Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Общ. понятие о фин. сис-ме (ФС). Экон. основы ее построения.





Основу фин.системы сост.отношения, возник-е в гос-ве, в кот.уч-ют 4 субъекта:1. Гос-во. 2. Регион. 3. Хоз. субъект. 4. Гражданин.

Фин. сис-ма – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер финанс. отношений и соответствующих им финанс. учреждений, организующих образование, распределение и использование централиз. и децентрализ. фондов денеж. ср-в.

ФС РБ представляет собой 4-блочную сис-му относительно самостоятельных звеньев, к кот-м относятся:

1. Общегос. или централиз. Ф.

2. Территориальные Ф.

3. Ф. хоз. субъектов или децентрализ. Ф.

4. Ф. дом. хоз-в.

Фин.система РБ предст.собой единую систему, т.к.её построение отвечает осн.требованиям, предъявл.к системе, а именно однородности элементов по своим задачам и объединённости в единое целое. ФС – единая система, т.к. базир-ся на едином источнике рес-в для всех звеньев, а им. ВВП и НД.

Основой ФС служат Ф. предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального произ-ва.

 

Специфической сферой ФС явл.органы управления финансами или фин.аппарат. Согл.Констит.РБ высшим законодат.и представит.органом РБ явл. Парламент или Нац.собрание, сост.из 2х палат: палаты представителей и Совета республики. Представит. Органы в лице Нац.собрания обсужд.и утвержд.респ.бюджет, приним.з-ны о бюджете, налогах и др.сборах в пределах опред-ных Конституцией.

В фин.деят-ти также уч-ют и др. спец.органы:

- Минфин РБ

- Мин-во по налогам и сборам

- тамож.комитет

- комитет по ценным бумагам и др.

14. Хар-тика звеньев общегос. финансов.

Общегос. Ф. – их задачей явл. концентрация финанс. ресурсов в распоряжение гос-ва и направление их на финанс-ние общегос. нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, гос. пошлин и др. В составе данных финансов выделяют след. звенья:

ГБ – форма образования и использования Ц. фондов денеж. ср-в для обеспечения ф-ий органов гос. власти. Бюджет состоит из 2-х взаимосвязанных групп статей: доходов и расходов. В доходной части указываются источники поступления денеж. ср-в и их количественные параметры. В расходной части указывается направление использования бюджетных ср-в и их количественные параметры.



ГБ – осн. план страны на текущий год, имеющий силу закона. ГБ РБ вкл. бюджеты отдельных областей и бюджет Минска, что в совокупности приводит к формированию консолидированного бюджета.

целевые бюджетные и внебюдж.фонды

Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений п/п-ий. Фонды обладают особенностями: • имеют строго целевую направленность; • формируются за счет обязательных отчислений юрид. и физ. лиц; • взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате имеют налоговую природу, и тарифы на них устанавливаются гос-вом и явл. обязательными.

Гос.внебюдж.фонды-фонды ДС, образ.вне респ-го бюджета и бюдж-в местных органов власти. Созд-ся для финансирования конкр.мероприятий, имеющих общегос.значение для гос-ва в целом.(ФСЗН)

Гос.целевые бюдж.фонды-фонды ДС, образ.в соотв.с законод-вом РБ в составе бюджета за счёт дох-в целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкр.вида дох-в или иных поступлений.

гос. кредит (ГК) –отражает кредит.отношения по повлду побилизации гос-вом врем.свободных ДС п\п, орг-ий и населения на началасх возвр-ти для финанс-ния гос.расходов. Кредиторы – физ\юр.лица. Заёмщик-гос-во в лице его органов.

Данная форма кредита позволяет направлять дополнит.ФР на покрытие бюдж.дефицита без осущ-я для этих целей ден.эмиссии.

ГК может использоваться в целях стабилизации денеж. обращения в стране.Необ-ть использования ГК обусл.невозможностью удовлетв-ния потребн-ей об-ва за счёт бюдж.дох-в. Т.о. ГК-ср-во увеличения ФР гос-ва.


