Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии «Городской ландшафт»

 

Как было показано выше, бесспорной гордостью жителей Самары являются волжские набережные с индивидуальным городским ландшафтом, озелененные по всем правилам садово-паркового искусства.

Самарская набережная – настоящая жемчужина городского ландшафта. Идея ее создания принадлежит архитектурному руководству города. Впервые территорию, вечно занятую промпредприятиями, складами, свалками и пристанями, расчистили и по проекту самарских архитекторов Н.В. Подовинникова, А.Г. Моргуна, В.Г. Каркарьяна, М.А. Труфанова создали восхитительную зону отдыха. По одним источникам набережная Волги состоит из трех частей.

Первая расположена в районе исторического центра города и окрещена «старой набережной», она тянется от Речного вокзала до Жигулевского пивзавода; вторая и третья, именуемые «новыми набережными», разделены заводом (в настоящее время развлекательным центром) «Кинап». Здесь бьют фонтаны, цветут клумбы, а виды пляжей и широких плесов создают атмосферу курортности.

Впервые о строительстве набережной в Самаре заговорили в 30-х годах прошлого века. Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни…Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.

Наиболее активно взялись за благоустройство прибрежной части города в послевоенное время, а к строительству приступили в начале 50-х.

По другим источникам набережная волги состоит из четырех частей. Первым объектом стала набережная от улицы Вилоновской до Некрасовской (1-я очередь).

Проект второй очереди, от Вилоновской до завода «Кинап», разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги – тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту.

Затем были построены третья очередь – от ул. Некрасовской до Речного вокзала, и четвертая, от «Кинапа» до Силикатного оврага, организованная как каскад спускающихся к Волге террас.

Первые очереди строились на так называемые «нефтяные деньги» – тогда городам, где ведется нефтедобыча, возвращалась часть средств от продажи сырья, в Самаре их было решено направить на благоустройство.

Михаил Труфанов вспоминает, что делегации горисполкома ходили на прибрежную стройплощадку как на работу: лично выбирали стройматериалы, «тестировали» садовые скамейки – все держали под контролем.

По его словам, набережная проектировалась и создавалась как главное место отдыха горожан. «Когда она открылась, то напоминала парижский бульвар. Набережная была настолько красивой, что проплывающие мимо на пароходах пассажиры аплодировали, выражая ей свое восхищение», – с гордостью говорит Михаил Труфанов.

По словам архитектора, сейчас функциональность набережной нарушена – она используется как торговая площадка, тогда как ее предназначение в другом. Он надеется, что когда-нибудь самарской набережной будет возвращен былой лоск и красота.

Однако выбор объектов городского антропогенного ландшафта Самары, показал, что набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной достопримечательностью городского ландшафта Самары, поэтому в качестве объектов и маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары» рассмотрим антропогенный ландшафт первой и третьей очереди набережной Волги протяженностью от Речного вокзала до улицы Вилоновской (граница с Самарским пивзаводом) и Струковского парка.

Начало экскурсии – у Гостиницы России. Претендует на трехзвездочную. Отличное расположение рядом с Речным вокзалом, набережной и пляжем. Место у гостиницы «Россия» открывает прекрасный вид не только на антропогенный ландшафт набережной, но на Волгу и противоположный берег с отрогами Жигулей, являющимися прекрасными объектами природного ландшафта.

24 июля 1967 года состоялось открытие нового речного вокзала по проекту архитектора Ю. Когана. Это целый комплекс железобетонных сооружений. На площади 80 тысяч квадратных метров была сооружена причальная стенка протяженностью 600 метров.

На откосе, с которого к реке ведут широкие ступени лестниц, возвышаются 2-этажное здание вокзала и 12-этажное здание гостиницы «Россия» на 400 мест. Окончательно комплекс современный речного вокзала возведен в 1971 году.

Среди сооружений на улице Горького в качестве объекта экскурсии выделим здание управления пароходством «Волготанкер», построенное в 1937 году по проекту архитектора А. Ушекова. Это здание также уместно в качестве объекта экскурсии, так как в архитектуре о здания сказался начавшийся в те годы в СССР процесс освоения классического архитектурного наследия.

Главный объект экскурсии «Городской ландшафт Самары» – Набережная (архитектор Н. Подовинников).

Протяженность самарской набережной составляет 4,2 км. Для сравнения: в Астрахани набережная тянется вдоль Волги на 1,2 км, в Саратове – на 1,5 км, в Нижнем Новгороде есть несколько небольших участков «а-ля набережная», а в Казани строительство городской набережной только планируется.

Один из первых архитекторов самарской набережной Михаил Труфанов говорит, что Самаре повезло с пологим берегом. В остальных городах спуск к реке такой крутой, что просто нет возможности создать подобную пешеходную зону.

Антропогенный ландшафт набережной первой и третьей очереди прекрасно сочетает в себе различные стили ландшафта, среди которых необходимо отметить классицизм модерн и эклектику.

