Государственный кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта, национального богатства и иностранного ссудного капитала. Следовательно, в сферу государственных кредитных отношений попадает только часть до
Государственный кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта, национального богатства и иностранного ссудного капитала. Следовательно, в сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного и вторичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т. д. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных ресурсов. Целесообразность использования заимствовании для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения» спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т. п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит. Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образовываться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита. Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.
В соответствии с характером операций (в их современном, развернутом виде) государственные кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов (см. схему 1). Рассмотрим эти понятия более подробно.
Схема 1 Государственный кредит
Формы
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности Фондового рынка государственными и муниципальными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска корпоративных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству. В условиях централизованных методов управления экономикой и отсутствия фондового рынка орган публичной власти реализует облигации по официальной курсовой цене. На ее величину оказывает влияние только часть перечисленных выше факторов, да и то в сторону ее повышения. Реальная курсовая цена облигаций и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных и муниципальных бумаг на финансовом рынке. Значительное отклонение курса облигаций займов от нарицательной стоимости свидетельствует о серьезных недостатках в долговой политике государства и необходимости ее срочной корректировки. Свободная котировка облигаций публичных займов на рынке является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене доходных бумаг.
Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. Правительство бывшего СССР активно использовало кредиты Госбанка СССР для финансирования дефицита государственного бюджета. Подавляющая часть государственного внутреннего долга СССР сложилась именно за счет этой формы государственных заимствований. В условиях кризиса экономики и финансов, отсутствия рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ также широко пользовалось кредитами Центрального банка РФ. На 1 января 1996 г. задолженность федеральной власти Центробанку по кредитам на покрытие бюджетного дефицита составила, включая задолженность по процентам, 61025 млрд. неденоминированных рублей. 1 Это 31% всей суммы государственного внутреннего долга. Результатом такой практики стала колоссальная эмиссия денежных знаков как в СССР, так и в Российской Федерации.
По мере развития рынка государственных ценных бумаг и осознания всей пагубности широкого использования прямых кредитов Банка России для покрытия бюджетных расходов, Правительство РФ со второго квартала 1995 г. отказалось от этой формы заимствований у государственного банка. Однако события августа 1998 г. заставили федеральную власть в четвертом квартале 1998 г. вновь обратиться к этому источнику заимствований. В конце девяностых годов практика кредитования Банком России бюджетных потребностей не получила широкого развития, а с 1 января 2000 г., в соответствии со статьей 93 Бюджетного кодекса РФ, полностью приостановлена. Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это — получение дополнительных средств — является целью проведения государственных заимствований Поэтому государственные заимствования можно Оделить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических м правительств иностранных государств и международных Авансовых организаций в виде государственных займов и кредитов в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы. Статья 89 Бюджетного кодекса РФ, определяя государственные заимствования, делает упор на то обстоятельство, что в результате привлечения займов и кредитов у государства возникают долговые обязательства. Этого факта никто отрицать не станет. Но очевидным является и то, что государство делает заимствования не для того, чтобы наращивать свой долг, а для получения дополнительных финансовых средств. Формирование же и увеличение государственного долга является неприятным, но неизбежным следствием достижения первоначальной цели — получения дополнительных источников финансирования общественных потребностей. Для целей Бюджетного кодекса РФ, вероятно, является допустимым определение государственных заимствований, принимающее во внимание следствие, а не первопричину, побудительный мотив заимствований. Для науки же это недопустимо, особенно в условиях, когда замена первопричины следствием приводит к ошибочному утверждению: в статье 89 Кодекса неправомерно ставится знак равенства между привлекаемыми государством займами (кредитами) и предоставленными государством гарантиями по погашению долговых обязательств другими заемщиками.
