Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта

 

Туризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристская индустрия – неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения.

Туристские ресурсы – природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные, археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе туризма.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием, часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.

Существует Список Всемирного наследия, куда включаются объекты всемирного культурного и природного наследия. Такой список ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются средства ООН.

Следует отметить, что единая нормативно-правовая база, посвященная туристским ресурсам (объектам), в Российской Федерации отсутствует. В связи с неурегулированностью вопроса, классификация туристских ресурсов, их оценка, использование туристских ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкретном виде объектов.

К законодательству Российской Федерации о туристских ресурсах, связанных с природной средой можно отнести:

· Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,

· Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в нашем случае, природного и антропогенного ландшафтов) народов Российской Федерации и направлен на реализацию права каждого на доступ к культурным ценностям.

В законе классификация объектов культурного наследия производится по видам и категориям. В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия относятся, в том числе:

· ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);

· достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации.

Туристскими ресурсами признаются также особо охраняемые природные территории. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. На территории государственных природных заповедников возможна организация эколого-просветительского туризма.

В свою очередь, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, что особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, объекты, имеющие особое историко-культурное и эстетическое значение.

При этом особое место в решении совместных проблем экологии и культуры занимают историко-культурные заповедники, определяемые в федеральном законодательстве как достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.

Туристскими ресурсами для целей Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы могут включать в себя как природные богатства, так и материальные ценности.

В Манильской декларации по туризму, принятой на Всемирной конференции по туризму 10.10.1980 г., отмечается, что удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам.

Необходимо отметить особый правовой режим таких природных ландшафтных памятников, как национальные парки, дендрологические парки и ботанические сады. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Дендрологические парки и ботанические сады так же являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут подразделяться на следующие функциональные зоны:

· экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

· научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений.

Туристским ресурсом, таким образом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Природная среда, как один из элементов городского пространства, должна обладать теми же характеристиками, что и среда социальная, иметь свои культурные образцы и различную степень преобразованности.

Высокая преобразованность природной среды не означает ее полной ликвидации. Напротив, урбанизированная среда создает условия для повышения общекультурного потенциала горожанина, меняя его отношение к природе. Современному горожанину природные элементы в городской среде необходимы для полного воспроизводства его физических и социальных потенций.

В то же время природа – не просто необходимый элемент урбанизированной среды. Система природных элементов также должна быть дифференцирована, как дифференцирована сама городская среда. Природная среда должна иметь не только количественные (нормированное СНИПом необходимое количество зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, ширина и структура санитарно-защитных зон, обязательное наличие парка в районе и т.д.), но и качественные характеристики, которые заключаются в соответствии природного элемента культурному потенциалу той зоны, в которой он находится.

Например, парк, расположенный в центральной зоне, должен обладать той же степенью уникальности и исторической глубины, которая ей свойственна. Что и подтверждается конкретными реальными исследованиями.

Но главной особенностью городского ландшафта как туристского объекта (ресурса) является то, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места. Они представляют собой узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов, которые позволяют связать воедино зрелищность природного или антропогенного ландшафта ландшафтного и познавательность историко-культурных объектов.

К сожалению, развитие планирования антропогенного ландшафта в конце 20 века в России и Самаре, в том числе, шло по пути минимализма – аллеи и клумбы с традиционным набором посадочного материала и высаживанием деревьев во дворах и вдоль автомобильных трасс, огромные незастроенные пустыри.

Ландшафтное планирование в последнее десятилетие в России и городах пошло по пути конструктивизма и многообразия стилей, но чаще всего сводилось к озеленению.

В градостроительстве озеленение являлось составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке и благоустройству населённых мест. Оно имело и имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду, однако далеко от истинного антропогенного ландшафтного планирования.

Самара не является исключением. Это город, в котором переплетены различные формы природного и стили антропогенного ландшафта. С другой стороны, Самара – город с древней историей. В городе огромное количество мест, отражающих события отечественной истории. Кроме того, Самара – город с богатым историко-культурным наследием, неповторимой архитектурой в старой части города, органично вписанных в окружающий городской ландшафт.

Анализ законодательно-нормативной литературы по теме экскурсионных ресурсов, показал, что туристским ресурсом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:

1. Наличие объектов антропогенного ландшафта, с различными стилями и направлениями.

2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Все это позволяет сделать предварительный вывод, что городской ландшафт Самары может быть использован в качестве экскурсионного объекта.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...