Коммуникативные умения: сущность и классификация
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Осуществление коммуникативной деятельности немыслимо без коммуникативных умений. Определение данного понятия мы привели в предыдущем параграфе. В связи с тем, что нам необходимо разработать методику формирования коммуникативных у студентов колледжа, рассмотрим их сущность и классификацию. Опираясь на трактовки понятия «умение», сформулированные различными авторами, определим умение, как главную характеристику учебной деятельности студента, включающую, наряду с ним, знания и навыки, как освоенный субъектом способ выполнения действия. Для классификации коммуникативных умений и определения психолого-педагогических особенностей их формирования у студентов СПОО, проведем обзор классификаций коммуникативных умений, сделанные известными учеными, занимавшимися этой проблемой: Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщикова, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Р. С. Немов, Г. М. Андреева, А. Л. Солдатченко. Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).
Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях. Современные авторы, такие как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации. Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [21].
По мнению Г. М. Андреевой каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях. Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л. Солдатенко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям: по психологическим особенностям, по видам информация, по информационным процессам, по источникам информации [2]. Автор считает, что с точки зрения широкого использования информационно-коммуникационных технологий для межличностного опосредованного общения в современном мире и системе образования, важным является формирования информационно-коммуникативных умений. В результате под коммуникативными умениями А. Л. Солдатенко понимает владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Автор представляет комплекс основных коммуникативных умений, содержащих как традиционные умения (говорить, слушать и пр.), так и коммуникативные умения, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий. Он разделяет их на три группы умений: передачи, обработки и хранения информации (в соответствии с тремя существующими в живой и неживой природе информационными процессами). Затем каждую группу ученый наполняет перечнем специальных умений. Приведем эту систематизацию. Умение передачи информации состоит из приема и передачи информации, умение обработки информации включает поиск и переработку информации, умение хранения информации имеет в своем составе действия по хранению информации на традиционных носителях и на компьютерных носителях наглядно эта системная классификация информационно-коммуникативных умений приведена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация коммуникативных умений
Таким образом, предложенная классификация коммуникативных умений по критерию «информационные процессы», удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к выпускникам колледжа, дает возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной и внеучебной коммуникативной деятельности студента, служит основой для развития профессиональных коммуникативных умений у будущего специалиста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|