29.Французское рококо (архитектура, интерьер, живопись).
29. Французское рококо (архитектура, интерьер, живопись). Французское рококо – передышка после тяжеловесного барокко, а характерное обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале) придало интерьерам воздушную легкость. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы. Позднее (примерно 1725-50) использовали резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях, многочисленные зеркала. Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись. Особенным очарованием обладают интимные, элегантные, грациозные, жеманные портреты эпохи рококо. Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью. Такой тип способен обеспечить уют со всеми возможными удобствами. В интерьерах же массивные формы, пышность, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора. Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам, изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его. Радикально изменяется внутренняя планировка помещений: здесь нет огромных парадных залов, торжественных лестниц, сквозных анфилад. Все помещения становятся небольшими, камерными, гораздо более замкнутыми и интимными. Женственность и изящество становятся главными критериями красоты. Даже парадные помещения напоминают будуар — все в них интимно и камерно: светлые, нежные цвета отделки, обилие зеркал, кружевная вуаль орнамента, изящные изгибы стен, архитектурных деталей, мебели, каминов. Здесь нет ни одной цельной плоскости: все дробится лепниной и живописными вставками. Все части интерьера оказываются вовлеченными в эту прихотливую и беспечную игру цвета, линий и форм.
31. Изобразительное искусство во Франции первой половины 19 в. (Давид, Энгр, Делакруа, Жерико). Давид Жак Луи (1748-1825 гг. ), французский живописец, представитель неоклассицизма. Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг. ) выработал строгую эпическую манеру. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию. Славу Давиду принесла картина " Клятва Горациев" (1784 г. ), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Он был активным деятелем революции, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон назначил Давида " первым художником". Давид прославил деяния Наполеона в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму. Теодор Жерико. (1791—1824). Первая картина, появившаяся в Салоне, — «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей» (1812, Лувр).
Жерико создал гораздо более пламенный, насыщенный героическим пафосом образ воина. Путешествие в Англию в 1820 году помогло расширить свои творческие средства. По возвращении во Францию пишет картину «Скачки в Эпсоме» (1821, Лувр). Она целиком построена на стремительном движении группы всадников по горизонтали. Жокеи в пестрых костюмах, разномастные лошади, бархатистая трава и легкое облачное небо написаны здесь с совершенством передачи реальности, небывалой во французской живописи того времени. В 1819—1820-х годах написал несколько прекрасных реалистических портретов душевнобольных из клиники в Шарантоне. Каждый из этих портретов отличается необычайной глубиной проникновения во внутреннее состояние человека и замечательной точностью наблюдения, энергией и уверенностью живописного исполнения. Жерико погиб молодым, разбившись при падении с лошади. Он был признанным вождем романтической художественной молодежи Франции. Эжен Делакруа (1798—1863). Делакруа родился в буржуазной семье. Учился в мастерской Герена. Во второй половине 20-х годов Делакруа пишет много картин на литературные мотивы. Особенно часто он берет их из английской литературы. Революция 1830 года вызвала появление картины «Свобода, ведущая народ на баррикаду 28 июля 1830 года» (1831 Лувр). Делакруа с громадной силой убедительности, с необычайной реальностью написал повстанцев — людей, сражающихся и победивших в дни баррикадных боев. Путешествие в Северную Африку, в 1832 году, оказало влияние творчество. Картин из жизни народов Африки - «Еврейская свадьба в Марокко» (1839, Лувр), «Алжирские женщины» (1834, Лувр). В 30-е годы работает над историческими темами. -«Битва на Тальебургском мосту» (1837, Лувр). Искусство Делакруа является искусством переживания и бурного воображения. Он лепит форму густым мазком, ищет связи и взаимодействия пятен цвета, не ограничиваясь ее локальной окраской, смело применяя сильные тоновые контрасты, организующие всю плоскость картины в целом. Жан Доминик Энгр (1780—1867).. В его творчестве нашли приемы его учителя — Давида. Энгр использует приемы композиционного построения художников Возрождения, особенно Рафаэля. В то же время вносит образы спокойную уравновешенность и гармоническое изящество. Программным выражением его художественной системы является «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр). В 1824 году правительство Бурбонов призывает Энгра в Париж, чтобы авторитетом большого художника укрепить престиж академической школы, пошатнувшийся в результате нападок со стороны прогрессивной романтической художественной молодежи. Приехав в столицу, Энгр становится во главе академической школы и официального направления в искусстве и яростно отстаивает его принципы до самого конца своей жизни. В Салоне 1824 года выставляет свою картину «Обет Людовика XIII». Все в ней — построение, образы, аксессуары — до назойливости напоминает фигуры и детали композиции Рафаэля. Наиболее ценной частью наследия Энгра являются его портреты, выполненные маслом или в виде карандашных рисунков. Характерно, что сам он рассматривал эту часть своей художественной деятельности как второстепенную, а главную свою задачу видел в создании композиций на исторические и мифологические темы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|