Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятийный аппарат теории и методики формирования коммуникативных умений у студентов колледжа




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)

__________________________________________________________________

«Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа на занятиях при изучении дисциплины «Маркетинг»

__________________________________________________________________

(название ВКР)

44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»

Профиль «Экономика и управление»

 

Зав. выпускающей кафедрой

 

(подпись, дата) (ФИО)

«Допустить к защите»

«___»__________________201 г.

 

 

Руководитель

(подпись, дата) (ФИО)

Консультанты:

(подпись, дата) (ФИО)

Студент

(подпись, дата) (ФИО)

Рецензент

(подпись, дата) (ФИО)

Нормоконтроль

(подпись, дата) (ФИО)

Москва, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………….5

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….7

Глава I ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятийный аппарат теории и методики формирования коммуникативных умений у студентов колледжа……………………………….

1.2 Коммуникативные умения: сущность и классификация…………………….

Глава II ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

2.1 Краткая характеристика основных технологий обучения, применяемых в современных средних профессиональных образовательных организациях……………………………………………………………………….

2.2 Потенциальные возможности технологии активного обучения с применением элементов контекстного обучения в формировании коммуникативных умений у студентов колледжа ……………………………

Глава III ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» И ТЕМЫ: МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

3.1 Анализ требований Федерального государственного стандарта СПО к содержанию и уровню подготовки выпускников специальности38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)……………………………………………………

3.2 Роль дисциплины «Маркетинг» и темы «Маркетинговые коммуникации» в формировании коммуникативных умений у будущего менеджера по продажам …………………………………………………………………………

Глава IV МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ» И ТЕМЕ «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

4.1 Методическая разработка практического занятия по теме «Маркетинговые коммуникации» ………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


АННОТАЦИЯ

Дипломная работа посвящена формированию коммуникативных умений в учебно-профессиональной деятельности студентов среднего профессионального образования (СПО) на занятиях при изучении дисциплины «Маркетинг».

Пояснительная записка выпускной квалифицированной работы (ВКР) состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка.

Объем пояснительной записки составляет 69 страниц. Библиографический список насчитывает 20 наименований.

В первой главе «Исследование в педагогике и психологии проблемы формирования коммуникативных умений у студентов образовательных организаций среднего профессионального образования» раскрыт понятийно-терминологический аппарат по теме дипломной работы, проанализирована сущность и классификация.

В главе «Образовательные технологии в формировании коммуникативных умений у студентов колледжа» дана краткая характеристика основных технологий обучения и выявлены потенциальные возможности технологии активного обучения с применением элементов контекстного обучения в формировании коммуникативных умений у студентов колледжа.

В третьей главе дипломной работы «Общеметодические вопросы преподавания в колледже дисциплины «Маркетинг» проанализирован Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), выявлены роль и место дисциплины «Маркетинг» темы: «Маркетинговые коммуникации» в формировании коммуникативных умений.

В четвертой главе «Методика формирования коммуникативных умений у студентов колледжа на занятиях по дисциплине «Маркетинг» и темы «Маркетинговые коммуникации» представлена методическая разработка практического занятия.

В заключении представлены общие выводы по дипломной работе.

Список литературы включает 36 источников и в полной мере отражает содержание выпускной квалификационной работы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломной работы. В современном обществе большое внимание уделяют развитию коммуникации как основы развития общей и профессиональной культуры личности.

Коммуникационная культура современного человека представляет собой интегративное качество, включающее: культуру устной и письменной речи, уровень духовного развития, знание этнических особенностей разных людей и традиции межнационального общения и др., а также умение использовать различные знаний в своем поведении, деятельности и общении в жизни и профессиональной деятельности.

Для того чтобы современный выпускник профессиональных образовательных организаций овладел коммуникативными умениями, необходимо систематически и методически грамотно заниматься его обучением, воспитанием и развитием с применением специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания.

