Глава 3. Криминологическая характеристика коррупции и статистический анализ преступления
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В России на протяжении последних лет наблюдается активный рост взяточничества, нужно учитывать, что определить точный уровень распространенности взяточничества достаточно сложно, поскольку, высока латентность данного преступления. По мнению некоторых ученых, более 70% всех государственных служащих являются взяточниками. Также есть мнение специалистов, предполагающих, что в нынешнее время выявляется не более 2% случаев получения и дачи взяток. Основной причиной высокого уровня взяточничества следует признавать достаточно плохо организованную правовую систему, которая не дает возможности предпринимателям, а также нет необходимых стимулов для их участия в экономической и политической деятельности. Поэтому большинство предпринимателей работают в теневом секторе экономики. Это ведет к тяжелым последствиям для будущих экономических и политических реформ в странах, где развивается демократия и рыночная экономика. Таким образом, создается плодородная почва для роста коррупции во всех ее проявлениях. К условиям, которые порождают коррупцию в странах, находящихся в периоде перехода от централизованной к рыночной экономики, относятся следующие: . Трудности преодоления отрицательных последствий, которые существуют еще со времен тоталитарного периода. К таковым относится, замедленный переход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, способствовали в свое время процветанию коррупции. . Политическая нестабильность и экономический упадок. . Несовершенство и неразвитость законодательства. Применительно к российским условиям, несовершенство, имеющиеся пробелы, а также противоречивость нормативных актов, правовая безграмотность граждан создают благоприятное поле для различных правонарушений со стороны должностных лиц, в том числе и взяточничества.
. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы направлены к выстраиванию громоздкого государственного аппарата. Прежде всего, это касается исполнительной власти. Бюрократические структуры отлично выживают при самых разных тяжелых потрясениях. При этом нужно заметить, что чем интенсивнее преобразования, тем больше изощренности тратится аппаратом для собственного сохранения. В результате окружающая жизнь изменяется, а институты бюрократии, система управления отстают от этих преобразований. Разрастается аппарат, вводятся новые уровни управления, создаются огромное число ненужных координационных структур. Итог всего этого: чем сложнее управленческая система, чем больше разногласий между ней и имеющимися проблемами, тем легче в такой ситуации ужиться коррупции. . Неукорененность демократических политических традиций. В политику проникновению коррупции способствуют: неразвитость партийной системы (когда партии не берут на себя ответственность за подготовку своих квалифицированных кадров); несформированность политической культуры; несовершенство выборного законодательства. Чтобы лучше вникнуть в суть проблемы взяточничества необходимо подробно остановиться на криминологической характеристики личности преступника. Личность преступника является главной проблемой криминологии. Потому что уголовный закон нарушают конкретные лица. Не изучив особенностей личности преступника, нет возможности понять причины его такого преступного поведения, а в свою очередь, невозможно выявить причины, как всей преступности, так и отдельных ее видов. Личности преступника необходимо изучать в двух взаимных аспектах: прикладном и общетеоретическом. Подробное изучение личности преступника позволит правоохранительным органам выявить варианты, методы и формы изучения лиц, которые склоны к противоправному поведению, для того, чтобы можно было воздействовать на них, и была бы возможность сдерживания их от противоправного поведения.
