершить для взяткодателя, нужно понимать такие действия, которые он обязан или правомочен был выполнить в соответствии с возложенными на него полномочиями, а под противоправными действиями должностного лица понимают неправомерные действия, не вытекающие из его полномочий или совершались наперекор интересам службы, а также действия, которые содержат в себе признаки преступления либо иного правонарушения».

содействие в силу своего должностного положения определенными действиями (бездействием) других должностных лиц. В этом случае виновный пользуется своим положением и служебными связями, чтобы нужные действия (бездействия) совершались третьим лицом. При этом само третье лицо согласно Пленуму Верховного Суда РФ (п.4) тоже является должностным. Нужно заметить, что использование должностным лицом родственных или личных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой лицом должностью, не могут считаться как использование своего служебного положения;

под общим попустительством и покровительством по службе подразумевается благосклонное отношение должностного лица к тому лицу, в интересах которого было получено вознаграждение. При этом действия должностного лица не обязательно оговариваются, ну, а само вознаграждение вручается не один раз.

В теории уголовного права бытует мнение, что необходимым признаком получения взятки является определенная связь между раскрытыми ранее действиями и фактом самого получения взятки, а точнее - взятка является неотъемлемым условием, при наличии которого должностное лицо совершит соответствующие действие (бездействие).

В судебно-следственной практике известны дачи-получения взятки завуалированными способами. Такими способами могут быть: намеренный проигрыш в карты, прощение долга, оплата долга должностного лица.

С объективной стороны данное преступление выражается или через посредника, или непосредственно должностным лицом в получении взятки за бездействия (действия) в пользу лица, получающего взятку или лиц, которые его представляют им лиц, если такие бездействия (действия) входят непосредственно в должностные полномочия взяткополучателя, и оно в силу своего занимаемого положения может помогать таким бездействиям (действиям), а равно за полное покровительство по службе.

Посредником взяткополучателя может быть как его близкий друг, так и член семьи, а сами деньги могут быть непосредственно зачислены на счет лица, получающего взятку.

В заключении нужно выделить основные признаки, которыми могут обладать взятки:

. Взятка являясь имущественным вознаграждением, носит непосредственно материальный характер;

. Взятка дается лицу, представляющему интересы государственного органа, а так же учреждения или органа местного самоуправления;

. Передача вознаграждения обусловлена совершением или не совершением в интересах дающего действий, которые входят в компетенцию должностного лица и которое оно должно или правомочно выполнить в соответствии со своими должностными обязанностями, либо неправомерных действий, которые являются результатом, вытекающим из занимаемой должности лица или осуществляются наперекор интересам государственной службы, в том числе действий, которые содержат признаки правонарушения или преступления;

. Вручение взятки независимо периода ее получения должна преследовать обязательное вознаграждение должностного лица за совершение им действия (бездействие), носящего незаконный либо законный характер;

. Совершенное деяние по получению взятки должно всегда быть обращено в интересах взяткодателя или заинтересованных в этом третьих лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...