Общ. понятие о фин. сис-ме (ФС). Экон. основы ее построения.
Основу фин.системы сост.отношения, возник-е в гос-ве, в кот.уч-ют 4 субъекта:1. Гос-во. 2. Регион. 3. Хоз. субъект. 4. Гражданин. Фин. сис-ма – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер финанс. отношений и соответствующих им финанс. учреждений, организующих образование, распределение и использование централиз. и децентрализ. фондов денеж. ср-в. ФС РБ представляет собой 4-блочную сис-му относительно самостоятельных звеньев, к кот-м относятся: 1. Общегос. или централиз. Ф. 2. Территориальные Ф. 3. Ф. хоз. субъектов или децентрализ. Ф. 4. Ф. дом. хоз-в. Фин.система РБ предст.собой единую систему, т.к.её построение отвечает осн.требованиям, предъявл.к системе, а именно однородности элементов по своим задачам и объединённости в единое целое. ФС – единая система, т.к. базир-ся на едином источнике рес-в для всех звеньев, а им. ВВП и НД. Основой ФС служат Ф. предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального произ-ва.
Специфической сферой ФС явл.органы управления финансами или фин.аппарат. Согл.Констит.РБ высшим законодат.и представит.органом РБ явл. Парламент или Нац.собрание, сост.из 2х палат: палаты представителей и Совета республики. Представит. Органы в лице Нац.собрания обсужд.и утвержд.респ.бюджет, приним.з-ны о бюджете, налогах и др.сборах в пределах опред-ных Конституцией. В фин.деят-ти также уч-ют и др. спец.органы: - Минфин РБ - Мин-во по налогам и сборам - тамож.комитет - комитет по ценным бумагам и др. 14. Хар-тика звеньев общегос. финансов. Общегос. Ф. – их задачей явл. концентрация финанс. ресурсов в распоряжение гос-ва и направление их на финанс-ние общегос. нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, гос. пошлин и др. В составе данных финансов выделяют след. звенья:
● ГБ – форма образования и использования Ц. фондов денеж. ср-в для обеспечения ф-ий органов гос. власти. Бюджет состоит из 2-х взаимосвязанных групп статей: доходов и расходов. В доходной части указываются источники поступления денеж. ср-в и их количественные параметры. В расходной части указывается направление использования бюджетных ср-в и их количественные параметры. ГБ – осн. план страны на текущий год, имеющий силу закона. ГБ РБ вкл. бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, что в совокупности приводит к формированию консолидированного бюджета. ● целевые бюджетные и внебюдж.фонды Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений п/п-ий. Фонды обладают особенностями: • имеют строго целевую направленность; • формируются за счет обязательных отчислений юрид. и физ. лиц; • взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате имеют налоговую природу, и тарифы на них устанавливаются гос-вом и явл. обязательными. Гос.внебюдж.фонды-фонды ДС, образ.вне респ-го бюджета и бюдж-в местных органов власти. Созд-ся для финансирования конкр.мероприятий, имеющих общегос.значение для гос-ва в целом.(ФСЗН) Гос.целевые бюдж.фонды-фонды ДС, образ.в соотв.с законод-вом РБ в составе бюджета за счёт дох-в целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкр.вида дох-в или иных поступлений. ● гос. кредит (ГК) –отражает кредит.отношения по повлду побилизации гос-вом врем.свободных ДС п\п, орг-ий и населения на началасх возвр-ти для финанс-ния гос.расходов. Кредиторы – физ\юр.лица. Заёмщик-гос-во в лице его органов. Данная форма кредита позволяет направлять дополнит.ФР на покрытие бюдж.дефицита без осущ-я для этих целей ден.эмиссии. ГК может использоваться в целях стабилизации денеж. обращения в стране.Необ-ть использования ГК обусл.невозможностью удовлетв-ния потребн-ей об-ва за счёт бюдж.дох-в. Т.о. ГК-ср-во увеличения ФР гос-ва.