Несмотря на подробное изучение личности преступника, тем не менее, существуют противоречивые моменты по тем или иным аспектам. Прежде всего, это определение самой личности преступника. Как показывает подробный анализ работ различных криминологов, личность преступника и в настоящее время рассматривается весьма неоднозначно. В одном случае личность преступника можно рассматривать как личность человека, который совершил преступление, в другом - как совокупность связей, социальных свойств, отношений, духовный и нравственный мир индивида, которые во взаимодействии с социальными и определенными жизненными условиями, предопределили совершение им преступления; в третьем - как специфичный тип личности, кардинально отличающийся от личности граждан уважающих закон. Для того чтобы убрать противоречия в определении, личность преступника во всех случаях необходимо изучать на двух уровнях: групповом и индивидуальном. Первый уровень определяет конкретную личность, которая совершила преступление, вследствие присущих только ей отрицательных качеств и свойств. Второй уровень включает в себя совокупность всех лиц, которые совершили преступление, со свойственными им негативными свойствами и качествами, которые определили их преступное поведение. Чтобы полно и широко изучить личность взяточника и выявить причины взяточничества как преступного явления необходимо провести анализ личности преступника по половому и возрастному признаку. Согласно имеющимся данным процент женщин, совершивших взяточничество, составляет от 24 % до 29%. Женщины по статистике, менее склонны к совершению преступлений, их амбиции в сфере заработной платы более скромны, если учитывать то, что взятие взятки совершается, чаще всего, из корыстных побуждений. Содержание семьи для женщины является жизненной необходимостью, но никогда ранее не рассматривалось в качестве обязанности. Поэтому невысокие доходы женщин не занижают ее социального статуса. Кроме того, низкий процент взяточничества среди женщин можно объяснить и тем, что большинство должностей в государственных структурах власти занимают мужчины.
По возрастному критерию высок процент лиц совершивших взяточничество в зрелом возрасте. Эти показатели в три раза превышают количество взяточников, которые совершили преступление после тридцати лет. Это объясняется тем, что к зрелому возрасту человек достигает высот по карьерной лестнице, занимает определённые посты, которые позволяют ему пользоваться ими в своих корыстных целях. А так же, в этом возрасте происходит переоценка ценностей человека и если ему не нравится его материальное или социальное положение, он пытается возместить это за счет противоправных действий. По социальному положению большинство лиц, замеченных во взяточничестве - это служащие, потому что конкретно они составляют основу субъекта состава преступления, согласно ст. 290 УК РФ - получение взятки. Из всех выделенных лиц, берущих взятку, только незначительный процент людей составляет ранее совершавших преступление. Это связано с тем, что костяк взяточников составляют лица, которые получили взятку. А, для этого нужно занимать соответствующую должность, которую не имеет право занимать лица, которые были ранее судимые. Выявлено лишь 10 % взяточников в этой группе. Это обусловлено тем, что факт получения и дачи взятки происходит один на один, при отсутствии свидетелей, что приводит к затруднениям в доказывании совершения данного преступления. Исходя из результатов исследования, можно выделить следующие типы взяточников: -й тип - активный взяточник - для данного типа характерна внутренняя потребность к взяточничеству. Он умышленно создает искусственные ситуации, способствующие взяточничеству. Мотивы совершения - в первую корыстные, но может быть и совершение преступления, с целью показать свое превосходство над людьми. Люди такого типа, стремятся занять нужные должности, имея желание заниматься взяточничеством.
-й тип - привычный взяточник - этот тип имеет неустойчивые морально-психологические установки, которые часто противоречивы. Такой тип характеризуется низким уровнем правовой культуры и правосознания. Но, в отличие от первого типа, он не создаёт искусственных ситуаций, которые провоцировали бы взяточничество, а занимается им, в силу устоявшихся «правил» поведения в данном коллективе, учреждении привычки. Мотив корыстный, но возможно совершение преступления из трусливых, малодушных мотивов, которые проявляются в нежелании портить с коллегами по работе отношения, боязни осуждения с их стороны и т.п. -й тип - ситуативный взяточник (неустойчивый тип) - не имеет устойчивых антиобщественных установок, но социально-психологические свойства такой личности неустойчивы, отношение к социальным нормам легкомысленное, что и приводит к совершению факта взяточничества. При совершении преступления преобладают, прежде всего, корыстные мотивы. Нравственно-психологические свойства и качества личности преступника, являются наиболее существенными при изучении этой личности, так как позволяют раскрыть мотивы ее противоправного поведения, а так же оценить степень антисоциальной направленности. Также необходимо отметить, что особенности личности взяточника обуславливают не только специфическую преступность, но и причины совершения им преступлений, а также меры борьбы с ней. Должностная и коррупционная преступность определяется общими для всей преступности страны криминогенными политическими, социально-экономическими и социально-психологическими факторами. В то же время для данного вида преступности присущи специфичные причины и условия ее существования, а также развития, которые связаны с муниципальной и государственной и иной службой. Среди этих специфичных факторов необходимо выделить те, которые связаны с условиями государственной службы, с характеристикой самих служащих и с социальным контролем за их деятельностью на службе. Выделяя служебную атмосферу в качестве фактора, который продуцирует коррупционную и должностную преступность, особое внимание нужно обратить на: а) имеющийся тип управления; б) условия службы; в) социально-психологическую атмосферу в коллективе. Имеющиеся в данное время условия службы большинства чиновников, размер их оплаты труда, часто влияют на появление корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение должностных преступлений. На коррупционную и должностную преступность в значительной степени влияет имеющееся в учреждениях социально-психологическая обстановка, признание коррупции служащими нормальным явлением.
