Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»

 

Так как экскурсия – это процесс познания, в результате которого усваивается какая-либо истина, а познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, то экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, материальную и практическую деятельность людей.

Восприятие наблюдаемых объектов природного и антропогенного ландшафта в процессе экскурсии «Городской ландшафт Самары» происходит на основе зрительных ощущений. С помощью зрительных и слуховых ощущений формируется представление об объекте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания состоит из двух частей:

1. Чувственное познание (ощущение, восприятие и представление).

2. Логической познание (мышление).

Поэтому проведение экскурсионного процесса в ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» заключается в решении четырех основных задач.

Задача 1. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии.

Задача 2. Экскурсантам услышать об этих объектах необходимую информацию.

Задача 3. Экскурсантам ощутить величие природного ландшафта Волги, Жигулей и антропогенного городского ландшафта Набережной, Струковского сада, увидеть красоту природной и антропогенной ландшафтной среды, а также других объектов экскурсии, почувствовать значение того или иного исторического события в жизни города и государства.

Задача 4. Овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, ландшафтные линии и композиции, их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

В эстетике чувственное познание является основной целью. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

Здесь необходимо отметить, что в незнакомом городе восприятие человека может быть ярче, он рассматривает ландшафт и архитектуру, принимает или отвергает их внешние характеристики, видит и отмечает особенности.

Умение видеть, как эстетическое и историческое восприятие заключается в следующем:

1. во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;

2. во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;

3. в-третьих, надо уметь анализировать, делать необходимые выводы.

Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод.

Кроме того, экскурсия «Городской ландшафт Самары» должна способствовать развитию интереса к окружающей среде, которому способствует сама организация городского пространства, его природный и антропогенный ландшафт.

Чем более природный и антропогенный ландшафт соразмерен человеку, тем более он готов воспринимать город его ландшафт и сооружения, любоваться ими, чувствовать себя рядом с ними комфортно. И в то же время отсутствие новых впечатлений приглушает положительное восприятие природной городской среды, она начинает утомлять своей безликостью, однообразием, наступает информационное пресыщение, «усталость» и на этом фоне психологическое напряжение.

Психологическая оценка и восприятие городской природной и антропогенной ландшафтной среды задается самим человеком, но она в итоге влияет на его восприятие и комфортное ощущение себя в городском ландшафте.

Важную роль в активизации восприятия играет умелый рассказ экскурсовода. На основе восприятия строится представление, которое позволяет экскурсантам, сочетая полученную ранее информацию, представить объект в другом свете. Совокупность представления стимулирует работу воображения. В процессе мышления на экскурсии экскурсанты получают представление не только о единичных свойствах предмета, но и о совокупности свойств предмета или группы предметов. На этой стадии мышления происходит процесс образования понятий.

Рассказ и показ создают необходимые впечатления и вызывают определенные чувства экскурсантов.

Поэтому при проведении экскурсии «Городской ландшафт Самары» имеют огромное значение методы и приемы показа и рассказа.

В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» предлагаются следующие методы и приемы экскурсии «Городской ландшафтный дизайн Самары»:

1. Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

1.1. Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Применяется при показе:

· Объекта №1 – комплекс Гостиница «Россия» – Речной вокзал;

· Объекта №5 портфеля экскурсовода – аллеи Струковского сада, примеры антропогенного ландшафта.

· Объекта №7 – Выход на ул. Куйбышева.

· Объекта №8 – Площадь имени В.И. Чапаева.

· Объекта №9 – Драматический театр;

· Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры;

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина;

1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.

Применяется при показе:

· Объекта №2 – Третья очередь набережной;

· Объекта №4 – Набережная 1-ая очередь

· Объекта №5 – Набережная – мимо Струковского сада.

· Объекта №8 – Конец ул. Куйбышева – Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)

· Объекта №9 – Драматический театр (панорамный вид на Волгу – здание Самарского Пивзавода)

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу – Заволжье – Струковский сад здание Самарского Пивзавода)

Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.

1.3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания.

1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение при показе:

Объекта №4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) – сравниваем с Новым речным вокзалом.

При показе объекта №6 – словесное сравнение с Летним садом в Питере.

1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Данный прием используем при показе:

· объекта №3 – Здание управления пароходством «Волготанкер»,

· объекта №5 – конец набережной – мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;

· объекта №7 – Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).

1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Данный прием используем при показе:

· объекта №6 – объекты ландшафтного дизайна в Струковском саду,

· объекта №8 – памятник В.И. Чапаева;

· объекта №9 – Драматический театр.

2. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

2.1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

Прием экскурсионной справки используется:

· Объект №1 – Прием экскурсионной справки используется (используется информация о дате постройки и авторе проекта);

· и далее все объекты.

2.2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов №4 и №1 (сравнение материалов, из которых построен Новый и старый речной вокзал)

В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

2.3. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

В нашем случае используем воспоминания архитектора М. Труфанова о строительстве Набережной (Объект №2 экскурсионного портфеля, Приложение 5).

Методика проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» представлена в Приложении 6. Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен в Приложении 6.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через чувства (ощущение, восприятие, представление) и мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары необходимо использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.

В связи с этим в экскурсии необходимо умелое использование сочетания показа и рассказа.

При показе объектов природного и антропогенного ландшафта необходимо использовать такие методы и приемы, которые усиливают эмоциональное восприятие объектов ландшафта Самары.

Например, наличие контраста при показе объектов городского ландшафта позволит усилить впечатление и др.

Развитию мышления способствуют зрительное и словесное сравнение и переключение внимания.

В ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» необходимо использовать метод, использующий нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам, что так же способствует эмоциональному восприятию объектов экскурсии, а затем – развитию мышления

Использование двух форм рассказа (повествовательного и реконструктивного) позволит удерживать внимание экскурсантов на объектах природного и антропогенного ландшафта и управлять эмоциональным состоянием и процессом познания в ходе экскурсии.

Предложенные в методической разработке экскурсии по городскому ландшафту приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Городской ландшафт Самары».

 

 


Заключение

 

Ландшафт – природный территориальный комплекс многоступенчатого морфологического строения, состоящий из урочищ, образующих единую систему природных явлений земной поверхности.

Человек, живя в ландшафте, сильно изменил облик составляющих его частей-урочищ и даже повлиял на характер взаимосвязи между системными компонентами. Поэтому стали различать природные и измененные человеком – антропогенные ландшафты.

Взаимодействие города и природы всегда было неоднозначным и изменчивым в истории. В связи с этим город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную – внешнюю и внутреннюю.

Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру, иногда подстраивается к нему. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи.

Поэтому внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Приспосабливаясь к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, город создает свою местность, здания и собственную городскую телесность. Поэтому городской ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.

Антропогенный ландшафт – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.

В ландшафтном планировании существует много способов преобразования среды – это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории.

При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Кроме того, на формирование стилей антропогенного ландшафта поселений большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов.

Значение городского ландшафта в жизни города огромно, поэтому его среда является не только средством отдыха горожан, но и становиться объектом познавательной экскурсии. Это объясняется еще и тем, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места, которые образуют узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов.

Экскурсии, основанные на использовании связанных историко-культурных объектов в сочетании с городским ландшафтом имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Степень развития рынка экскурсионных услуг, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы и потребностями экскурсантов – потребителей экскурсионных услуг.

Поэтому в дипломной работе было уделено внимание анализу турфирм и услуг, которые они предлагают на самарском рынке.

Анализ фирм, предоставляющих экскурсионный продукт на Самарском рынке, выявил, что только турфирмы три фирмы в течение шести месяце на страницах самарских газет («СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр») позиционировали себя, как фирмы, предлагающие, в том числе, и экскурсии.

Анализ конкурентов так же выявил, что экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары» в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы, как ни в газетных рекламных объявлениях, так и на сайтах фирм. Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, хотя три вышеуказанные фирмы готовы разработать и предоставить такую экскурсию по индивидуальному заказу.

Но, несмотря на то, что в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем. Поэтому для выявления потребностей в экскурсионной услуге потенциальных потребителей был проведен опрос среди разных слоев жителей двух городов Самары и Нижнего Новгорода, как возможных гостей нашего города.

Репрезентативная выборка была представлена по полу и по возрасту.

В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам на этот вопрос показал, что более половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно. При этом по городам ответы распределились по-разному. Если в Самаре утвердительно ответили всего 45,0% от опрошенных, то в Нижнем Новгороде – 66,67%.

По данным анкетирования наибольшую привлекательность экскурсия с предложенной темой имеет для возрастной группы 10–14 лет как в Самаре, так и в Нижнем Новгороде. Но в отличие от Самары в Нижнем Новгороде большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет.

