Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческое развитие Российского уголовного права за получение взятки от Псковской судной грамоты до настоящего времени




 

Достижения и неудачи реформ в уголовном законодательстве Российской Федерации зависят от того, насколько полно и правильно используется опыт прошлых лет законотворческой и правоприменительной деятельности. Чтобы понять смысл взяточничества нужно изучить историю его развития от древних времен до наших дней. Право постоянно изменяется, исчезают старые социальные отношения, появляются новые. Государство должно своевременно реагировать на такие изменения и вносить поправки в старые нормы и принимать новые. Применение законотворческого опыта прошлых лет имеет особое значение для решения вопросов совершенствования уголовного законодательства.

История борьбы с таким явлением как взяточничество уходит в далекое прошлое нашего государства. После судебника Русской Правды, после того, как усилилась княжеская власть народная юстиция стала терять свое прежние позиции, и к периоду действия Судебников вся деятельность народа сосредотачивалась в руках дьяков. Они являлись юристами, которым были хорошо знакомы все вылазки и больные места законов. Деятельность дьяков вела к взяточничеству и лихоимству. Такие виды преступления по службе, как лихоимство, взяточничество, отказ в правосудии, обращают на себя основное внимание законодательства.

Впервые Псковской судной грамотой (1397-1467гг.) в конце 14 века в Российском уголовном законодательстве было запрещено получение взятки. О таком факте упоминается и в Новгородской судной грамоте (1471г.). В обозначенных исторических нормативно-правовых актах сама взятка называлась «посулом». Статья 1 Судебника 1497г. говорила: «Судите суд окольничим и боярам. А на суде были у окольничих и бояр диаком. А посулов окольничим, и боярам, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому…». В этой статье под посулами понимали принятие должностным лицом, которое осуществляло правосудие или разрешало спор, поборов, гостинцев, взяток. Но, данная статья не предусматривала санкции за получения посула, но должностное лицо, которое его получило могло быть наказано главою государства. Следовательно, коррупция как правовое явление, которое было направленно против интересов государства и правосудия, проявилось на Руси в виде получения взяток.

В 1561 году царем Иваном Грозным была введена судебная грамота. Эта грамота уже определяла конкретные санкции за получение взятки чиновниками судебной системы местного управления и гласила: «А учнут излюбленные суды судите не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велите имати да отдавати тем людям, кто на них донесет».

В Соборном Уложении 1649 года взятку стали делить на «посул» (взятка-подкуп) и «поминки» (взятку-вознаграждение). В этом же нормативно-правовом акте ставились вопросы об уголовной ответственности за взяточничество, а конкретно: в главе десятой «О суде». Кроме того, был расширен круг лиц, которые привлекались к уголовной ответственности за получение взятки. К таким лицам относили тех лиц, которые выполняли такие же функции, что и судебные чиновники. Статья 8 главы десятой определяла уголовную ответственность за «мнимое посредничество». В этом случае частное лицо якобы берет для передачи судье от взяткодателя предмет взятки для принятия нужного решения для давшей вознаграждения стороны, а само практически присваивает такое вознаграждение.

Судебное уложение 1649г. разнообразило и расширило законодательство России по борьбе с взяточничеством, но оно не смогло устранить все проблемы, возникающие в правоприменительной практике.

Петр 1 посчитал недостаточными меры ответственности за взяточничество, которые были приняты другими царями. Указом от 23 августа 1713г. он, одновременно с получением взятки ввел уголовную ответственность за дачу взятки. В 1716г. был издан указ, который запрещал должностным лицам в подрядных организациях заниматься коммерческой деятельностью, а в 1723г. была введена смертная казнь за мздоимство, в легких случаях - забиралось имение, а преступник ссылался в вечную ссылку, при этом ему вырезали ноздри.

В 1715г. при создании «Воинских артикулов» впервые была проведена петровская систематизация уголовно-правовых норм, которые состояли из 24 глав и 209 статей. Взяточничество воинский устав рассматривал с трех позиций:

обычное принятие взятки;

нарушения служебного принципа вследствие принятия взятки;

совершения преступления за взятку. В артикулы входили такие должностные преступления, как взяточничество, которое наказывалось смертной казнью, а также телесными наказаниями и конфискацией имущества.

Наиболее расширено эти вопросы стали регулироваться в 19 веке, а конкретно в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. Это Уложение на то время было основным законом, раскрывающим составы взяточничества в 2-х статьях.

Статья 401 (ст.372 в ред. 1866 и 1885 гг.) рассказывала о ответственности чиновника или иного лица, который состоял на общественной или государственной службе, и который «по действию или делу, касающемуся непосредственно его обязанностей по службе, возьмет, хотя и без всякого в чем - либо нарушения сих обязанностей подарок, состоящих в вещах, деньгах или в чем бы то ни было другом». Такое деяние признавалось мздоимством.