Огромное значение в системе детерминант коррупционной и должностной преступности имеют отрицательные характеристики личности самих государственных служащих. К числу таких характеристик относятся: антиобщественная установка, зависть, карьеризм, корысть, готовность принести в жертву своей выгоде материального характера нормы морали, закон и профессиональную честь. Одним из существенных условий, которые способствуют совершению коррупционных и должностных преступлений, являются пробелы социального контроля и организационно-распорядительного характера. К таким относятся: нарушение договорной дисциплины, недостатки планирования; недостатки в расстановке и подборе кадров (когда принятие на работу производится по семейному признаку, набирают непрофессионалов, лиц с подозрительной репутацией, и т.п.); пробелы в организации служебной деятельности (передача полномочий, распределение обязанностей, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в воспитательной работе; недостатки контроля и учета; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, людских и материальных и ресурсов); отсутствие контроля за расходами и доходами служащих, должностных лиц, а также за выполнением этих служащих своих служебных обязанностей, закрывание глаза на факты коррупции. В результате всего этого лишь небольшое количество лиц, которые виновные в совершении таких преступлений реально привлекаются к уголовной ответственности. При этом только около трети осужденных взяточников приговариваются к лишению свободы. Конечно, во многом это объясняется тем, что к ответственности привлекаются случайные, невысокого ранга взяточники, а не лица, занимающие в государственном аппарате высокие должности. Недостатки социального контроля выявляются и в неполном применении нормативных и законодательных правовых актов, которые направлены на уменьшение коррупции без четкого определенного механизма их исполнения. Не полностью, установлена законом ответственность лиц, которые виновны в совершении коррупционных и должностных преступлений, с степенью тяжестью содеянного. Так, за дачу взятки или ее получения, коммерческий подкуп виновному возможно назначение уголовного наказания в виде штрафа. В то время как в США, взяткой, влекущей уголовное наказание, признается даже получение подарков в течение года из одного источника на сумму более 50 долларов. Низкая эффективность противодействия коррупции и взяточничеству обусловлена сложностью обнаружения данных преступлений, что связано с самой их природой. Взяточничество, является двусторонним преступлением, т. е. таким, в котором нет потерпевшего, нет сторон, которые были бы заинтересованы в установлении истины по делу, в наказании виновных, в выявлении преступления. Напротив, обе стороны стремятся сокрыть совершенное преступление не только от окружающих, но и от правоохранительных органов. Именно этими причинами и объясняется высокая латентность данного преступления. Официальная статистика обнародует лишь небольшой процент реально совершенных преступлений, что не позволяет в полной мере сделать конкретный вывод о существовании коррупции в России как социального явления. За последнее время заметно изменились отношения между взяткополучателями и взяткодателями. Инициатива установления таких отношений является обоюдной, поэтому взяткодатели перестали бороться за свои законные права. Известны случаи, что лицо, которое совершило правонарушение, пытается уговорить должностное лицо не предпринимать в отношении него соответствующих мер, предлагая ему взамен за это вознаграждение. Либо взятка может предлагаться авансом за покровительство в будущем. Что касается лиц, получающих взятку, то и они часто сами проявляют инициативу, выискивая лиц, которые, во-первых, сами не против установить преступные связи, т.