Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъект и субъективные признаки взятки




 

По ст. 290 УК РФ субъектом, а точнее специальным субъектом данного преступления, является должностное лицо. Все другие лица, которые участвуют вместе с ним в совершении преступления, а так же и лица, которые выдают себя за должностных лиц, будут отвечать за соучастие в получении взятки как подстрекатели, организаторы или пособники.

Итак, субъектом получения взятки согласно с примечанием к ст. 285 УК РФ будет лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняющее функции представителя власти либо выполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исполнение названных функций по специальному полномочию говорит о том, что лицо, которое исполняет конкретные функции, которые были возложены на него законом (стажеры органов полиции, прокуратуры и др.), приказом, нормативным актом, или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то должностным лицом или органом. Такие функции осуществляются только одноразово или в течение некоторого времени или совмещаться с основной работой (присяжные и народные заседатели и др.).

К представителям власти нужно относить лиц, которые осуществляют исполнительную, законодательную или судебную власть, а также работников надзорных, государственных или контролирующих органов, которые наделены в законном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, или правом принимать решения, которые обязательны для исполнения организациями, а также гражданами независимо от их подчиненности по подведомственности (например, члены Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, депутаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные соответствующими полномочиями работники налоговых органов, прокуратуры, таможенных органов, ФСБ Российской Федерации и МВД Российской Федерации, состоящие на государственной службе, государственные инспекторы, аудиторы, контролеры, военнослужащие, которые выполняют возложенные обязанности по обеспечению безопасности и по охране общественного порядка, и иных функций, при исполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями, мировые судьи и судьи федеральных судов).

Кроме того, п.4 Постановления относит к субъекту преступления «должностное лицо, которое хотя и не обладает полномочиями для совершения определенных бездействий (действий) в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих, но в силу своего должностного положения могло поспособствовать исполнения таких действий (бездействия) другим должностным лицом либо приняло взятку за общее попустительство или покровительство по службе».

Возможны варианты, когда лицо одновременно может выполнять и должностные функции (административно-хозяйственные и (или) организационно-распорядительные) и профессиональные. Например, председатель суда, с одной стороны, осуществляет правосудие как судья, а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (судей, помощников судей, секретарей судебного заседания и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление в этом случае он будет нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

Таким образом, субъектами получения взятки не являются работники муниципальных и государственных учреждений, органов местного самоуправления и государственных органов, которые в них исполняют профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к административно-хозяйственным или организационно-распорядительным функциям.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Преступление считается совершенное с прямым умыслом, то есть тогда, когда, лицо, реально осознает общественную опасность своих действий (бездействий), предвидит неизбежность наступления этих общественно опасных последствий и имеет желание их наступления. При получении взятки виновный понимает, что имущественная (материальная) выгода, полученная им незаконна за осуществление им оговоренных действий в рамках его компетенции в пользу лица, дающего взятку или лиц его представляющих.

Мотивом такого преступления как взяточничество является корысть, цель - собственное обогащение, приобретение имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность это стремление извлечь имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в пользу других лиц или свою пользу, т.е. без признаков хищения чужого имущества.

Личная заинтересованность выражается в стремлении получить выгоду имущественного характера, которая обусловлена такими стремлениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить истинное положение дел в организации, учреждении, заручиться поддержкой начальника в решении служебного или личного вопроса, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...