15. Хар-ка звеньев сферы фин-ов п/п. – представл. собой сис-му денеж. отношений, связанных с формированием и использованием денеж. фондов предприятий. В зависимости от сферы деят-ти выделяют: сферы материального и нематериального произ-ва. По отраслевой направленности Ф-сы распредел-ся по след. звеньям: - ф-сы предприятий промышленности - сельского хоз-ва - строительство - грузового транспорта - связи - торговых В непроизводственной сфере выделяют след.: - финансы образования - культуры и искусства - здравоохранения и физической культуры - науки и научного обслуживания - пассажирского транспорта - ЖКХ и бытового обслуживания - коммерческих, страховых, кредитных и др. учреждений - общественных орг-ций - обороны страны В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер выделяют финансы предприятий, основанные на гос. и на частной форме собственности. Гос. собственность в свою очередь подразделяется на республиканскую и коммунальную. Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы подразделяются на 3 группы: - функционирующие на коммерческой основе - находящиеся на смешанном финанс-нии - полностью финансируемые из бюджета
16. Территориальные Ф. Террит.финансы выполняют ту же задачу, что и общегос., но применительно к админ-террит.образованию, наход.на самоуправлении. За счет ср-в местных бюджетов осущ-ется финанс-ние сис-мы народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окруж. среды. С помощью территориальных Ф. гос-во осущ-ет выравнивание ур-ней экон. и соц. развития территорий, кот-е в результате историч., географич., военных и др. условий отстали в своем экон. и соц. развитии от др. районов страны. Финанс. базой территориальных органов власти явл. их бюджеты. Территориальный бюджет –Ч/з эти бюджеты обществ. фонды распределяются м/у отдельными группами населения. Из территориальных бюджетов финанс-ются некот-е отрасли производств. сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хоз-ва, а также услуги, кот-е явл. важным компонентом обеспечения жизнедеят-ти населения.
Внебюджетные фонды формируются за счет след. источников: - добровольные взносы физ. и юрид. лиц - доходов от аукционов - штрафов за административные нарушения Местные внебюджетные фонды создаются на основе решений местных представительных органов власти. Создание местных внебюджетных фондов содействуют: • усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей деят-ти; • укреплению ФР местных органов власти, что придает устойчивость их финанс. базе; • усилению экон. связи местных органов власти с п/п-иями, расположенными на подведомственной им территории • повышению ур-ня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению. 17. Ф. населения. Их задачей явл. формирование доходов, использование их на текущие расходы на приобретение имущества на создание финанс. портфеля. Возникновение Ф. дом. хоз-в вызвано: - возможностью граждан получать денеж. вознаграждение за свою рабочую силу, организаторские способности, интеллектуальную собственность - появлению индивидуальных предпринимателей - развитием рынка ценных бумаг В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых дом. хоз-вами, их можно подразделить на 3 группы: - обязательные платежи - расходы на потребление - денеж. сбережения В зависимости от функционального направления выплат, их подразделяют на 2 группы: - налоги и сборы с физ. лиц - коммунальные платежи населения Применяя налоги и сборы с физ. лиц гос-во: • обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных ур-ней • оказывает влияние на структуру бюджетов дом. хоз-в путем стимулирования рационального для общ-ва использования получаемых доходов • перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения Расходы на потребление подразделяются на текущие и капитальные. Сбережения населения Выделяют 3 мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в дом. хоз-вах:
• создание страхового резерва для поддержания ур-ня текущего потребления в случае ↓ по тем или иным причинам величины располагаемого дохода; • создание денеж. резерва для повышения ур-ня капитальных расходов • создание денеж. фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения ур-ня доходов дом. хоз-ва формы накопления сбережений: - неорганизованные сбережения – наличные деньги на руках у населения в разной валюте - организованные сбережения – денеж. ср-ва, размещаемые на счетах по вкладам в коммерч. банках, вложенные в акции, облигации и др. финанс. инструменты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|