В связи с актуальностью вышеназванной проблемы была выбрана тема дипломной работы: Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа на занятиях при изучении дисциплины «Маркетинг»

Цель работы: теоретически обосновать и разработать методику формирования коммуникативных умений у студентов колледжа на занятиях по дисциплине «Маркетинг».

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по проблеме коммуникации и развития у студентов СПОО коммуникативных умений.

2. Описать сущность и структуру коммуникативных умений

3. Дать краткую характеристику основных технологий обучения, применяемых в СПОО и выявить потенциальные возможности технологии активного обучения в формировании коммуникативных умений у студентов колледжа на занятиях по дисциплине «Маркетинг».

4. Рассмотреть общеметодические вопросы преподавания в колледже дисциплины «Маркетинг» и темы «Маркетинговые коммуникации»

5. Обосновать выбор и методику применения на занятии по теме «Маркетинговые коммуникации» форм, методов, и средств формирования у студентов колледжа коммуникативных умений.

6. Разработать методику проведения в колледже практического занятия по теме «Маркетинговые коммуникации»

Глава I ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятийный аппарат теории и методики формирования коммуникативных умений у студентов колледжа

Во все времена умение общаться было одним из основных условий жизненного и профессионального успеха. На современном этапе развития техники и информационных технологий значительно изменились условия, возможности и средства общения. Однако коммуникативные умения человека как интегративное качество его личности, пожалуй, стало еще более востребованным в современном мире, во всех видах профессиональной деятельности. Рассмотрим основные понятия и термины, характеризующие способность человека общаться и дефиниции понятия «коммуникативные умения», которое является одним из ведущих понятий нашей дипломной работы. Начнем обзор дефиниций с понятия «общение».

В педагогической и психологической литературе этому понятию уделяется большое внимание. Так в своих работах А.К Болотова и Ю.М. Жуков рассматривают понятие «общение» как форму коммуникативной деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании [8 и др.].

Общение всегда основывается на психологическом контакте, который обеспечивает сопереживание и обмен эмоциями. Психологический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. По мнению А. К. Болотовой в процессе общения человек реализует и удовлетворяет ряд потребностей, таких как: безопасность, познание, потребность быть индивидуальностью, престиж, доминирование, подчинение покровительство или забота о других, помощь [8].

Близким по содержанию понятию «общение» является понятие «коммуникация» т.к. происходит (от лат слова communico), что означает «делаю общим, связываю, общаюсь» [8].

Современный автор В.В. Вилков рассматривает «Коммуникацию» как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, во взаимодействии которого могут быть переданы навыки и умения [10].

При взаимодействии людей человек передающий информацию называется Коммуникатором, а человек, который принимает реципиент. При передаче информации, люди используют вербальные и невербальные средства общения. По мнению А.К. Болотовой невербальные средства общения - это движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения (жесты, мимика, и т.д.) а вербальные – это общение с помощью слов средством, которого является речь [8].

Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. В процессе речи человек использует средства одного или нескольких языков для общения с другими людьми. Одна из важных функций речи является выражение мысли, которая не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь - это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания и развиваться умения [12].

По мнению А.А. Крылова «умения», это освоенный человеком метод выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Эти общие определения относятся и к коммуникативным умениям [19].

Полагаясь на коммуникативную теорию В.В. Вилкова можно подчеркнуть, что коммуникативные умения - это способность человека правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль, слушать и слышать своего собеседника, адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. [10].

В психолого-педагогической литературе имеются различные подходы к определению коммуникативных умений. По мнению Н.В. Кузьминой «коммуникативные умения» это способность устанавливать правильные взаимоотношения с людьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и требований к ним.

Исследователь этой проблемы Р.Л. Мунирова трактует «коммуникативные умения» как осознание коммуникативного действия учащимися (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [16].

Обращаясь к теории коммуникации, разработанной В.В Вилковым, отметим его взгляд на проблему формирования коммуникативных умений: «…для успешного формирования коммуникативных умений необходимо учитывать: степень владения педагога коммуникативными способностями; возрастные особенности обучающихся и включении в группу» [10].