15. Хар-ка звеньев сферы фин-ов п/п. – представл. собой сис-му денеж. отношений, связанных с формированием и использованием денеж. фондов предприятий. В зависимости от сферы деят-ти выделяют: сферы материального и нематериального произ-ва.

По отраслевой направленности Ф-сы распредел-ся по след. звеньям:

- ф-сы предприятий промышленности

- сельского хоз-ва

- строительство

- грузового транспорта

- связи

- торговых

В непроизводственной сфере выделяют след.:

- финансы образования

- культуры и искусства

- здравоохранения и физической культуры

- науки и научного обслуживания

- пассажирского транспорта

- ЖКХ и бытового обслуживания

- коммерческих, страховых, кредитных и др. учреждений

- общественных орг-ций

- обороны страны

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер выделяют финансы предприятий, основанные на гос. и на частной форме собственности. Гос. собственность в свою очередь подразделяется на республиканскую и коммунальную.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы подразделяются на 3 группы:

- функционирующие на коммерческой основе

- находящиеся на смешанном финанс-нии

- полностью финансируемые из бюджета

 

16. Территориальные Ф. Террит.финансы выполняют ту же задачу, что и общегос., но применительно к админ-террит.образованию, наход.на самоуправлении.

За счет ср-в местных бюджетов осущ-ется финанс-ние сис-мы народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окруж. среды. С помощью территориальных Ф. гос-во осущ-ет выравнивание ур-ней экон. и соц. развития территорий, кот-е в результате историч., географич., военных и др. условий отстали в своем экон. и соц. развитии от др. районов страны.

Финанс. базой территориальных органов власти явл. их бюджеты.

Территориальный бюджет –Ч/з эти бюджеты обществ. фонды распределяются м/у отдельными группами населения. Из территориальных бюджетов финанс-ются некот-е отрасли производств. сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хоз-ва, а также услуги, кот-е явл. важным компонентом обеспечения жизнедеят-ти населения.

Внебюджетные фонды формируются за счет след. источников:

- добровольные взносы физ. и юрид. лиц

- доходов от аукционов

- штрафов за административные нарушения

Местные внебюджетные фонды создаются на основе решений местных представительных органов власти.


Создание местных внебюджетных фондов содействуют:

• усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей деят-ти;

• укреплению ФР местных органов власти, что придает устойчивость их финанс. базе;

• усилению экон. связи местных органов власти с п/п-иями, расположенными на подведомственной им территории

• повышению ур-ня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению.


17. Ф. населения.Их задачей явл. формирование доходов, использование их на текущие расходы на приобретение имущества на создание финанс. портфеля. Возникновение Ф. дом. хоз-в вызвано:

- возможностью граждан получать денеж. вознаграждение за свою рабочую силу, организаторские способности, интеллектуальную собственность

- появлению индивидуальных предпринимателей

- развитием рынка ценных бумаг

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых дом. хоз-вами, их можно подразделить на 3 группы:


- обязательные платежи

- расходы на потребление

- денеж. сбережения


В зависимости от функционального направления выплат, их подразделяют на 2 группы:

- налоги и сборы с физ. лиц

- коммунальные платежи населения

Применяя налоги и сборы с физ. лиц гос-во:

• обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных ур-ней

• оказывает влияние на структуру бюджетов дом. хоз-в путем стимулирования рационального для общ-ва использования получаемых доходов

• перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения

Расходы на потребление подразделяются на текущие и капитальные.

Сбережения населения Выделяют 3 мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в дом. хоз-вах:

• создание страхового резерва для поддержания ур-ня текущего потребления в случае ↓ по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;

• создание денеж. резерва для повышения ур-ня капитальных расходов

• создание денеж. фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения ур-ня доходов дом. хоз-ва

формы накопления сбережений:

- неорганизованные сбережения – наличные деньги на руках у населения в разной валюте

- организованные сбережения – денеж. ср-ва, размещаемые на счетах по вкладам в коммерч. банках, вложенные в акции, облигации и др. финанс. инструменты.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.