Неудобство ясного мышления 9 глава
Во вторых, стало очевидно, что возможен анализ только ряда последовательных утверждений. Ни одно из изолированных утверждений не может быть симметричным, комплиментарно ведущим и т. д. Для «классификации» утверждения необходим ответ партнера, т. с. анализ взаимоотношений и тех реакций, которые определяют функции коммуникации.
-117- J лава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 4.1. ВВЕДЕНИЕ В предыдущих главах были представлены и описаны основные свойства и патологии человеческой коммуникации. Именно они являются элементами, обеспечивающими ее многообразие. Далее мы обратимся к организации интеракции (эта единица коммуникации была определена в 2.22) и обсудим паттерны повторяющихся поведенческих коммуникаций, т. с. структуру коммуникационного процесса. Этот уровень анализа подразумевался нами в предыдущих параграфах при обсуждении симметричной и комплиментарной интсракции (2.6, 3.6), «самоудовлетворяющего предсказания» (3.44), которое больше, чем обычное упорядочивание уникальной коммуникационной последовательности: повторение этого паттерна в различных ситуациях — это безусловно значимый элемент. Таким образом, понятие паттерна коммуникации может рассматриваться как понятие повторения или избыточности событий*. Так как существуют и определенные паттерны паттернов и даже более высокие уровни их организации, создается впечатление, что эта иерархия безгранична. Тем не менее в настоящий момент единицей изучения является следующий, более высокий уровень
* Уместность включения избыточности и напряженности в нашем понимании паттерна уже детально обсуждалась в 1.4; здесь мы только хотим подчеркнуть, что паттерн — это информация, выражающая случайность определенных событий и не случайность других. Если все возможные события данного класса случайно произойдут, то не будет никакого паттерна и информации.
-118- ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ по сравнению с тем, что мы изучали ранее, — организация последовательных сообщений, сначала в целом, а затем подробное обсуждение поведенческих интерак- ционных систем. Эта глава содержит теоретические выкладки, которые будут проиллюстрированы в пятой главе. Таким образом, у этих двух глав по существу те же взаимоотношения, что у второй и третьей главы (сначала теория, затем — иллюстрация). 4.2. ИНТЕРАКиИЯ КАК СИСТЕМА Интеракция может быть рассмотрена как система, поэтому общая теория систем дает представление о природе интсракционных систем. Теории биологических, экономических или инженерных систем, несмотря на то, что относятся к столь различным областям, имеют много общих понятий. Более общая теория систем выступает по отношению к ним как «метатеория», т. к., с одной стороны, вобрала в себя, а с другой стороны, ее основные принципы приложимы к каждой из этих теорий В отдельности, к человеческой интеракции в том числе'. Один из пионеров в этой области, Людвиг фон Берталанфи (L. von Bertalanfty) определяет теорию как «формулирование и установление происхождения тех принципов, которые составляют систему» (25, р, 131). Фон Берталанфи предвидел, что стремление трактовать человеческие взаимоотношения с точки зрения теории, которая, как известно, применяется в нечеловеческих, исключительно компьютерных системах, вызовет сомнения, и указал на ошибочную логику таких сомнений: " Наше внимание ограничено определенными аспектами поведенческих интсракционных систем, особенно такой системы, как семья. В работе Миллера (105) обсуждается широкое применение этой системы отсчета, касающейся живых систем в целом и подчеркивается потенциально плодотворный интегральный аспект такого подхода
-119-. ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ «Изоморфизм, о котором мы упоминали, является следствием того факта, что при определенных условиях абстракции концептуальные модели могут применяться к различным феноменам, речь идет о законах системы. Это не значит, что физические системы, организмы и общества все одинаковы. По существу, это та же ситуация, что и в случае применения закона гравитации Ньютона к яблоку, планетарной системе и феномену морских приливов и отливов. Это лишь означает, что определенная теоретическая система (например, система механики) правильно описывает физическую ситуацию; но это не означает, что существует сходство между яблоками, планетами и океанами» (26, р. 75). 4.21. Время как переменная Прежде чем определить особые свойства систем, мы бы хотели заметить, что цельной частью нашей единицы изучения является переменная времени (с ее составляющими). Следовательно, коммуникационная последовательность является, говоря словами Франка (Frank), не «анонимными единицами в частотном распределении» (45, р. 510), а неотделимой частью поведенческого процесса, чей порядок и взаимоотношения, протекающие в диапазоне периода времени, являются предметом нашего изучения. Как отметили Лен-нард и Бсрнштейн: «Промежуток времени является безоговорочным по отношению к системе. По своей природе система состоит из интеракции, а это означает, что последовательный процесс действия и противодействия происходит до того как мы сможем описать какое-то состояние системы или какое-либо изменение се состояния» (94, р. 13-14). 4.22. Определение системы Вначале, следуя Халлу (Hall) и Фейгону (Fagen), мы можем определить систему как «набор взятых вместе объектов с взаимоотношениями между объектами и между их атрибутами, в котором объекты — это компоненты
