Проектирование маховика гиродина
На первом этапе проектирования гиродина рассчитывается маховик, как основной элемент конструкции гиродина, и строится его 3D модель. Для расчета габаритных размеров маховика, таких как внутренний и наружный радиус, сначала рассчитывается момент инерции маховика. А момент инерции маховика зависит от кинетического момента. Момент инерции маховика определяется по формуле:
где Н – кинетический момент, Ω – скорость вращения маховика. Находим момент инерции маховика: Таким образом, момент инерции маховика равен Определяем диаметр обода маховика по формуле:
где J – момент инерции маховика, Внутренний радиус маховика вычисляется по формуле:
где R – наружный радиус маховика и равен
Таким образом, внутренний радиус имеет значение r=0,061м, а наружный радиус R=0,07м. тогда обод маховика получается толщиной 0,009м. По полученным данным была построена 3D модель маховика в CAD-системе T-Flex CAD 2D/3D. На рисунке 5 приведена 3D модель маховика. Рисунок 5 - 3D модель маховика. Для того чтобы иметь возможность рассматривать большое количество вариантов конструкции маховика, 3D модель маховика создана параметрической. Это значит что, изменяя значение какого-нибудь параметра, идет пересчет всех остальных параметров и изменяется вся конструкция. На рисунке 6 представлен копия экрана с окном Редактора переменных. Рисунок 6 – окно Редактора переменных Если изменить значение наружного радиуса обода маховика, то пересчитается размер внутреннего радиуса обода маховика и конструкция маховика изменится. На рисунке 7 видно, что изменив значение наружного радиуса обода на 60, внутренний радиус пересчитался и приобрел значение 42.3 мм
Рисунок 7 – Окно Редактора переменных с измененным значением наружного радиуса Как уже раньше было сказано маховик является основным элементом гиродина. Так же маховик может составлять до 50% от всей конструкции. Поэтому рассчитываем массу маховика. Масса обода маховика может быть рассчитана по формуле: где
Масса обода маховика составила 1,155 кг. Была рассчитана масса обода маховика без верхней части. А CAD-система T-Flex CAD 2D/3D позволяет рассчитать массу конструкции по ее 3D модели, при условии, что для 3D модели задан материал, из которого она будет изготовлена. На рисунке 8 приведены результаты расчета массы маховика. Рисунок 7 - Результаты расчета массы маховика Описать результат Основной прочностной характеристикой маховиков является механическая прочность обода маховика. Она определяется через угловую скорость и размеры маховика и описывается соотношением:
где Для используемого материала маховика (сталь 40Х13) предел прочности составляет приблизительно Датчик положения ротора Датчик положения ротора (ДПР) — элемент электропривода, позволяющий определить положение ротора электрической машины (чаще магнитного потока ротора). Информация о положении ротора, полученная от ДПР, используется для управления электродвигателем и электрогенераторами [16]. Датчик положения ротора может быть разных видов: - Магнитоиндукционный (т.е. в качестве датчика используются собственно силовые катушки, но иногда используются дополнительные обмотки)
- Магнитоэлектрический (датчики на эффекте Холла) - Оптоэлектрический (на различных оптопарах: светодиод-фотодиод, светодиод-фототранзистор, светодиод-фототиристор). Датчики положения ротора нашли широкое применение при векторном управлении, в частности в вентильных двигателях. Часто ДПР дополнительно используются для определения и стабилизации скорости вращения вала электрической машины. Иногда ДПР применяют для определения положения объекта управления электропривода, однако при этом снижается точность управления по сравнению с вариантами, при которых датчик положения объекта управления установлен на самом объекте управления [16]. Современные тенденции электроприводной техники привели к появлению т.н. бездатчиковых электроприводов. В таких системах ДПР отсутствует, а необходимая информация о положении извлекается из фазных токов электродвигателя (в бездатчиковых приводах присутствуют датчики электрических величин). Особенную роль бездатчиковые системы играют в сетевых инверторах, на которые распространяются те же принципы управления, что и на электрические машины, однако установка ДПР физически невозможна. Преимуществами бездатчиковых систем являются дешевизна, компактность и надёжность. Преимуществами систем с ДПР являются повышенная точность и сравнительная простота управления. Бесконтактный двигатель постоянного тока существуют в исполнении отдельными с датчиками на роторе и без отдельных датчиков. В качестве отдельных датчиков применяются датчики Холла. Если выполнение без отдельных датчиков, то в качестве фиксирующего элемента выступают обмотки статора. При вращении магнита ротор наводит в обмотках статора ЭДС, в результате чего возникает ток. Статор имеет традиционную конструкцию и похож на статор асинхронной машины. Он состоит из корпуса, сердечника из электромеханической стали и медной обмотки, уложенный в пазы по периметру сердечника. Ротор изготавливается с использованием постоянных магнитов. Вначале для изготовления ротора использовались ферритные магниты. Они распространены и дешевы, но им присущ недостаток в виде низкого уровня магнитной индукции. Сейчас получают популярность магниты из редкоземельных элементов, так как они позволяют получить высокий уровень магнитной индукции и уменьшить размер ротора.
