Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные умения: сущность и классификация




Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.

Осуществление коммуникативной деятельности немыслимо без коммуникативных умений. Определение данного понятия мы привели в предыдущем параграфе. В связи с тем, что нам необходимо разработать методику формирования коммуникативных у студентов колледжа, рассмотрим их сущность и классификацию.

Опираясь на трактовки понятия «умение», сформулированные различными авторами, определим умение, как главную характеристику учебной деятельности студента, включающую, наряду с ним, знания и навыки, как освоенный субъектом способ выполнения действия. Для классификации коммуникативных умений и определения психолого-педагогических особенностей их формирования у студентов СПОО, проведем обзор классификаций коммуникативных умений, сделанные известными учеными, занимавшимися этой проблемой: Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщикова, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Р. С. Немов, Г. М. Андреева, А. Л. Солдатченко.

Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации. Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений.

Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

Современные авторы, такие как Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков, исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации.

Однако можно использовать и другие критерии и, следовательно, классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие как: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) [21].

По мнению Г. М. Андреевой каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа — интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л. Солдатенко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям: по психологическим особенностям, по видам информация, по информационным процессам, по источникам информации [2].

Автор считает, что с точки зрения широкого использования информационно-коммуникационных технологий для межличностного опосредованного общения в современном мире и системе образования, важным является формирования информационно-коммуникативных умений. В результате под коммуникативными умениями А. Л. Солдатенко понимает владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Автор представляет комплекс основных коммуникативных умений, содержащих как традиционные умения (говорить, слушать и пр.), так и коммуникативные умения, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий. Он разделяет их на три группы умений: передачи, обработки и хранения информации (в соответствии с тремя существующими в живой и неживой природе информационными процессами). Затем каждую группу ученый наполняет перечнем специальных умений. Приведем эту систематизацию. Умение передачи информации состоит из приема и передачи информации, умение обработки информации включает поиск и переработку информации, умение хранения информации имеет в своем составе действия по хранению информации на традиционных носителях и на компьютерных носителях наглядно эта системная классификация информационно-коммуникативных умений приведена в таблице 1.

Таблица 1- Классификация коммуникативных умений

 

Коммуникативные умения Передача информации Прием 1. Слушать
2. Читать
3. Получать числовую информацию
4. Получать графическую информацию
5. Читать жесты и позы
6. Читать мимику лица и моторику тела
7. Различать интонацию
Передача 8. Говорить
9. Писать
10. Передавать числовую информацию
11. Передавать графическую информацию
12. Передавать информацию посредством жеста
13. Передавать информацию посредством мимики и пантомимики
14. Передавать информацию интонацией
  Обработка информации Поиск Искать в традиционных источниках 15. В алфавитном каталоге
16. В предметном каталоге
17. В каталоге вторичных источников
18. В словарях
19. В энциклопедиях
Искать в компьютерных источниках 20. В сети Интернет
21. В электронных книгах
22. В электронных каталогах, архивах
23. С помощью поисковых программ
24. В базах данных
Искать в других источниках 25. В социуме
26. В радиовещании, телевещании
27. В аудио-, видеоисточниках
25. В социуме
26. В радиовещании, телевещании
27. В аудио-, видеоисточниках
Переработка 28. На основе анализа
29. На основе синтеза
30. На основе сравнения
31. На основе семантического свертывания
32. На основе лексического свертывания
33. На основе классификации
34. На основе систематизации
Хранение информации Традиционные носители 35. На бумаге
36. В памяти
37. На видео-, аудиокассетах
38. Фотографии
35. На бумаге
36. В памяти
37. На видео-, аудиокассетах
Компьютерные носители 39. Дискеты, винчестеры, CD-ROM, DVD-ROM и др.
40. Использование ПО (ОС, СУБД, электронных таблиц и др.)

 

 

Таким образом, предложенная классификация коммуникативных умений по критерию «информационные процессы», удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к выпускникам колледжа, дает возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной и внеучебной коммуникативной деятельности студента, служит основой для развития профессиональных коммуникативных умений у будущего специалиста.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...