Статья 402 (ст. 372 в ред. 1866 и 1885гг.) предусматривала ответственность за принятия в дар вещей, денег или чего-то иного «для допущения или учинения чего - либо противозаконного обязанностям службы». Это называлось лихоимством.

За лихоимство (принятие взятки за совершение «чего-либо противозаконного обязанностям службы») в качестве наказания ссылали в Томскую или Тобольскую губернию. При этом осужденный находился под заключением на срок от 1 до 3 лет и лишением прав на свое состояние. Самое строгое наказание было предусмотрено за лихоимство с вымоганием взятки «при истязаниях или ином явном насилии» - каторжные работы от 6 до 8 лет с лишением прав на свое состояние.

Виды взяточничества разделялись в зависимости:

. от деяния должностного лица:

а) правомерное, без нарушений обязанностей по службе (при мздоимстве);

б) соединение с нарушением этих обязанностей или даже преступное (при лихоимстве). Вымогательство взятки считалось наивысшей степенью лихоимства.

. от способа получения взятки:

а) получение взятки вымогательством самого берущего - «по почину»;

б) получение взятки по желанию вымогателя - «по почину лиходателя».

. от периода получения взятки:

а) до соответствующего (ожидаемого) поведения должностного лица;

б) после соответствующего поведения должностного лица.

Предмет взятки определялся по-разному, но, юристы прошлых лет были единогласны в понимании взяточничества как преступления, совершенного с корыстным умыслом: «предметом дара, подарка или прибыли, взятки, выгоды могут быть вещи, деньги или что-либо иное, но то, что имеет материальную ценность. Так как взяточничество является корыстным деянием, совершаемое по побуждениям обстоятельству, которое влияет на степень ответственности, то ответственность наступает, не зависимо от того, какой бы малой не была бы цена вещей или сумма денег, которая получена лихоимцем».

Уложение о наказаниях учитывало такой вариант, что получение взятки через других лиц (в том числе детей, жену, знакомых, родственников), или непосредственно должностным лицом, предусматривало замаскированные варианты принятия взятки под предлогом продажи проигрыша, мены, или другой какой-нибудь мнимой законной сделки.

Последующей ступенью в развития Российского законодательства относительно получения взяток явилось Уголовное уложение 1903г.

Ст. 656 Уголовного уложения предусматривалось три варианта принятия взятки служащим: простое мздоимство (ч.1), т.е. взятка принималась служащим за уже совершенное действие, которое входит в круг его непосредственных обязанностей согласно службе; квалификационное мздоимство (ч.2) - взятие взятки, заранее данной для стимулирования служащего к совершению такого действия на службе; лихоимство (ч.3) - получение взятки, заранее данной служащему для побуждения его к учению в круге его обязанностей противоправного служебного проступка или деяния или за совершенные им такой проступок или деяния».

В отличие от Уложения о наказаниях Уголовное уложение 1903г. проводил четкую границу между взяточничеством и еще одним видом должностного преступления - лихоимственными сборами. При таком виде должностного преступления виновный не требует и не принимает передачи мзды за свои незаконные действия, а прямо изымает незаконные поборы называя причиной поступления их в общественную или государственную кассу.

Наказание за мздоимство Уголовное Уложение 1903г. предусматривало заключение в тюрьму на срок до 6 месяцев, а за лихоимство - в виде исправительного дома на срок до 3 сет. В случае вымогательства взятки исправительный дом мог быть назначен сроком до 6 лет.

Следя на событиями, которые происходили в стране и мире в начале 20 века, законодатель увеличивает ответственность за лихоимство и мздоимство, а точнее, в случаях, когда они были учинены по делам, касающимся снабжения флота и армии боевыми, продовольственными и другими припасами, пополнение личного состава и вообще обороны государства в Законе от 31 января 1916г. Этот закон не считал преступлением дарение подарка должностному лицу в качестве благодарности, если не было ранее договоренности за совершения деяния не нарушая должностным лицом своих служебных обязанностей.

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма распространенным и опасным явлением. Это привело к тому, что вождь мирового пролетариата самостоятельно редактировал декрет 8 мая 1918г. о борьбе с взяточничеством.

Ответственность за взяточничество было ужесточена советской властью. Декрет НСК от 8 мая (25 апреля) 1918г. «О взяточничестве» предусматривал наказание за получение взятки - лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на такой же срок.