-120- ГЛАВА Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ или части системы, атрибуты — это свойства объектов, а взаимоотношение «связывает систему вместе» (62, р. 18). Далее эти авторы указывают, что любой объект полностью определяется своими атрибутами. Таким обра- зом, поскольку «объектами» могут быть отдельные личности, их атрибуты определяются их коммуникационным поведением (в противоположность, скажем, инт-рапсихическим атрибутам). Объекты интеракционных систем лучше описывать не в виде личностей, а как личности, коммуникатирующие с другими личностями. Туманность вышесказанного определения, связанная понятием «взаимоотношение», может быть значительно уменьшена. Допуская, что некий, может быть и ложный, тип взаимоотношений между любыми объектами существует всегда, Халл и Фсйгон считают следующее:
«...Взаимоотношения, рассмотренные в контексте данного набора объектов, зависят оттого, например, были ли включены важные или интересные взаимоотношения и исключены ли несущественные или тривиальные. Решение же, какие взаимоотношения важные, а какие тривиальные, зависит от человека, имеющего дело с проблемой, например, сомнение в тривиальности исключается чьим-то интересом» (62, р. 18). Здесь важно не содержание коммуникации само по себе, а именно аспект взаимоотношений (командный аспект) человеческой коммуникации, как указывалось в 2.3. Тогда интеракционная система — это два или более коммуникаторов в процессе, который определяет природу их взаимоотношений". 4.23. Окружение и субсистемы Другим важным аспектом определения системы является определение его окружения; опять же, соглас- В то время как ударение ставится иа человеческих коммуникаторах, не существует теоретических причин исключить интеракции между другими млекопитающими (9) или группами, такими как нации, в которых могут взаимодействовать больше чем два человека (125).
-121- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ но Халлу и Фсйгону: «Для данной системы окружением является совокупность всех объектов, изменения атрибутов которых воздействуют на систему, а также те объекты, чьи атрибуты меняются из-за поведения самой системы» (62, р. 20). По собственному признанию авторов, «...такое определение вызывает естественный вопрос, когда объект принадлежит системе, а когда он принадлежит окружению; если объект реагирует на систему так, как было описано выше, должен ли он рассматриваться как масть системы? Ответ отнюдь неопределенный. В известном смысле, система вместе с ее окружением составляет вселенную всех объектов данного контекста. Деление этой вселенной на систему и окружение может быть сделано многими способами, в сущности достаточно произвольными...
Из определения системы и окружения понятно, что любая система может быть затем разделена на суб-систсмы. Объекты, принадлежащие одной субсистеме, могут считаться частью окружения другой субсистемы» (62, р. 20). Уклончивость и гибкость понятия «система—окружение» или «система—субсистема» никоим образом не влияет на способность теории систем изучать живые (органические) системы, будь они биологическими, психологическими или интеракционными, как в нашем случае. То, что «...органические системы являются открытыми, означает, что они обмениваются материалами, энергией или информацией с их окружением. Система закрыта, если нет входа или выхода энергий в любой из ее форм, таких как информация, теплота, физические материалы и т. д., и, следовательно, нет обмена компонентами. В качестве примера можно привести химическую реакцию, происходящую в герметически изолированном контейнере» (62, р. 23). Это различие между закрытыми и открытыми системами, можно сказать, освободило науки, изуча-
- 122- ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ющие живое, от оков теоретической модели, основанной на классической физике химии, — модели исключительно закрытых систем. Поскольку для живых систем взаимодействие со своим окружением является решающим условием жизни, применяемые к ним теория и методы анализа объектов, помещенных в «герметически изолированном контейнере», несостоятельны". Развитие теории иерархически организованных открытых субсистсм избавило систему и ее окружение от искусственной изоляции друг от друга; они вместе исследуются внутри одной и той же теоретической модели. Кестлср (Koestlcr) описывает ситуацию следующим образом: «Живой организм или социальная группа не являются скоплением элементарных частиц или элементарных процессов; эта интегрированная иерархия — полуавтономное, субцелое, состоящее из суб-субцелого и т. д. Таким образом, функциональные единицы на каждом уровне иерархии являются двусторонними: они действуют как целое, когда взаимодействуют внизу, и как части, когда взаимодействуют вверху» (87, р. 287). Благодаря этой концептуальной модели мы легко можем поместить диадную интеракционную систему в большую семью, обширную семью, общество и культурные системы. Такие субсистемы также могут (это не противоречит теории) перекрыть другие субси-
Интереспый и уместный пример косвенного влияния метатеории, в роли которой выступала классическая физика, на иные дисциплины можно найти в психиатрии. Патологии интсракции были фактически неизвестны на ранних стадиях становления психиатрии, за исключением folie a deux (сумасшествие вдвоем) и родственного симбиоза (3.62). Эти драматические взаимоотношения были одними из первых рассмотрены как интеракционные, а не индивидуальные проблемы. Тот факт, что они привлекли внимание, в то время как его были лишены многие другие проблемы взаимоотношений, является загадкой еще и потому, что только folie a deux точно соответствовало закрытой модели систем того времени.
