Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среднего профессионального образования




Основные дидактические единицы. Результаты началь-ного и среднего профессионального образования: специфика, содержание, направления мониторинга. Требования к резуль- татам профессионального образования: основные положения, принципы, назначение. Этапы, формы и виды проектирования результатов профессионального образования в образователь ном учреждении начального и среднего профессионального об- разования. Методика контроля и оценивания при подготовке рабочих (специалистов) в учреждении начального и среднего профессионального образования. Алгоритм отбора и проекти- рования форм и методов, содержания контроля по экономике, менеджменту, маркетингу в учреждении начального и среднего профессионального образования. Проектирование контрольно- оценочных средств в образовательном процессе учреждения НПО и СПО: принципы, направления, этапы.

!!! 1. Контрольно-оценочные материалы по проверке зна-ний или умений по какой-либо теме могут быть представлены в форме тестов, вопросов, задач или упражнений [21].

Контрольно-оценочные материалы – это средства, позволя-ющие отслеживать ход учения и выполнения профессиональ-ного действия путем сопоставления полученных результатов с заданными образцами для определения соответствия или несо-ответствия знаний, умений и навыков учащихся целям и зада-чам обучения [21].

2. Контрольно-оценочные материалы имеют единый струк-турный элемент – неизвестность. Чтобы найти элемент не-известности, содержательные составляющие контрольно-оценочных материалов выполняются в форме условия. Цель использования контрольно-оценочных материалов – управле-ние образовательным процессом на основе анализа эффектив-ности усвоения учебного материала и качества знаний и уме-ний обучающихся [21].

 

Задание 48. Опираясь на материал, представленный выше, и на информацию, полученную в ходе изучения курса «Общая и про-фессиональная педагогика», представьте примеры контрольно- оценочного материала по экономике, менеджменту, маркетингу (вид и форма контроля на выбор), используя алгоритм его состав-ления.

Алгоритм составления контрольно-оценочных материалов:

1) выбрать вид контроля;

2) определить цель контроля;

3) выбрать контрольно-оценочный материал;

4) определить структуру контрольно-оценочного материала.

Задание 49. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее, а также используя современную психолого-педагогическую и методическую литературы, разработайте со-держание контрольно-оценочных материалов (как теоретического, так и практического характера – по одному минимум) по эконо-мике, менеджменту, маркетингу.

 

Правила составления тестового задания «Выбор одного верного ответа из предложенных альтернатив». Данное тесто-вое задание состоит из неполного суждения с одним ключевым элементом и множеством альтернативных ответов, из которых один является верным. При подстановке правильного ответа суждение становится полным и верным.

– Ключевой элемент необходимо ставить в начале сужде-ния, пропускаемый элемент – в конце суждения или как мож- но ближе к его концу.

– Все альтернативные ответы должны быть соподчиненны-ми одному понятию, но не должны быть соподчиненными друг другу.

– Варианты ответов не должны начинаться или заканчи-ваться повторяющимися словами или выражениями.

– Тестовое задание необходимо строить по принципу «луч-ше длинное задание и короткие ответы, чем наоборот».

– Не должно быть заведомо ложных, а также явно выделя-ющихся, обособленных ответов. Правильный ответ и дистрак- торы должны быть однозначны по содержанию и близки по общему количеству слов.

– Рекомендуемое количество ответов – четыре – шесть (оптимально – пять). В исключительных случаях допускается три ответа (не существует других дистракторов или использу-ется трехзначная логика).

– Следует избегать отрицательных суждений («не являет ся», «не содержит» и др.).

Правила составления тестового задания «Выбор двух и бо- лее верных ответов из предложенных альтернатив». Данное тестовое задание состоит из неполного суждения и множества ответов, из которых два или более являются верными.

– Для данного вида тестового задания справедливы прави- ла составления тестового задания «Выбор одного верного отве- та из предложенных альтернатив».

– Количество верных ответов должно составлять от двух до n – 1, где n – общее количество альтернативных ответов.

– Недопустимы формулировки «все ответы верны» и «нет верных ответов».

Правила составления тестового задания «Установление правильной последовательности». Данное тестовое задание со-стоит из однородных элементов (от трех до шести) некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов. Тестовое задание на установление правильной по-следовательности должно начинаться со слова «Последователь-ность...».