Перейдем к рассмотрению понятий, важных для нашей работы – «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность», «креативность».

Так, например, И. Н. Зотова, формулирует дефиницию понятия несколько тавтологически. Она определяет коммуникативные способности как способности вступать в общение, свертывать и возобновлять его, осуществлять ее в тактике поведения, учитывать каждый раз состав обучаемых, их уровень подготовленности к восприятию новой научной информации, ее содержание и структуру, формы организации и методы обучения, предвидеть возможные затруднения и ошибки в учебной деятельности обучаемых, осуществлять ее коррекцию [16].

Названный автор, следующим образом формулирует определение понятия «коммуникативная компетентность» -этознания, умения, навыки в области общения, коммуникабельность, умение "ладить с людьми". Наряду с жизненным опытом, необходима специальная подготовка человека в области коммуникативного общения [16].

Рассмотрим следующую дефиницию понятия, данную указанным ученым. Креативность - творческий подход в управлении коммуникативной деятельностью, охватывающий творческую позицию, являющуюся открытым, гибким и самостоятельным способом отношения личности к окружающим, творческое выражение, с помощью которого личность отвечает на вызовы внешнего окружения. К креативности как свойству личности относится и самобытность личности, раскрывающаяся через развитие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других [16].

Крылов А.А. рассматривает содержание коммуникативных умений с точки зрения общения преподавателя и студента в условиях обучения, то необходимо иметь в виду основные группы коммуникативных умений соответственно компонентам данного процесса.

· Социально-психологические умения- включают: умения строить взаимоотношения в деятельности и общении, стимулировать активность, оценивать свои возможности, корректировать поведение снимать напряженность в общении, гасить конфликты, управлять эмоциями, перевоплощаться

· Коммуникативно-организаторские умения - умения планировать реализацию целей, организовывать коммуникативную деятельность, делегировать полномочия

· Интегративные коммуникативные умения - умения ориентироваться в ситуации общения, конструировать общение, распределять роли в нем, хорошо говорить, слушать партнера, пользоваться различными средствами общения [19].

Умения являются сложным многогранным сочетание чувственных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других личностных качеств, формирующихся и проявляющихся в сознательном, целесообразном осуществлении всей системы перцептивных, мыслительных, мнемонических, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.

Рассмотрим взаимосвязь компонентов процесса общения и основных групп коммуникативных умений. В исследовании процесса формирования коммуникативных умений в средних профессиональных образовательных организаций РФ мы опираемся на следующие выводы педагога и психолога Вилкова В.В.:

• Умения базируются на знаниях и навыках;

• Умение связано с творческим мышлением человека (сознательное приспособление действия к меняющимся условиям ситуации [10]. Это умение может обозначать как уровень мастерства в конкретной деятельности, выработанного на основе широкого круга знаний и навыков, так и элементарный уровень выполнения действий на основе подражания, самостоятельных проб и ошибок; умениям необходимо целенаправленно обучать, для чего нужны соответствующие методики.

Если рассматривать умения в аспекте коммуникативной деятельности, опираясь на теорию А.К. Болотовой то можно выделить следующие основные качества коммуникативных умений:

1.Целенаправленность. Цель общения во многом определяет способы и виды общения, тактику и стратегию их видения.

2. Динамичность. Динамичность умения сама не появляется, ее надо специально развивать, корни ее - в таких качествах, как готовность к включению, скорость действия, гибкость.

3. Интегрированность. В умении интегрируются навыки разного характера (речевые, неречевые); навыки разной степени автоматизированности и неавтоматизированные компоненты (жизненный опыт, знания, эмоциональная сфера).

4. Иерархичность. В умении есть I уровень - операционный (все его навыки); II уровень - мотивационно-мыслительный (опыт, знания, чувства и т.п.). Оба эти уровня теснейшим образом переплетены [8].

Таким образом, в своей дальнейшей работе мы будем опираться на дефиниции вышерассмотренных понятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...