Если газоны набережной оформлены с использованием классицизма, то фонтан на набережной под Ленинградским спуском – типичное представитель модерна.

Аллеи первой очереди набережной проходят мимо сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького. Сад, названный в честь своего основателя Струковским, существует с начала XIX века.

Струковский сад, когда-то построенный по законам красоты антропогенного ландшафта, ныне в «растительном плане» вновь расцвел, особенно в августе каждого года – на празднике цветов, современного рукотворного ландшафта и топиарного искусства.

В качестве объекта городского ландшафта Струковский парк может стать великолепным образцом исторического подхода к антропогенному ландшафту. Среди них старые аллеи, альпийские горки, грот – все, что было заложено еще в 19 веке.

В начале 60-х годов 20 века в парке располагался Цирк Шапито. Расположение Шапито в парке ставило его в особое положение, так как в те времена в стране цирк был очень популярен.

Наряду с Театром оперы и балета, Филармонией, Драмтеатром парк всегда был многолюдным, особенно в летнее время года. Чистый и ясный, от солнца приветливый облик парка всегда создавал праздничное настроение, особенно когда играл симфонический или духовой оркестр.

Главные аллеи парка тогда были с деревянным мощением и такими же ступенями. По краю аллей располагались дубовые ограждения с широкими перилами. Кое-где встречалось мощение булыжником. Ныне же – везде строгий асфальтобетон.

В парке тогда было четыре видовые площадки, с которых открывались прекрасные виды на набережную и волжские пейзажи. На одной из площадок стояла деревянная ротонда. Две площадки располагались вверху, при входах, на рельефном склоне парка, две другие были на среднем ярусе – при летнем ресторане и у летней сцены-раковины.

Со стороны откоса они имели деревянную с резьбой изгородь, которую всегда подкрашивали к открытию сезона в зеленый и синий цвета. На площадках имелись деревянные столики с лавками, где старички, завсегдатаи парка, оглядывая живописные окрестности и проплывающие пароходы, дымили курительными трубками и играли в домино или шахматы.

Современный антропогенный ландшафт парка представлен интересными выставочными экземплярами проектирования городской природной среды и антропогенного ландшафта, а также топиарное искусство.

Струковский парк непосредственно соприкасается с улицей Куйбышева, с рядом прекрасных исторических памятников, конца 19 – начала 20 века.

Там, где заканчивается улица Куйбышева, поперек ее оси, расположена уютная площадь имени В.И. Чапаева. Маленькая площадь стала немым свидетелем всех этапов развития русской архитектуры XIX–XX веков в русском стиле, стиле модерн, конструктивизме, постмодернизме.

На Площади имени Чапаева возведен в 1932 году многофигурный памятник чапаевцам. Высота памятника 10 м, размеры в плане 17 на 22 м. Автор – скульптор М. Манизер. Копию памятника, выполненного в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени М. Буденного.

Антропогенный ландшафт площади, построенный по классическому стилю прекрасно сочетается с характерной русской флорой верхней аллеи Струковского парка и видом на антропогенный ландшафт Заволжья.

Площадь Чапаева в качестве объекта городского ландшафта Самары будет интересна потребителям экскурсионных услуг не только великолепной панорамой, но и зданием Драматического театра.

Проект Драматического театра был заказан в 1886 году московскому архитектору М. Чичагову, стороннику «русского стиля». Здание театра из красного кирпича и белых деталей, залом на 1123 места было завершено в 1888 году. В архитектуре театра видны две взаимоисключающие тенденции: план и фасад здания имеют симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а детали здания характерны для московской средневековой архитектуры.

Коренная реконструкция здания была осуществлена в 1965 году. На площади Чапаева сложился своеобразный уголок города. Двухэтажный деревянный дом с двумя башенками, построенный А. Щербачевым, усилил «театрализацию» среды.

За зданием Драмтеатра – жемчужина городского ландшафта Самары – Сквер им. Пушкина, с прекрасным видом на Волгу.

Возвышенность, на которой находится Сквер им. Пушкина прекрасно сочетает природный и антропогенный ландшафт. Впечатление от природно-антропогенного ландшафта усиливает панорама на Волгу и Заволжье с отрогами Жигулевских гор.

Методическое обеспечение проведения экскурсии о городском ландшафтном дизайне представлено в Приложении 3.

Выбор объектов позволил разработать маршрут экскурсии «Городской ландшафт Самары», который представлен вместе с картой марщрута в Приложении 4.

Таким образом, объекты и маршрут по набережной реки Волги, включая Струковский парк, и переходящий к зданию Драмтеатра имени Горького, позволяет на небольшой территории старой части Самары познакомить экскурсантов, как жителей, так и гостей города с прекрасными историческими и культурными памятниками, прекрасно сочетающимися с природной и антропогенной ландшафтной средой.

Поэтому исследованные выше объекты и маршрут можно использовать в экскурсии «Городской ландшафт Самары».

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...