к. заинтересованы в покровительстве со стороны должностного лица, а во-вторых, платежеспособных. Таким образом, наблюдается сращивание тех, кто имеет крупные денежные суммы, добытые явно преступным путем, и руководящих работников исполнительных и представительных органов власти. Целью подкупа должностных лиц является безнаказанное нарушение антимонопольного, уголовного, налогового, лицензионного и иного законодательства, получения служебной информации таможенных и налоговых служб, фондов имущества, инвестиционных фондов, правоохранительных органов. Отсюда следует, что коррупция существовать сама по себе не может, а выступает только как средство обеспечения активной преступной деятельности. Итак, заинтересованность обеих сторон в сокрытии фактов коррупции, отсутствие потерпевшего, уменьшают шансы правоохранительных органов в выявлении и раскрытии преступлений, в сборе доказательств по уголовным делам. Очень часто взятки завуалируются под презенты, которые вручают от имени организаций или частных лиц по разным поводам. Наличие коллизии норм уголовного законодательства, гражданского законодательства, муниципальной и государственной службе не позволяет привлекать лиц к ответственности, которые тщательно маскируют взяточничество под получением подарков. Еще одной проблемой в установлении истинного положения дел в борьбе с взяточничеством является отсутствие фактического равенства всех граждан перед законом. Такая тенденция просматривается в расширении категорий должностных лиц, которые обладают иммунитетом против привлечения к уголовной ответственности, в том числе и за коррупционные деяния. Сейчас таковых насчитывается десять. Президент РФ, кандидаты в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены избирательных комиссий, члены выборных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, кандидаты в депутаты, должностные лица (председатель, его заместитель, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, прокуроры, судьи, следователи прокуратуры), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, иностранцы - консулы, дипломаты, лица, которые находятся под международной защитой, персонал международных организаций. В отношении этих лиц имеются институты, которые представляют собой особенный порядок действия уголовного и уголовно-процессуального закона. Такой полноты, по мнению многих специалистов, как в Российской Федерации институт иммунитетов не имеется нигде. Таким образом, владение правом неприкосновенности является основной целью для лиц, совершающих преступные деяния, поэтому они уже не только готовы на подкуп чиновников, но и сами стремятся попасть в структуры власти. Все выше сказанное свидетельствует о том, что в нынешних условиях продуктивное противодействие правоохранительных органов такому негативному явлению, как коррупция невозможно без соответствующих законодательных мер. Должны быть внесены изменения в уголовно-процессуальное законодательство, принят особый закон по борьбе с коррупцией, а также нужно внести дополнения в Уголовный кодекс РФ. К коррупционным сферам деятельности по мнению многих в России, относятся: таможенные службы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8F>: возврат конфискованной валюты и товаров; пропуск через границу товаров, которые запрещены к перевозке; необоснованные причины задержек груза; занижение таможенных пошлин; незаконные отсрочки таможенных платежей; налоговые органы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0>: «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; возвращение НДС; отсутствие контрольных мероприятий; не собирание налогов в полном объёме; остановка и проверка производства, вызванная конкурентами; бюрократия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F>: создание специальных коммерческих фирм, которые ускоряют оформление документов за дополнительную плату; взятки за оформление разрешений, справок, прочих документов; правоохранительные органы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B>: отсутствие заслуженного наказания за правонарушения; прекращение и возбуждение уголовных дел, направление уголовных дел на дополнительное расследование; борьба с коррупцией: часто является ширмой для сокрытия средств, выделяемых на её реализацию; учебные заведения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>: завышение результатов экзаменов; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний; покупка и продажа