-123- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ стемы, поскольку каждый член диады вовлечен в ди-адные субсистемы с другими людьми и даже с самой жизнью (смотри эпилог). Другими словами, комму-никатирующие личности рассматриваются как в горизонтальных, так и в вертикальных отношениях с другими людьми и другими системами. 4.3. СВОЙСТВА ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ Таким образом, фокус нашего обсуждения сместился с наиболее универсального определения общих систем на один из основных типов систем, а именно, на открытую систему. Теперь можно определить некоторые видимые невооруженным глазом формальные свойства открытых систем, относящиеся к интеракции. 4.31. Целостность Каждая часть системы настолько связана с соседними частями, что изменение в одной части вызывает изменение во всех остальных и во всей системе. Т. с. система ведет себя не как простая совокупность независимых элементов, а как неразрывное целое. Возможно, эта характеристика станет более понятна при сравнении с ее полярной противоположностью, сум-мированностью: если изменения в одной части системы не влияют на другие части или целое, тогда эти части являются независимыми друг от друга и составляют «множество» (термин взят из литературы по системам), которое не сложнее, чем сумма его элементов. Это качество суммирования может быть поставлено на другой конец гипотетического континуума от целостности, и можно сказать, что системы всегда характеризуются некоторой степенью целостности. Хотя механистические теории девятнадцатого века не были сформулированы в метатеорию, как нам кажется, они были в основном аналитическими и подводящими итоги. «Механистический взгляд на мир нашел свой идеал в духе Лапласса, т. е. в концепции, со-
-124- ГЛАВА Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ гласно которой все феномены являются по существу совокупностью случайных действий элементарных физических единиц» (25, р. 165). Вот что отмечал Эшби: «Сегодня наука оказалась на распутье. В течение двух столетий она изучала системы, которые были или очень просты, или анализировались как простые. Факт, что такая догма, как «изменять факторы одновременно по одному», была в прошлом признана, показывает, что ученые были сосредоточены на изучении только тех систем, к которым приложим этот метод; но он часто невозможен в изучении сложных систем. Только после появления в 20-х годах работы сэра Рональда Фишера (R. Fisher) с описанием экспериментов, проведенных на сельскохозяйственных землях, стало понятно, что существуют сложные системы, которые при исследовании просто не позволяют изменять только один фактор единовременно — они настолько динамичны и взаимосвязаны, что изменение одного фактора немедленно повлечет за собой изменение других в большом количестве. Еще недавно ученые стремились избегать изучения таких систем, сосредотачиваясь на тех, которые были просты, и допускали подобное упрощение. Однако при изучении некоторых систем нельзя было полностью избежать сложности. Кора головного мозга живущих организмов, муравейник как функционирующее сообщество и человеческая экономическая система — эти проблемы остались нерешенными, несмотря на их практическую важность и неподатливость в исследовании другими методами. Сегодня мы видим, что психозы не вылечены, общества приходят и упадок, экономические системы спотыкаются, а единственное, на что способны ученые, это констатировать исключительную сложность субъекта, который они изучают. И наука сейчас делает первые шаги в изучении «сложности» как субъекта с собственными правами» (5, р. 5). 4.311. Несводимость к сумме элементов. Несводимость к сумме элементов как естественное следствие понятия целостности предлагает негативный руководящий принцип для определения системы. Система не может
-125- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ быть представлена как сумма ее частей; в самом деле, формальный анализ искусственно изолированных сегментов разрушает предмет изучения. Поэтому необходимо пренебречь частями гештальта и заниматься сутью ее сложности, ее организацией. Психологическое понятие гештальта является единственными способом выражения принципа несводимости к сумме элементов; в других областях знания существует огромный интерес к неожиданно появляющемуся качеству, которое возникает во. взаимоотношениях двух или более элементов. Наиболее очевидный пример предлагает химия, где несколько сравнительно известных элементов в химической реакции создают необъятное разнообразие