Переход к НЭПу сопровождался серьезным увеличением количества должностных преступлений и прежде всего это касается взяточничества. Первый Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 июля 1922г. Уничтожить взяточничество было задачей не из легких, и в 1922 году Советское государство и коммунистическая партия провели комплекс разнонаправленных мероприятий по борьбе с взяточничеством, при этом учитывалась повышенная опасность этого преступления. В числе таких мероприятий было проведение социальной кампании по борьбе с взяточничеством и усиление платы за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 9 октября 1922г., который изменил ст.114 и ввел новую ст.114а, наказание за неквалифицированные виды взяточничества включало в себя лишение свободы на срок не менее 1-го года с выборочной конфискацией имущества. За квалификационные виды взяточничества наказание состояло в лишение свободы на срок не менее 3-х лет, а при отягчающих обстоятельствах наказание- расстрел с конфискацией имущества.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за получение взятки по данной статье, признавались:

ответственное положение должностного лица, принявшего взятку,

возможность нанесения или нанесение государству материального ущерба в результате взятке,

вымогательство взятки.

Лицо могло быть освобождено от наказания в следующих случаях: если лицо, получившее взятку, немедленно и добровольно заявило о вымогательстве взятки и своими своевременными показаниями и донесениями окажет содействие раскрытию преступления.

За посредничество во взяточничестве и дачу взятки были установлены те же самые наказания, что и за получение взятки.

Ст. 117 УК РСФСР 1926г. определяет взяточничество как: «принятие должностным лицом непосредственно или через своих посредников, в любом виде вознаграждения (взятки) за невыполнение или выполнение в интересах того, кто дает какого-либо действия, которое должностное лицо должно или может, было совершить в силу своего служебного положения». Закон предусматривает за такое преступление наказание лишением свободы до двух лет.

В случае получения взятки было совершенное при отягчающих обстоятельствах, таких как:

а) ответственному положение должностного лица, получившего взятку,

б) при наличии ранней судимости за получение взятки или неоднократного получения взятки,

в) если со стороны лица, принявшего взятку, состоялся факт вымогательства, то наказанием в этом случае - лишение свободы с полной изоляцией на срок не менее двух лет, с ужесточением вплоть до расстрела с конфискацией имущества.

В это период было установлено самое строгое наказание за взяточничество, когда-либо существовавшее за аналогичное преступление - смертная казнь.

Дальнейшее развитие норм о взяточничестве можно увидеть в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. В этом законе выделяют квалификационные виды преступления, они уже описаны с изменениями. Хотя до этого эти изменения не вносились в описательные признаки состава получения взятки. Таковыми признавались:

) ответственное положение должностного лица, получающего взятку;

) судимость за получение взятки;

) неоднократное получение взятки;

) вымогательство взятки.

Санкции ощутимо ужесточились - до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, а при отягчающих обстоятельствах этот срок был от 5 до 10 лет лишения свободы. В санкции убрано наказание в виде смертной казни. Большую роль в понятие содержания уголовного закона сыграло Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебным положением или властью, превышении служебных полномочий или власти, халатности и должностном подлоге». В этом документе впервые дается официальное толкование административно-хозяйственных и распорядительных функций, которые входят в полномочия должностного лица, а также существенного вреда, корыстной или другой личной заинтересованности. Многие из указанных объяснений не утратили своей значимости в УК РФ 1996 года.

В ст. 290 Уголовного кодекса 1996г., который вступил в действия с 1 января 1997г., законодатель определил ответственность за получения взятки. Ст. 290 УК РФ гласит: «получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной организации через своего посредника или лично взятки в виде ценных бумаг, денег, иного имущества либо в виде незаконных оказания такому лицу услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершения действий (бездействия) в пользу взяткодателя или лиц, которые его представляют, если такие бездействия (действия) входят непосредственно в служебные полномочия должностного лица или если оно в виду своего должностного положения может поспособствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее попустительство или покровительство по службе». Так же законодатель устанавливает ответственность за дачу взятки. Данные деяния имеют квалифицирующие и особо квалифицирующие составы, которые перечислены в диспозиции соответствующих статей.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция и взяточничество существует столько времени, сколько существует и само государство. Однако взяточничество всегда считалось серьезным преступлением, но нельзя не заметить, что в России к взяточничеству отношение со стороны государства было и есть более терпимым, чем в Европе (где коррупционный уровень резко пошел вниз в ХХ веке). История развития уголовного законодательства России содержит множество решений, которые заслуживают самого тщательного изучения. Экскурсия в историю позволяет проследить поэтапное развитие юридической мысли в сфере регламентирования ответственности за взяточничество.

Достижения юридической науки прошлых лет обязаны оставаться на контроле российских ученых, т.к. проблемы тех лет и на данный момент продолжают оставаться весьма актуальными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...