дипломов. По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России выделена пятёрка самых коррумпированных: Министерство транспорта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (а также подведомственный ему Росавтодор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80>); Министерство обороны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (а также подведомственный ему Спецстрой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9>); Министерство экономического развития <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (и особенно подведомственные ему Росреестр <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80> и Росимущество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>); Министерство финансов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (в первую очередь его Департамент бюджетной политики <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%94%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&action=edit&redlink=1>, а также подведомственные ему Федеральное казначейство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)> и Росстрахнадзор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80>); Министерство здравоохранения и социального развития <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> (а также подведомственный ему Роспотребнадзор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80>). В ходе опроса, который проводился ВЦИОМ россияне на вопрос: «Какие институты и сферы в современной России, по Вашему мнению, больше всего заражены коррупцией?» ответили «Одним из первых мест по коррумпированности занимают сотрудники полиции». Это очень тревожно. Нужно отметить, что высокую степень опасности коррупция представляет тогда, когда захватывает она правоохранительные органы государства, которые созданы именно для борьбы с ней. Количество зарегистрированных уголовных дел по фактам взяточничества с 2005 по 2011 гг. имело устойчивую тенденцию к росту. Исследования показали, что среди осужденных сотрудников органов внутренних дел, которые совершили «профессиональные» преступления, преобладают молодого возраста лица. Так, 2,2% из них в возрасте от 18 до 21 года; 26,7% - от 22 до 25 лет; 22,3% в возрасте от 26 до 29 лет. В общей сложности 51,2% преступников составляют лица не старше 30 лет, что соответствует удельному весу этой возрастной группы в общем количестве всех осужденных в стране преступников. С возрастным увеличением отмечается тенденция уменьшения числа преступников соответствующих возрастных групп. Так, лица в возрасте 30-35 лет составляют 26,7%; 36 - 40 лет - 13,3%; 41 - 45 лет - 7,7%; 46 и более лет - 1,1%. Преобладание лиц молодого возраста среди преступников связано, с тем, что 18-30 лет - считается наиболее криминогенным возрастом. А также это можно объяснить тем, что в данное время более половины личного состава сотрудников органов внутренних дел составляют именно лица этого возраста. Важной характеристикой осужденных сотрудников является стаж их работы в органах внутренних дел. От стажа зависят навыки, опыт, знания, которые становятся основой их профессиональной деятельности. Среди них 14,3% работали в органах внутренних дел менее года; 22,6% - от 1 до 3 лет; 19,2% - от 3 до 5 лет; 19,0% - от 5 до 10 лет; 16,6% - от 10 лет до 15 и 8,3% более 15 лет. В общей сложности 56,1% осужденных за должностные преступления в органах внутренних дел проработали менее пяти лет. По данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, с 2005 года по 2009 год наблюдалось увеличение числа преступлений по ст. 290 УК РФ. В 2005г. как видно из графика было зарегистрировано 9,8 тыс. В 2006-2009 годах, к сожалению, происходило увеличение из года в год числа выявленных случаев взяточничества, к 2009 году оно достигло самого пика в 13,1 тыс. После этого, как видно на графике началось его снижение. В 2010 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,5 тыс., в 2011 году - до 11,0 тыс. и к 2012году это число составило 10 тыс. После 2009 года, когда было зарегистрировано максимальное количество преступлений, наблюдается заметная тенденция к снижению уровня преступности.
