Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса

 

Необходимость и целесообразность программы развития туризма в Самаре на ближайшее десятилетие, кажется, не вызывает сомнений у всех, реально и заинтересованно оценивающих перспективы социально-экономического и градостроительного развития Самары. Более того, отсутствие такой программы, как действенного инструмента, уже в обозримой перспективе неминуемо угрожает городу, претендующему на звание региональной столицы, стагнацией и деградацией.

Главной стратегической целью этой программы является формирование в Самаре конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики. Она должна обеспечить, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Ведь для посещения экскурсии не нужно выделять специальное время и долго копить средства. Отличительными особенностями экскурсионных поездок являются кратковременность и познавательная направленность. Часто экскурсионной программой дополняется основной тур.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Природная среда играет важную роль в жизни горожанина. Доля проведения свободного времени на природе имеет высокий показатель – 41,4% и близка к традиционным гостевым визитам – 40,6%, что характерно для городского образа жизни.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но оно снова, как и в 70–80 годы прошлого, пользоваться спросом на рынке туристических услуг. Экскурсии имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Э кскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так:

экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях.

Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.».

В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».

В Толковом словаре русского языка Л.Н. Ушакова, слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии 1960 г. сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии 1978 г. дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода».

Другие толкования более позднего времени, по мнению Б.В. Емельянова не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

Обоснование выбора объекта экскурсии невозможно без анализа конкурентов и потребителей экскурсионного продукта.

«Экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика».

Данное понятие, как и ряд других, впервые введено новой редакцией Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Выделение данного определения дефиниции связано с необходимостью разграничения экскурсантов и туристов. В качестве основного критерия разграничения выступает период пребывания в стране (дестинации). Экскурсант, в отличие от туриста, посещает страну временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки.

Таким образом, согласно рекомендациям ЮНВТО экскурсанты не учитываются в статистике туризма. Это продиктовано требованиями экономики – местная администрация туристского региона заинтересована в том, чтобы к ним приехали именно иногородние, иностранные туристы, которые заказывают размещение в гостиницах, отелях, питаются в местных ресторанах, кафе, эксплуатируют туристские ресурсы – а значит, тратят деньги и приносят прибыль региону.

Пассажиры же яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов, как правило, не покупают размещение в гостиницах (даже если они остаются в дестинации свыше 24 часов, они остаются на ночевку на яхтах, круизных судах или в поездах), а значит, не могут относиться к категории туристов, поэтому подпадают под категорию экскурсантов.

Согласно ГОСТ Р 50690–2000, экскурсионной услугой считается разновидность туристских услуг по удовлетворению познавательных интересов туристов (посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях). Она включает в себя разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, их организацию и проведение.

Во всех книгах и публикациях по маркетингу отмечается, насколько важным ориентиром в современном бизнесе являются интересы потребителей, их потребности. А правильно избранный характер взаимоотношений с конкурентами, – это дополнительный шанс достичь своих целей.

Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирование сбыта и т.д.

Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

Анализ фирм-конкурентов проводился в два этапа.

Этап 1. Анализ рекламных данных

· самарских газет: «Навигатор», «Волжская коммуна», «Комсомольская правда», «Бесплатная газета», «Работа и отдых», «Ваш выбор»;

· сайтов: http://www.o-samare.ru; http://www.samara.ru; http://www.samara–tour.ru.

В результате первого этапа анализа был выявлен круг потенциальных конкурентов туристских услуг.

Этап 2. Выявление конкурентов, предоставляющих экскурсионные услуги, и экскурсии, аналогично или близко с темой «Городской ландшафт Самары».

Этот этап проводился с рекламными продуктами самарских турагентов и туроператоров, а также с использованием телефонного опроса туристских фирм. Результаты исследования и телефонных опросов сведен в таблицу Приложения 1

Анализ фирм, предоставляющих экскурсионный продукт на Самарском рынке, выявил, что только турфирмы «СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр» предлагают в своих рекламных объявлениях экскурсии.

Второй этап анализа конкурентов выявил, что экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары» в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы.

Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, однако «СамараИнтур», «Радуга» и «Профцентр» могут разработать и предоставить такую экскурсию индивидуально.

Несмотря на то, что в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Потребности – физические, психологические и социальные требования человека. Потребности – нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности личности (индивида), социальной группы, общества; внутренний побудитель активности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, в конечном счете, в поведении.

Потребительский выбор – решение потребителя о приобретении определенного набора товаров и услуг с учетом его предпочтений, потребительских вкусов и имеющихся в его распоряжении денежных средств (бюджетных ограничений).

В условиях рыночных отношений потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса.