сложных новых субстанций. Другим примером являются так называемые «паттерны Муара» (Moire) — оптические проявления наложения света от двух или более пространственных решеток (114). В обоих случаях результатом является сложность системы, элементы которой, рассмотренные по отдельности, никогда не могут быть объяснены. Более того, очень интересно, что незначительное изменение во взаимодействии между согласующимися частями часто приводило к неожиданному качеству — различные вещества в случае химии и очень различные конфигурации в паттерне Муара. В этом отношении целлюл-лярная патология Вирхова (Virchowian) в физиологии противопоставлена современному подходу Вайсса (Weiss) (162), а в психологии классические ассоциации - гештальт теории. Таким образом, в изучении человеческой интеракции необходимо сопоставить подходы, по существу ориентированные на личность и коммуникационную теорию. Когда интеракция рассматривается как производная от «свойств» личности — таких как роли, ценности, ожидания и мотивации, — то совокупность двух или более взаимодействующих людей — это суммированное множество, которое может быть разделено на основные единицы. В противоположность этому подходу коммуникационная теория
-126- ГЛАВА Л. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ рассматривается как коммуникация, а значит, коммуникационная последовательность оказывается неделима; короче говоря, интеракцию нельзя свести к сумме. 4.312. Многосторонность. Теория интеракции, отвергающая принцип целостности, подчеркивает односторонность взаимоотношений между элементами, т. с. А может влиять на В, но не наоборот. Если вспомнить пример с ворчливой женой и замкнутым мужем (2.42), то становится понятно, что, хотя интеракционная последовательность может быть прервана (участниками или наблюдателем), по сути это фактически круговая последовательность, т. с. появление «ответа» является стимулом для следующего события этой взаимозависимой цепочки. Таким образом, утверждать, что поведение Л является причиной поведения В, значит игнорировать эффект влияния В на последующую реакцию А; т. с., фактически, исказить хронологию событий подчеркиванием одних взаимоотношений и игнорируя другие. Если взаимоотношения комплиментарны, такие как лидер—последователь, сильный—слабый, родитель-ребенок, легко потерять целостность интеракции и расформировать ее на независимые, линейно причинные единицы. Об этой ошибке уже говорилось в 2.62 и 2.63, но необходимо сделать так, чтобы это стало ясно в понятиях длительной интеракции. 4.32. Обратная связь Если части системы несводимы к сумме, тогда как же они объединились? Отказываясь от классических концептуальных моделей, нам придется забыть, что в девятнадцатом и в начале двадцатого веках существовала их сомнительная альтернатива -- неопределенные, виталистические и метафизические понятия, заклейменные телсологами, поскольку не соответствовали доктрине детерминизма. Однако, как уже было показано в 1.3, концептуальный сдвиг от энергии (и материи) к информации наконец-то избавляет нас от
-127- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ бесплодного выбора между детерминистскими и телеологическими объяснительными схемами. С тех пор как появилась кибернетика и произошло «открытие» обратной связи, стало понятно, что циклическая и очень сложная взаимная связь явлений — это заметно отличающийся научный феномен не меньший, чем простейшие и ортодоксальные объяснительные идеи. Обратная связь и кругообразность, как было подробно описано в первой главе и проиллюстрировано во второй и третьей главах, являются объяснительными моделями, соответствующими теориям интсракционных систем. Специфическая природа процесса обратной связи вызывает гораздо больше интереса, чем ее происхождение и результат. 4.33. Эквифинлдьносгь В круговой и самовидоизменяющейся системе «результаты» (т. с. чередования состояний за период времени) не определяются такими начальными условиями, как природа процесса или параметры системы. Проще говоря, принцип эквифинальности обозначает, что одни и те же результаты могут возникнуть из различных источников, потому что такова заданная природа организации. Фон Берталанфи усовершенствовал этот принцип: «Устойчивое состояние открытой системы характеризуется принципом эквифинальности; т. с., в противоположность состоянию равновесия в закрытых системах, которое определяется начальными условиями, открытые системы могут добиться временного периода независимости от начальных условий и определиться только параметрами системы» (27, р. 7). Если эквифинальное поведение открытых систем основывается на их независимости от начальных условий, тогда не только различные начальные условия могут приводить к одним и тем же результатам, но и различные результаты могут быть вызваны «причинами», причем параметры системы будут преобладать над