Правила составления тестового задания «Установление со-ответствия». Данное тестовое задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответ-ствия между ними.

– Соответствие устанавливается но принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными.

– Количество элементов второй группы должно превышать количество элементов первой группы (обязательно наличие дистрактора или дистракторов во второй группе). Рекомендуе-мое количество элементов первой группы – три-четыре.

– Тестовое задание на установление соответствия должно начинаться со слова «Соответствие...».

Правила составления тестового задания «Дополнение суж-дения». Данное тестовое задание является неполным сужде-нием, в котором отсутствует ключевой элемент. В качестве ключевого элемента может быть число, слово или (как исклю-чение) словосочетание. Пропускаемый ключевой элемент не-обходимо ставить как можно ближе к концу суждения. В эта-лоне ответа необходимо предусмотреть все возможные верные ответы.

Правила формулировки уточняющих и восполняющих во-просов:

– При формулировании уточняющих вопросов на первое место ставятся вопросительные слова «верно ли утвержде-ние...», «действительно ли...», «точно ли...» и др.

– Предусмотренные альтернативы ответа на уточняющие

вопросы – «да» / «нет».

– При формулировании восполняющих вопросов («к»- вопросов) на первое место ставятся вопросительные слова «как...», «почему...», «что...», «какие...» и т.д.

Правила составления формальных задач:

– Содержание формальных задач должно быть направлено на выявление у проверяемого знаний, необходимых для реше-ния задач, и умений решать эти задачи.

– Вопросительная часть задачи формулируется в виде суж-дения, а условие задачи – в виде текста с перечислением дан-ных.

– Вначале суждения ставится глагол, побуждающий прове-ряемого к действию.

Правила составления ситуативных задач:

– Содержание ситуативных задач должно быть направлено на выявление знаний и умений проверяемого выделять и ре-шать проблему.

– Ситуативные задачи могут формулироваться двумя спо-собами:

а) описание конкретной ситуации и вопросительная чаги, в виде суждения «Ваши действия», «Ваша реакция» и др.;

б) формулировка противоречия, которое необходимо раз решить проверяемому. Вначале формулируется условие в виде противоречия, а затем ставится вопрос: «Как быть?».

Правила составления упражнений:

– Содержание упражнений (письменных, графических, учебно-трудовых) должно быть направлено на выявление уме-ний и навыков проверяемого находить элемент неизвестности.

– Вопросительная часть упражнения составляется анало- гично формальной задаче – в виде суждения.

(Почекутов С.И. Методические основы педагогического тестирования. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004.)

 

Задание 50. Используя выполненное задание 49, предложите си- стему оценивания для каждого вида контрольно-оценочного мате- риала. Заполните табл. 23.

Таблица 23

Объекты оценивания Показатели Критерии Тип задания Форма аттестации
         
         
         

 

Методика заполнения макета контрольно-оценочных средств

В первой графе указываются коды и наименования резуль-татов обучения: знания и умения для учебной дисциплины и междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для про-фессионального модуля. Выбор объектов оценки осуществля-ется в соответствии с программами учебных дисциплин и про-фессиональных модулей.

Во вторую и третью графы вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания и соответ-ствующие им критерии. Показатель представляет собой фор-мализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий – признак, на основании которого проводится оцен-ка по показателю. Формулировка показателей осуществляется с учетом правил:

– диагностируемости;

– малых чисел;

– преимущественного использования форм отглагольных существительных (выполнение, выбор, организация, расчет...).

Заполнение четвертой графы требует установления типа и номера задания, соответствующего объекту оценивания. Эта графа заполняется после того, как разработаны все задания для проверки выбранных объектов оценивания. Выбор типа зада-ния осуществляется с учетом его характеристики. Типы зада-ний могут быть сведены к следующим:

– теоретическое задание;

– практическое задание;

– подготовка и защита проекта;

– подготовка и защита портфолио.

Один и тот же тип задания может использоваться для про-верки разных объектов оценки, при этом могут меняться уело вия его выполнения (включая необходимые временные параме тры) и степень сложности задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...