Рис. 1 уголовный преступление взятка коррупция Это может говорить либо об эффективной работе правоохранительных органов в раскрытии преступлений по ст. 290 УК РФ, либо о сознательно заниженных данных для отчетности в проделанной работе. Ранее говорилось о том, что взяточничество характеризуется высокой степенью латентности, а также о том, что многие взяткодатели сами не хотят придавать огласке факт передачи-получения взятки. Таким лица проще дать взятку, чем подавать заявление в правоохранительные органы по факту вымогательства взятки, т. к. многие граждане уверены, что сами представители правоохранительных органов являются коррумпированными лицами. И на это мнение есть достаточно оснований. Поэтому данные 2010-2012гг. могут свидетельствовать о более скрытных способах передачи - получения взятки или утаивания факта получения взятки самими правоохранительными органами. Хочется быть оптимистом и верить в то, что снижения показателей уровня взяточничества в 2010-2012гг. свидетельствует об эффективности работы тех структур, которые призваны бороться с коррупцией в нашей стране, а также надеяться на честность тех людей, которые занимают государственные должности при выполнении ими своих должностных обязанностей. Не смотря на снижение уровня взяточничества за последние годы, нельзя расслабляться в борьбе с коррупцией, а надо только усилить свои силы по ее искоренению. В борьбе с коррупционной и должностной преступностью главное значение имеет ее предупреждение. Мерами такого предупреждения могут быть: совершенствование правовой базы борьбы с коррупционной и должностной преступностью; совершенствование работы государственного аппарата и процедур решения им вопросов; четкая регламентация служебной деятельности; предоставление государственным служащим услуг и зарплаты, которые бы обеспечивали достойный уровень жизни; усовершенствование вариантов подбора кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, которые нарушают нормы этического поведения, связанные непосредственно с выполнением своих должностных полномочий; реализация и разработка на региональном и федеральном уровнях долгосрочных программ борьбы с коррупционной и должностной преступностью; реализация усиленного контроля за расходами и доходами муниципальных, государственных и иных категорий служащих; обеспечение безопасности лиц, которые осуществляют борьбу с коррупционными и должностными преступлениями, а также членов их семей; повышение уровня деятельности правоохранительных органов по пресечению и предупреждению фактов совершения коррупционных и должностных преступлений; усовершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по пресечению и предупреждению этих преступлений; осуществление и установление административного надзора за лицами, которые имеют судимость за совершение тяжких коррупционных и должностных преступлений; использование системы образования и средств массовой информации, всех институтов гражданского общества для правильного формирования сознания гражданами страны опасности такого явления как коррупция и таким образом снизить уровень общественной терпимости к проявлениям коррупции. Кроме указанных специально-криминологических мер важное значение для предупреждения коррупционных и должностных преступлений имеют искоренение отрицательных последствий реформирования в сфере экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение социального уровня граждан, а также эффективная каждодневная защита охраняемых законом, но очень часто нарушаемых государством интересов и прав физических и юридических лиц.
Заключение
Взяточничество на любом отрезке исторического развития любого государства сопровождает государственный аппарат. Масштабы этого явления находятся в прямой зависимости от государственного управления, от политического режима, а также выбранной стратегии борьбы с коррупцией. Особенностью взяточничества в России, как было раскрыто в первой главе данной работы, является его историческая предрасположенность и необычайная распространенность. В третьей главе среди основных причин высокого уровня коррупции называется толерантное отношение граждан к даче взятки, а также высокий уровень латентности данного преступления. В связи с этим, в целях повышения авторитета действующей власти на первый план в борьбе с коррупцией выходит совершенствование системы государственного управления. Борьба с взяточничеством - очень сложный и достаточно длительный процесс. Но, правильное формирование зрелого гражданского общества и цивилизованного аппарата государственных служащих поможет снизить уровень взяточничества. В современном обществе взяточничество порождает коррупцию. Берущий взятку и ее дающий образуют преступное сообщество, которое преследует свои собственные цели. Проведенное исследование - это попытка обратить внимание на сложившуюся в стане проблему с взяточничеством. В результате проведенного исследования причинами высокого уровня коррупции являются: . Низкая заработная плата государственных служащих, которые работают уже не на государство, а на преступную группу. . Уровень взяток зависит от стабильности общества - он резко возрастает во время войн, революций и социальных потрясений. . Уровень жизни населения. Коррупция поражает нищие страны - чем устойчивее социальная и политическая система, стабильнее общество, крепче