20.Английский театр эпохи Возрождения. Творчество У.Шекспира.
20. Английский театр эпохи Возрождения. Творчество У. Шекспира. В Англию Возрождение пришло поздно. Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития. Первый – конец 15 в. и первые три четверти 16 в. – начальный период формирования нового мировоззрения; в театре сопровождался переходом от средневекового моралите и интерлюдии (переходная форма от моралите к фарсу) к основным театральным жанрам – трагедии и комедии. Второй – конец 16 в. и начало 17 в., до смерти Шекспира в 1616 – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения. Третий – от смерти Шекспира в 1616 до закрытия пуританскими властями театров в 1642 – знаменует кризис и упадок английского театра. Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира - самым репертуарным драматургом мирового театра. Он был поэт, писатель, драматург, актер, пайщик актерского товарищества, совладелелец театрального здания. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии " Укрощение строптивой" (1593 г. ), " Сон в летнюю ночь" (1596 г. ), " Много шума из ничего" (1598 г. ), трагедия " Ромео и Джульетта" (1595 г. ). Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов. Шекспир затрагивает в сонетах коренные, от века волновавшие человечество проблемы бытия, ведет речь о счастье и смысле жизни, о соотношении времени и вечности, о бренности человеческой красоты и ее величии, об искусстве, способном преодолеть неумолимый бег времени, о высокой миссии поэта. Рука Шекспира сделала нормой то, что было лишь робкой попыткой у его предшественников. Тот тип сонета, который ввел в английскую поэзию Серрей, получил название " шекспировского" и после Шекспира стал национальным английским вариантом канона.
21. Музыкальное искусство эпохи Возрождения в Западной Европе. В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, Появляются различные жанры - фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Складываются новые жанры инструментальной музыки, развиваются вокальная и инструментальная полифония (многоголосье), выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров - сольных песен, ораторий, оперы.
22. Изобразительное искусство Северного Возрождения (Ян ван Эйк, Пи́ тер Бре́ йгель Старший, А. Дюрер, Гольбейн Ганс Младший). В искусстве северного Ренессанса (Германия, Нидерланды, Франция) больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики. Философской основой был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники - мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность. Второй жанр, - это портрет. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное - передать характер, иногда в ущерб красоте. В этом проявляются отголоски типичной для средневековья " эстетики безобразного", где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. Третий жанр - это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи - Питер Брейгель-старший- писал сцены из крестьянской жизни.
Ян ван Эйк - нидерландский живописец. Первыми уроками мастерстваЯн был обязан своему старшему брату Губерту. К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец. «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком. Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426г. продолжена младшим братом. Не дает покоя вопрос об авторах произведения. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
Пи́ тер Бре́ йгель - старший. Родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда, а также деревушку Брёгел. Творческую биографию он начал как график. В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Только один несомненно принадлежит ему-картина Голова крестьянки 1564 года. . Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Более 30 приблизительно из 45 картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Из всех сохранившихся картин около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.
Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт направлен учиться в мастерскую художника Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. В последние годы жизни уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, описывает принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре «Меланхолия» (сумма 34 получалась не только по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырех четвертях, в центральном четырехугольнике и даже при сложении четырех угловых клеток). Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514) «Магический квадрат» Были внесены изменения — цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. В 1515 году Дюрер выполнил три гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания Географии Птолемея на латинском языке.
Гольбейн Ганс, или Хольбейн Ханс Младший (1498-1543), немецкий живописец и график. Учился у своего отца, художника Ханса Хольбейна Старшего. Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), иллюстрации (к “Похвале глупости” Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков “Образы смерти” (известна под названием “Пляска смерти”, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), .
В 1532 Гольбейн работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. С 1536 года стал придворным художником английского короля Генриха VIII. В Англии раскрылся выдающийся талант Гольбейна-портретиста. Почти ювелирная тщательность в воспроизведении деталей.
23. Творчество И. Босха. Иероним, сын художника Антония ван Акена, — так в действительности звали мастера. Даже подписывать свои картины он предпочитал почему-то сокращённым названием родного города Хертогенбос (Den Bosch). Сохранилось 25 картин и 8 рисунков. Это триптихи, фрагменты триптихов, отдельные картины и рисунки. Лишь 7 творений Босха подписаны. Наиболее полное собрание произведений хранится в музее Прадо. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил. У Босха алхимия отождествляются с символами похоти: совокупление изображается внутри стеклянной колбы или в воде - намёк на алхимические соединения. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других " сладострастных" плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские - это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские - всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Присутствует тут и целый бестиарий " нечистых" животных, почёрпнутый из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист, змея. Сова - вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и всё сухое - деревья, скелеты животных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|