Этап. Теоретико-методологический.
В период с 1970-1980 гг. осуществлялась разработка в СССР теории активного обучения (М. А. Данилов, С. Г. Колесниченко, Г. И. Щукина, Г. П. Щедровицкий, А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов и др.), активное внедрение технологии активного обучения в систему профессионального образования, повышения квалификации, корпоративного обучения и др. [14]. Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались такие педагоги: Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Леонтьев, Л.М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие. В частности, Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) и Н.А. Добролюбов I (1836-1870 гг.) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность обучающихся, выступали за развитие у них творческого мышления. Последователь В.А. Сухомлинский (1918-1970 гг.) Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана и проведена М. М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Заметный толчок к расширению дидактического использования методов положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов в области активного обучения, как И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, С. Р. Гидрович, С. С. Егоров, В. М. Ефимов, Р. Ф. Жуков, С. Г. Колесниченко, В. Ф. Комаров, В. Н. Кругликов, В. Я. Платов, В. В. Подиновский, В. Н. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, Т. П. Тимофеевский, Г. П. Щедровицкий и другие. Большую роль в распространении методов сыграла их практическая деятельность по пропаганде игровых методов как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения. «Школы МАО», проводимые в рамках этого движения, позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием. Благодаря распространению игровых методов активного обучения в 80-х годах ХХ века активное обучение переживало максимальный подъем популярности.
Сегодня существуют различные подходы к классификации МАО. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности, которые предлагает А.А. Балаев. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки: • источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); • методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения); • тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения); • уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения); • уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения); • дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля); • вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр. Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций [3].
Рассмотрим классификацию методов активного обучения, предложенную А. М. Смолкиным Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [3]. Схематично данную классификацию можно представить следующим образом: Рисунок 1 - Классификация методов активного обучения по А. М. Смолкину
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д. 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе. Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных умений, которые необходимы для формирования общих и профессиональных компетенций, развивает творческие способности будущих специалистов, способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью руководить, развития их индивидуальности и самостоятельности помогает решить вопрос о внедрении активных форм и методов обучения. Одним из таких методов является внедрение деловых игр в процесс подготовки специалистов. Для более эффективной работы студентов мы дополнительно использовали добавочную технологию контекстного и проблемного обучения. Из контекстной технологии обучения мы использовали такие методы, как кейс-задание, которое подразумевает использование реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций в которых студент учиться применять нестандартные решения, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения.
Глава III ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» И ТЕМЫ: «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНЯ» 3.1 Анализ требований Федерального государственного стандарта СПО к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) Для осуществления профильной деятельности среднего профессионального образования (СПО) необходимо строго придерживаться требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В рамках нашей работы мы проведем анализ ФГОС СПО нового поколения 3+ по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), квалификация «Менеджер по продажам» (зарегистрирован в Минюсте России 25.06.2014 N 32855). Основная задача стандартов нового поколения — это обновление содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международным стандартом, новым законом об образовании РФ.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это комплекс трех систем требований в которую входят: · Требования к результату образования · Требования к структуре основных образовательных программ · требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). Как выше было сказано в данном параграфе проведен анализ ФГОС СПО по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям). Этот нормативный документ вступил в силу с 1 сентября 2014 года на всей территории РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям» представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. Федеральный государственный образовательный стандарт является одним из основных нормативных документов, который устанавливает минимум требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, а также устанавливает общие требования к организации учебного процесса по данной специальности. Настоящий нормативный документ представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям» для профессиональной образовательной организации. Анализ данного документа показал, что структура образовательного стандарта включает в себя разделы: В первом разделе «Область применения» представлены общие сведения о том, что данный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы поданной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
Во втором разделе «Используемые сокращения» представлены сокращения, которые используются в данном стандарте: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; (ОК); - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс [33, с. 3]. Третий раздел «Характеристика подготовки по специальности» устанавливает формы обучения и сроки подготовки специалиста, процитируем этот раздел: - формыосвоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям»: - очная - очно-заочная (вечерняя) - заочная Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения: - на базе среднего общего образования – 1 год 10 месяцев; - на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев [33, с. 3]. В четвертом разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускника» и пятом разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена» приведена квалификационная характеристика выпускника, где указано, что выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности: организации и проведению коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях, организации и управлению торгово-сбытовой деятельностью, проведение экономической и маркетинговой деятельности, управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. [33, с.4] В ходе получения среднего профессионального образования менеджер по продажам должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность: · Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); · Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); · Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); · Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); · Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5); · Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); · Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 7); · Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения (ОК 8); · Пользоваться иностранным языком как средством делового общения (ОК 9); · Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь (ОК 10); · Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (ОК 11); · Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий (ОК 12). [33, с.4] Наряду с общими компетенциями менеджер по продажам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью. · Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции (ПК 1.1); · На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение (ПК 1.2); Принимать товары по количеству и качеству (ПК 1.3); · Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли (ПК 1.4); · Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли (ПК 1.5); · Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг (ПК 1.6); · Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения (ПК 1.7); · Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы (ПК 1.8); · Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков (ПК 1.9); · Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование (ПК 1.10) [33, с. 4 - 5]. 2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности. · Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации (ПК 2.1); · Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем (ПК 2.2); · Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов (ПК 2.3); · Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату (ПК 2.4); · Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров (ПК 2.5); · Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации (ПК 2.6); · Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений (ПК 2.7); · Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации (ПК 2.8); · Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты (ПК 2.9) [19, с.5]. · Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. · Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров (ПК 3.1); · Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию (ПК 3.2); · Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями (ПК 3.3); · Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества (ПК 3.4); · Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов (ПК 3.5); · Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями (ПК 3.6); · Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные (ПК 3.7); · Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю (ПК 3.5). · Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. [33, с.5] · Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли (ПК 1.5); · Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг (ПК 1.6); · Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения (ПК 1.7); · Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы (ПК 1.8); · Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков (ПК 1.9); · Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование (ПК 1.10) [33, с. 4 - 5]. 2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности. · Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации (ПК 2.1); · Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем (ПК 2.2); · Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов (ПК 2.3); · Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату (ПК 2.4); · Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров (ПК 2.5); · Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации (ПК 2.6); · Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений (ПК 2.7); · Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации (ПК 2.8); · Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты (ПК 2.9) [33, с.5]. 3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. · Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров (ПК 3.1); · Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию (ПК 3.2); · Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями (ПК 3.3); · Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества (ПК 3.4); · Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов (ПК 3.5); · Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями (ПК 3.6); · Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные (ПК 3.7); · - Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю (ПК 3.5). 4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих [33, с.5]. Для освоения вышеперечисленных компетенции ОК и ПК особое значение имеет требования структуры программы подготовки специалистов среднего звена, которые необходимо соблюдать для составления профессиональных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту, практик и распределение на них учебной нагрузки. В шестом разделе «Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена» Федерального государственного образовательного стандарта указаны требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 «Коммерция по отраслям» и определены требования к разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями (Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин. Этот раздел очень важен для разработчиков ОПОП – заместителей директора колледжа по учебно-методической работе, председателей предметно-цикловых комиссий, методистов и преподавателей. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. На ряду с этим указываются междисциплинарные курсы и виды практик). В седьмом разделе «Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена» указываются права и обязанности, которыми обладает образовательное учреждение, говорится о правах и обязанностях обучающихся. Также здесь идет речь об учебных нагрузках, о каникулярном времени, о сроках освоения основной профессиональной образовательной программы, об обеспечении проведения занятий различных видов, о проведении различных видов практик. В восьмом разделе «Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена» ФГОС несколько по-иному определены требования к итоговой государственной аттестации выпускника и оценки качества подготовки, обучающихся и выпускников, осуществляется в двух основных направлениях: - оценка уровня освоения дисциплин; - оценка компетенций обучающихся. При итоговой аттестации тема выпускной квалификационной работы студента должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Раздел содержит перечень форм и процедур контроля успеваемости обучающихся на протяжении срока обучения; перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена. Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся: - критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс; - функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений; - функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь; - функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль; - функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся; - функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования. Таким образом, анализ основного нормативного документа - ФГОС, определяющего требования к целям, содержанию, организации образовательного процесса и методике оценки результатов подготовки специалистов специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» показал, что он в полной мере ориентирует разработчиков учебно-программной документации на подробное отражение всех компонентов образовательного процесса: целевого, содержательного, технологического и оценочно-результативного. Это касается и преподавателей, которые разрабатывают рабочие программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины «Маркетинг». На данный нормативный документ будем опираться, и мы при разработке методики преподавания темы «Маркетинговые коммуникации».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|