экономика, тем ниже уровень коррупции. . Современные статистические показатели коррупции позволяют сделать выводы о несовершенстве уголовного законодательства. При этом несовершенство может быть связано как с действующими нормами, та и с их правоприменением. Проанализировав сложившуюся ситуацию с коррупцией в стране, можно выделить такие направления в борьбе с взяточничеством, как: . переориентировать государство с интересов элиты на интересы среднего класса граждан России; . повышение уровня профессионализма лиц, которые занимают публичные должности; . пожизненное отстранение от занимаемой должности государственного служащего в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности; . упростить процедуры оформления документов; . снизить прямое общение чиновников с гражданами путем создания получения определенных услуг с использованием специальных электронных средств; . ужесточить уголовное наказание за получение и дачу взятки. Именно такие пути решения мне видятся в борьбе с коррупцией. Но это не все из многих мер борьбы с коррупцией, которые можно предложить. Кроме того, для сокращения численности преступлений, нужно обратить внимание на подрастающее поколение, на их нравственное воспитание и обучение. А также необходимо повысить уровень правовой грамотности россиян.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. . Гражданский кодекс Российской Федерации: в ред. Федерального закона от 26.11.2011. № 146-ФЗ//Информационно-справочная система «Консультант плюс». . Уголовный кодекс Российской Федерации: в ред. Федерального закона от 07.12.2011. № 419-ФЗ. - М.: Проспект, 2012. - 160с. . Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: в ред. Федерального закона от 21.11.2011 №273-ФЗ//Информационно-справочная система «Консультант плюс». . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, - №4, - 2000г. . Бабанин В.А., Соболев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. - №3. - 2007г. . Будатаров С.М. Присвоение взятки: преступление против собственности или преступление против интересов государственной власти? // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. -2009. -№ 2. -С. 55-56 . Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.М. Ответственность за взяточничество: социально-правовые и криминологические проблемы. Ереван, 2007. с. 50-51. . Гребенюк Р.А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика взяточничества. Диссертация … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004., с. 66. . В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 3. - М.: Рипол Классик, 2006. с. 95. . Джуричич М.Л., Булатович И.Ж., Роль государства в борьбе с коррупцией // Труд и социальные отношения. -2010. - № 2. - С. 63-64. . Завидов Б.Д. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика, №5, 2002., с. 57. . Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Личность взяточников и некоторые особенности их преступной деятельности. - В сб.: Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. М., 2009., с. 87-88. . Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. № 2, 2006., с.15-16. . Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики. 2-е изд., перераб. И доп. - Ставрополь: Сервисшкола, 2004г., с. 45. . Краснопеева Е.П. Предмет взятки и квалификация содеянного // Законность. - 2005г. №8, с.12. . Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права. Особенная часть в пяти томах. Т. 5. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002., с. 78-79. . Кузьмин Н. А. К вопросу о понятии и природе коррупции // Российский следователь. -2009. -№ 24. с 23 -24. . Кушниренко С.П. Особенности расследования взяточничества: Учебное пособие. СПб., 2006, с. 89-90. . Лопатин В.В. Карапетян С.А., Лазарев В.В., Максимов С.В.: Актуальные проблемы коррупционной политики в Российской Федерации. - М., 2011, с. 99-100. . Лопашенко Н.А. Взяточничество: проблемы квалификации // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2001, № 6. - С. 115-116. . Маликова А. Ш. Получение взятки как вид коррупционного преступления // Современное право. -2009. -№ 1. - С. 122 - 123. . Миненок М. Г., Миненок Д. М. Корысть: криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб., 2009, с. 99. . Падалка Л.П. Развитие русского права в XV -первой половине XVII в. / Л.П. Падалка. - М.: Зерцало, 2006. с. 326. . Подвальный А. С. Взятка как наиболее опасное проявление коррупции в России // Закон и право. -2009. - № 8. - С. 39 - 40. . Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства: под общей ред. О.И. Чистякова.- М.: Юридическая литература, 2005, с. 520-521. . Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т. 3. Акты Земских соборов: под общей ред. О.И. Чистякова.- М.: Юридическая литература, 2005, с. 512-514. . Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (издание исправленное и дополненное) / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева.- М.: Инфра-М Контакт, 2006, с. 739. . Упоров И. От понятия «мздоимство» к понятию «взятка» / И. Упоров // Российская юстиция. 2001. № 2. . Яни П.С. Взятка за незаконные действия. Квалификация действий, совершенных за взятку // Криминалистъ. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Академии Ген. прокуратуры РФ, 2008, № 3, с. 34-35.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|