-128- ГЛАВА Л. ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ начальными условиями. Следовательно, анализируя, каким образом люди влияют друг на друга, мы не будем рассматривать особенности развития или результаты, менее важные по сравнению с поведенческой организацией интеракции*. Эту проблему можно проиллюстрировать изменяющимися понятиями (психогенетической) этиологии шизофрении. Теория первичной травмы в детстве проложила путь к постулированию травмы взаимоотношений, наносимой матерью, которая и является причиной шизофрении. Как указал Джексон (Jackson), это лишь первая фаза последующей революции: «Исторически место психогенетической травмы в этиологии шизофрении кажется совместимым с оригинальными идеями Фрейда о едином травматическом событии, образующем без конца повторяющиеся травмы. Следующий шаг — это не кто что делает, а как кто что делает. Возможно, следующая фаза будет заключаться в изучении шизофрении как болезни, появившейся в семье и вызывающей сложный цикл «донор—вектор—реципиент», понятие куда более содержательное, чем термин «ши-зофреногенная мать» (68, р. 184, курсив наш)". См. Лсйнгера (Langer), который делает иной выбор другим образом: «Существует распространенное и привычное заблуждение, известное как «генетическая ошибка», которая возникает из исторического метода философии и критики, -ошибка путаницы терминов происхождения вещи и ее значения, прослеживание вещи до ее наиболее примитивной формы, а затем ее «просто» наименование или архаический феномен... например, возможно, что слова были ритуальными звуками, прежде чем они стали коммуникативными средствами, но это не значит, что теперь язык не является «реальным» средством коммуникации, но он — «действительно» простой остаток родового возбуждения» (91, р. 248) (курсив и кавычки как в оригинале). Существуют данные, подтверждающие такой взгляд па психопатологию. Кант (Kant) (82) и Рено и Эстесс (Rcnaud and Eslcss) (124), не обнаружили провоцирующих травматических факторов в пятидесяти шести случаях шизофрении, но нашли значительное число травматических опытов в историях жизни людей,
-129- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ То, что сейчас было сказано об источниках (этиология) может быть также применимо к итоговой клинической картине (нозология), психического заболевания. Если для примера обратиться к шизофрении, то существуют два способа понимания этого термина; как знак фиксированной нозологической единицы и как вид интеракции. Раннее уже было высказано предположение о том (1.65 и 1.66), что поведение, традиционно классифицируемое как «шизофреническое», больше может быть таким неопределенным, а должно изучаться только в межличностном контексте, в котором оно возникает — семья, институт, — где такое поведение не просто результат и не причина этих обычно странных для окружающих состояний, а сложно интегрированная часть патологической системы поведения. Наконец, одной из наиболее значительных характеристик открытых систем является эквифиналь-ное поведение. Конечное состояние закрытой системы полностью обусловлено начальными условиями, которые являются наилучшим «объяснением» этой системы; однако в случае открытой системы се организационные характеристики направлены на достижение полной независимости от начальных условий: тогда система сама по себе является наилучшим объяснена-
которые считались психически здоровыми. Отмечая, что группа здоровых людей была неотличима от больных но этому основанию, Рено и Эстесс продолжают: «Такой вывод совместим с основными предположениями, лежащими в основе бихевморальной науки двадцатого столетия (например, в том, что поведение человека является продуктом жизненного опыта), и не противоречит предположениям о том, что ранние годы жизни человека являются решающими для его дальнейшего развития. Тем не менее такая точка зрения вызывает сомнение в элементарных концепциях простых, непосредственных, объяснительных связей, существующих между определенными видами событий И дальнейшим развитием психических заболеваний» (124, р. 801).
-130- ГЛАВА Л. ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ! КОММУНИКАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|