Однако решение потребителя о покупке той или иной услуги продиктовано его индивидуальностью и тем представлением о себе, которое он желал бы сформировать у окружающих его людей.

Поэтому производителям важно понять психологические импульсы потенциальных покупателей наряду с их практическими потребностями. Это требует детальных исследований рынка, мотиваций и представлений покупателей, направленных на стыковку предлагаемых услуг и нужд потребителя. В результате исследований выбираются подходящие факторы маркетинга компании.

Идентификация потребностей потребителей экскурсионных услуг и развитие маркетинга соответствующего экскурсионного продукта для удовлетворения этих потребностей лежит в основе всей экономической деятельности в сфере социокультурного сервиса и туризма.

Анализ потенциальных потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» проводился с помощью анкетирования.

В качестве респондентов были выбраны жители города Самара и Нижнего Новгорода (иногородние). Опрошено было 87 респондентов, из них:

· жителей г. Самары – 39 человек

· жителей г. Новый Новгород – 48 чел.

Выборка респондентов осуществлялась на основе репрезентативности.

Репрезентативность выборки – свойство некоторой статистической выборки потребителей дать возможность сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности потребителей экскурсионных услуг.

В Самаре участие в анкетировании приняло участие 19 мужчин (48,72%) и 20 женщин (51,28%).

В Нижнем Новгороде участие респондентов по полу распределилось следующим образом:

· мужчины – 22 чел. (45,83%);

· женщины – 26 чел. (54,17%).

В анкетировании приняла участие группа населения – потенциальных потребителей услуг – в возрасте от 14 до 60 лет, которые относятся к активной и в большей степени экономически активной группе населения.

Распределение респондентов по возрасту в двух городах практически одинаково, и отличается по городам не более чем на 1 процент.

Наибольшую долю в опросе составили школьники в возрасте от 10 до 14 лет:

· в г. Самара – 9 чел. (18,75%)

· в г. Новый Новгород – 10 чел. (17,86%)

Наименьшую долю в опросе составили респонденты в возрасте 30–40 лет:

· в г. Самара – 4 чел. (8,33%);

· в г. Новый Новгород – 4 чел. (7,14%).

В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам на этот вопрос показал, что более половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно. При этом по городам ответы распределились по-разному. Если в г. Самара утвердительно ответили всего 18 человек (45,0%), то в г. Нижний Новгород – две трети опрашиваемых или 32 человека (66,67%).

Так же неоднозначно на этот вопрос ответили респонденты разных возрастных групп.

Наибольшую привлекательность экскурсия с предложенной темой имеет для возрастной группы 10–14 лет.

Из 19 человек, относящихся к данной возрастной группе утвердительно ответили 13 человек (68,42%). По городам распределение утвердительных ответов представлено следующим образом:

· в г. Самара – 6 чел. (66,67%);

· в г. Новый Новгород – 7 чел. (70,0%).

Большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет из г. Нижний Новгород. По возрастным группам утвердительные ответы распределились следующим образом:

· 30–40 лет – 75,0%;

· 40–50 лет – 80,0%;

· 50–55 лет – 66,67%.

Распределение респондентов по ответам на вопрос «Какие бы места в Самаре Вам было бы интересно посмотреть?» так же неоднозначен по двум городам. Это понятно, так как жители Нижнего Новгорода хуже знают Самару, но, однако практически все респонденты наслышаны о красоте Самарской волжской набережной.

Анализ ответов показал, что больше всего интерес у жителей обоих городов вызывает Набережная в г. Самара (Рисунок 9 Приложения 2). В качестве экскурсионного объекта набережную Волги выбрали 42 человека (54,55%). При этом по городам распределение выглядит следующим образом:

· г. Нижний Новгород – 28 чел. (66,67%);

· г. Самара – 14 чел. (33,33%).

В качестве объектов экскурсии «Городской ландшафт Самары» респондентами были предложены и другие места г. Самары:

· Парк им. Гагарина – 2,6%;

· Старый город – 5,19%;

· Ул. Стара-Загора – 9,09%.

В качестве экскурсионного объекта Струковский парк не был предложен респондентам, однако, большинство жителей Самары в пункт ответа «другое» (23,38%) вписали именно ландшафт Струковского парка.

Таким образом, анализ ответов респондентов анкетного опроса показал, что экскурсия на тему «Городской ландшафт Самары» будет пользоваться спросом.

При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» следует выбрать:

· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30–55 лет;

· самарских и приезжих школьников 5–7 классов (10–14 лет).

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребован как жителями, так и гостями города. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты подтвердил, что в качестве объекта экскурсии для потенциальных потребителей будут интересны ландшафты Набережной реки Волга и Струковского парка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...