Интересным оказалось распределение респондентов по ответам на вопрос «Какие бы места в Самаре Вам было бы интересно посмотреть?». Анализ ответов показал, что больше всего интерес у жителей обоих городов вызывает Набережная в городе Самара. В качестве экскурсионного объекта набережную Волги выбрали 54,55% респондентов, при этом в Нижнем Новгороде интерес к этому экскурсионному объекту оказался в два раза выше, чем у жителей Самары (66,67% против 33,33%).

Необходимо отметить, что в анкете в качестве экскурсионного объекта Струковский парк не был предложен респондентам, но большинство жителей Самары в пункт ответа «другое» (23,38%) вписали именно ландшафт Струковского парка.

Таким образом, анализ ответов респондентов анкетного опроса показал, что экскурсия на тему «Городской ландшафт Самары» будет пользоваться спросом.

При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» следует выбрать:

· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30–55 лет;

· самарских и приезжих школьников 5–7 классов (10–14 лет).

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребован как жителями, так и гостями города.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты подтвердил, что в качестве объекта экскурсии для потенциальных потребителей будут интересны ландшафты Набережной реки Волга и Струковского парка.

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребована как жителями, так и гостями города. При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» рекомендуется выбрать:

· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30–55 лет;

· самарских и приезжих школьников 5–7 классов (10–14 лет).

Возможность использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, объясняется тем, что экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Антропогенный ландшафт – тот же памятник культуры городской среды. Но для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:

1. Наличие объектов природного и антропогенного ландшафта с различными стилями и направлениями.

2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Выбор объектов и обоснование маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары», показал, что экскурсия по набережной реки Волги и Струковскому парку отвечает таким требованиям.

Набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной особенностью городского ландшафта Самары. Кроме того, является такой территорией города, на которой сконцентрированы исторические и культурные памятники, что позволяет связать воедино зрелищность природного и антропогенного ландшафта и познавательность историко-культурных объектов.

Следовательно, выбор в качестве объекта экскурсии Набережной реки Волги является обоснованным, как не только одно из самых популярных мест жителей города Самары, но и потому, что сочетает в природной и антропогенной ландшафтной среде историко-культурные памятники и достопримечательные места.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс эмоционального познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через их чувства и развивая мышление.

Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары было рекомендовано использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.

 

 


Список и литературы

 

1. Ахметова Е.А. Ландшафтоведение: Учебник для вузов – М.: «Наука», 1980.

2. Ахмедова Е.А. «Расчет эколого-рекреационной емкости территории города // КАПИ «Город» – Самара, СамГАСА 2003.

3. Большая советская энциклопедия – М., 1933, т. 63.

4. Большая советская энциклопедия – М., 1978, т. 29.

5. Васина Ю.В. Экскурсионные путевки // «Учет в туристической деятельности», №1, I квартал 2003.

6. Вергунов АЛ., Горохов В.А. Русские сады и парки. – М.: 1988.

7. Вергунов АЛ., Горохов В.А. Вертоград. – М.: 1996.

8. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). – М.: «Юстицинформ», 2008.

9. Горохов В.А., Лунц А. Парки мира. – М.: 1985.

10. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения – Минск, 1988.

11. Дубинская Л.С. Основы информационно–экскурсионной работы гида–переводчика. Вопросы методики информационно-экскурсионной работы гида – переводчика: Учеб. Пос. – М., 1973.

12. Дубяго Т. Русские регулярные сады и парки. – Л.: 1963.

13. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М., 1985.

14. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2005.

15. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылевой. – Мн.: «Экономпресс», 1998.

16. мельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976.

17. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М., 1980.

18. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. – М., 1985.

19. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт – М., 1984.

20. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. – М., 1987.

21. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000.

22. Есина Т.А., Сытина И.К. Философские основания эстетики. – Тула, ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2004.

23. Заккис А.А. Экскурсионное обслуживание местного населения. – М., 1983.

24. Залесская Л.С, Микулина ЕМ. Ландшафтная архитектура, изд. 2-е. – М.: 1979.

25. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. – СПб.: СПбГУП, 2003. -352 с.

26. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

27. Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. пособие. – М.: Новое знание, 2002.

28. Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. – М., 1987.

29. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены. – М., 1995.

30. Контроль за качеством экскурсий. – М., 1985.

31. Кохно Б.Л. Садово-парковое искусство. – Л.: 1980.

32. Курбатов В.Я. Сады и парки. – Петроград: 1916.

33. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. – М., 1986.

34. Культурно-просветительская работа: Учеб. Пособие. – М.: Профиздат, 1969.

35. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. – Л.: 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...