Датчик углового положения ротора должен выдерживать достаточно суровые условия работы в отсеке двигателя, обладать высокой надежностью и иметь низкую стоимость.
Какой выбран
Электродвигатель В качестве привода для маховика используется бесконтактный двигатель постоянного тока. Он отличается от коллекторных двигателей традиционной конструкции тем, что у него щеточно-коллекторный узел заменен полупроводниковым коммутатором (инвертором), управляемым сигналами, поступающими с бесконтактного датчика положения ротора. Рабочая обмотка двигателя (обмотка якоря) расположена на сердечнике статора, а постоянный магнит на роторе. Рисунок 8 – Блок схема БДПТ Вал двигателя Д (рис.8) механически соединен с датчиком положения ротора ДПР, сигнал от которого поступает в блок коммутатора БК. Подключение секций обмотки якоря происходит через элементы блока коммутатора. Назначение ДПР – выдавать управляющий сигнал в блок коммутатора в соответствии с положением полюсов постоянного магнита относительно секций обмотки якоря. Схема конструкции приводного бесконтактного двигателя постоянного тока, которых существует две, так же влияет на вес исполнительного органа. Первая – это применение традиционной компоновки бесконтактного двигателя постоянного тока во встроенном исполнении в сочетании с гладким цилиндрическим ободом маховика (рис. 4) [ ] Рисунок 9 – Двигатель-маховик с традиционной формой компоновки бесконтактного двигателя постоянного тока: 1 – маховик; 2 – статор; 3 – ротор электродвигателя; 4 – датчик положения ротора; 5 – корпус.
Вторая – это совмещение активных частей бесконтактного двигателя постоянного тока с ободом маховика, с применением безжелезного статора [3]. Рисунок 10 – Двигатель-маховик с совмещением активных частей бесконтактного двигателя постоянного тока с ободом маховика
Сравнение весовых показателей исполнительных органов обоих вариантов свидетельствует в пользу второго. Поэтому выбирается вторая схема конструкции электродвигателя. Выбор материалов При выборе материалов для изготовления деталей Основная деталь гиродина – маховик, который совмещен с ротором электродвигателя, изготавливается из стали 40Х13. Данная сталь является типовым материалом для изготовления роторов электродвигателей маховиков. Втулка является чрезвычайно важной деталью механизма, очень важно правильно выбрать материал для ее производства. К изготовлению втулок из стали целесообразно прибегать тогда, когда стоит вопрос о прочности материала. Так, втулки из стали гораздо прочнее бронзовых, это позволяет реже производить их замену. Также важно, чтобы материал для направляющих втулок обладал антифрикционными свойствами и высокого уровня теплопроводностью. Поэтому выбирается сталь 20Х13. В подшипниках закладывается смазка ВНИИНП-271 по 0,05 грамм. Смазка уменьшает шум при работе, распределяет и отводит тепло от рабочих элементов шарикоподшипника, что особенно важно при высоких скоростях вращения, так как с ростом угловой скорости увеличивается работа трения и, следовательно, повышается тепловыделение, уменьшается износ трущихся поверхностей. Статор двигателясостоит из стакана, выполненного из пластмассы АГ4В, и обмотки, сделанный из круглой медной проволоки. Основание выполнено из алюминиевого сплава АМг2м2 ГОСТ 2163-76. Кожух — жёсткий корпус (оболочка) машины (прибора, механизма, аппарата, агрегата), не являющийся несущим элементом конструкции, для скрепления и поддержания отдельных элементов конструкции, защитного ограждения выступающих и движущих частей и т. д. Обычно легкосъёмный, для облегчения доступа к внутренностям устройства. Кожух выполняется из композиционного материала, углепластика. Ротор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|