Для обоснования неправомерности такой постановки вопроса обратимся к анализу содержания гарантийных операций. Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика. Однако и в случае финансовой состоятельности займополучателя государство несет вполне конкретные затраты, например, на проведение конкурса по размещению гарантий, оформление гарантий, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита. В России созданы благоприятные условия для активного использования гарантированных займов и кредитов в связи с предоставлением права субъектам РФ, органам местного самоуправления, отдельным хозяйственным структурам проводить операции по заимствованию средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Статья 115 Бюджетного кодекса РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Таким образом, содержание государственных гарантийных операций и трактовка этого явления в статье 115 Кодекса не дают оснований говорить, что, предоставляя гарантию другому лицу, государство само превращается в заемщика. Отнюдь, заемщиком, реальным получателем средств остается другое лицо. А государство-гарант приобретает только обязанность при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Сказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии — явления разного свойства. Государственные заимствования проводит само государство с целью получения дополнительных финансовых средств, а государственные гарантии предоставляются другим лицам с целью облегчения или обеспечения им возможности проведения заимствований. Государственные заимствования и предоставленные гарантии по заимствованиям других лиц с исчерпывающей полнотой характеризуют объем долговых обязательств государства как заемщика или гаранта. Такое соотношение между названными явлениями (государственными заимствованиями, гарантиями и долговыми обязательствами) и должно быть реализовано в соответствующих статьях Бюджетного кодекса РФ — 6, 89, 90 и других. Это будет соответствовать не только рассмотренных долговых операции, но и Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга. Согласно Бюджетному кодексу РФ (статьи 97 и 99) государственным долгом являются долговые обязательства органов власти перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствам международными организациями и иными субъектами между, народного права, включая обязательства по предоставленным государственным гарантиям. Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей властных структур со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд хозяйствующих субъектов (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату — суммарную величину непогашенных долговых обязательств. Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом согласно первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам, получили название бюджетных кредитов. Если заемщиком является российский орган власти, то это - бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами. Федеральным законом от 26 июля 2000 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» определено, что бюджетные кредиты могут предоставляться не только юридическим лицам, но и другим бюджетам бюджетной системы РФ. С учетом этой поправки для целей Бюджетного кодекса РФ, указанные три вида государственных кредитов можно определить следующим образом: бюджетный кредит — бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу или другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной основах; бюджетная ссуда3 — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года; государственный кредит — кредит (заем), предоставленный Российской Федерацией иностранному государству, его юридическому лицу или международной организации, по которому у получателя средств возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Предоставление органами публичной власти кредитов трех видов ведет к формированию государственных долговых активов или долгу перед государством. Государственные долговые активы (долг перед государством) являются материальным выражением другой части государственных кредитных отношений. Государственные долговые активы представляют собой результат взаимосвязей исполнительных органов публичной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами власти других стран и международными организациями в части предоставления им средств взаймы, Второй составляющей государственным долгом и долговыми активами представляет собой чистый государственный долг. Он как результативная величина показывает, в каком качестве в большей степени выступает государство нефинансовых рынках – в роли заемщика или кредитора. Бюджетное законодательство РФ не оперирует таким понятием, как. государственные долговые активе В Бюджетном кодексе и Бюджетной классификации Российской Федерации встречается лишь термин «государственные внешние активы». Однако, как следует из формулировки, он увязывается лишь с зарубежными активами, оставляя в стороне их внутреннюю часть, и, самое главное, он абсолютно не корреспондирует с содержанием анализируемого явления - государственными долговыми активами как результатом предоставления государственных кредитов (в трех их видах) и исполнения гарантом своих гарантийных обязательств. Долг перед государством-кредитором в виде государственных долговых активов потенциально возникает во всех случаях предоставления бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных кредитов, а также во всех случаях исполнения государством-гарантом обязательств перед кредиторами за получателей гарантий. Это обстоятельство непременно должно найти отражение в бюджетном законодательстве, а государственмые долговые активы могут быть определены, например, как долговые обязательства юридических ш физических лиц, национальных территориальных органов власти, правительств иностранных государств и международных организаций перед российским государством как кредитором или исполнителем гарантийных обязательств. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому обычно преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам и многие другие факторы обуславливают интенсивное развитие международного государственного кредита. В отдельные исторические периоды — перехода страны к иной политической или экономической системе, кризиса экономики и финансов, слабости денежно-кредитной системы страны, серьезных сбоев в работе внутреннего финансового рынка и т. п. — развитие внешних государственных кредитных отношений может значительно опережать динамику внутреннего государственного кредита. Во внутренних государственных кредитных отношениях партнерами российского органа власти выступают российские юридические и физические лица, другие российские органы власти; во внешних отношениях — иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации. Реальное функционирование государственных и муниципальных кредитных отношений на благо общества организуется и регулируется государством. Это делается на основе правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе РФ, Бюджетной классификации РФ, федеральных законах «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и других, а также в многосторонних и двусторонних международных договорах и соглашениях, в реализации которых участвует Россия. Эти нормативные правовые акты устанавливают основы проведения государственных и муниципальных кредитных операций, определяют компетентность законодательных (представительных) и исполнительных органов власти разного уровня, оговаривают условия и процедуру осуществления конкретных кредитных сделок, вводят ограничения на масштабы проведения отдельных видов долговой деятельности, предусматривают ответственность сторон за нарушение условий осуществления государственных и муниципальных кредитных отношений. Ряд общих и перспективных вопросов регулируется указами и другими актами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, конституциями и уставами субъектов РФ и муниципальных образований, законами (решениями) законодательных (представительных) органов и постановлениями исполнительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, Например, в ежегодном бюджетном послании Президент РФ определяет основные параметры перспективной и текущей долговой политики, постановлениями Правительства РФ регламентируются генеральные условия выпуска и обращения облигаций конкретных видов займов, условия предоставления и порядок проведения конкурсов по оказанию финансовой поддержки хозяйствующим субъектам в виде государственных гарантий и кредитов. Текущую политику в области государственного и муниципального кредита определяют федеральные законы, законы субъектов России и решения органов местного самоуправления о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. В этих актах закладываются, в частности, конкретные параметры по объемам внутреннего и внешнего долга, объемам заимствований, объемам и условиям предоставления гарантий и кредитов. Постановления Правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ и Банка России, нормативные акты администраций субъектов Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций определяют порядок осуществления (технику работы) заимствований и предоставления гарантий и кредитов. Подводя промежуточный итог сказанному, покажем взаимосвязь анализируемых явлений на схеме 2. На схеме хорошо видно промежуточное положение государственных (и муниципальных) гарантий по форме и по существу, которое не нашло адекватного отражения ни в экономической литературе, ни в финансовом законодательстве. Предоставление органом власти гарантии любому лицу выполнить за него финансовые обязательства перед третьим лицом порождает обязательство государства по ее исполнению и, соответственно, увеличивает государственный (или муниципальный) долг. Исполнение органом власти своего гарантийного обязательства означает возможность возникновения у гаранта долгового требования к лицу, вместо которого гарант удовлетворил требование кредитора. Исполненная гарантия является источником возникновения новых долговых активов соответствующего органа власти.
Гарантия-долг и гарантия-актив - две разноплановые сути публичных гарантий, которые ведут гаранта к разным полюсе государственному (муниципальному) долгу или государственным (муниципальным) долговым активам. Произойдет ли трансформация гарантии-долга в гарантию-актив, зависит от рада обстоятельств. Важнейшими из них являются финансовая состоятельность и добросовестность получателя гарантии Эти обстоятельства требуют к себе серьезного отношения, поэтому предоставление гарантии связано с соблюдением ряда обязательных процедур, о чем пойдет речь в следующих главах. На наш взгляд, предложенная выше схема анализа госу- * дарственного кредита, трех его форм, государственного долга и долговых активов, укладывающаяся в традиционные представления о государственном кредите как экономическом явлении, нуждается в дальнейшем развитии. И связано это с реальным опытом, в котором деятельность органа власти по проведению заимствований (государственное заимствование) обычно никак не связана с практикой предоставления государственных кредитов (государственное кредитование). Государственное заимствование — деятельность органа власти, имеющая целью формирование дополнительного фонда финансовых средств, которые власть могла бы использовать по своему усмотрению на удовлетворение публичных потребностей. Эта деятельность приводит к формированию государственного долга. Напротив, государственное кредитование — деятельность органа власти, связанная с движением государственного капитала в ссудной форме, который образуется преимущественно на бюджетной основе; движение государственного ссудного капитала в виде бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных кредитов ведет к формированию государственных долговых активов. Эти два вида долговой деятельности — государственное заимствование и государственное кредитование — не совпадают также ни по субъектам отношений, ни количественно (по абсолютной величине). Власть проводит заимствования среди одних юридических и физических лиц, иностранных государств и международных организаций, а финансовая помощь в виде государственных кредитов оказывается совсем другому кругу лиц, стран и международных организаций. Таким образом, государственное заимствование и государственное кредитование представляют собой два принципиально разных направления долговой деятельности современного государства, которые различаются по своему содержанию, целям, результатам, субъектам отношений и характеру воздействия на общественное воспроизводство. В новых условиях, когда анализируемые виды деятельности современного государства получили колоссальное развитие, общая их основа — кредитная, долговая — уходит на второй план, и решающее значение приобретают различия в качественной характеристике и последствиях указанных видов деятельности. В свете сказанного схема 2 должна быть трансформирована следующим образом (см. схему 3). Это означает, по мнению автора, что при анализе многоплановых отношений, ныне выражаемых единой категорией «государственный кредит», настала пора перейти к оперированию двумя понятиями — «государственное заимствование» и «государственное кредитование» («государственное гарантирование», как отмечалось выше, является промежуточным между двумя названными видами деятельности). Каждое из этих понятий выражает собой определенный массив экономических отношений, обладающих яркими специфическими особенностями и развивающихся согласно собственным внутренним закономерностям и тенденциям. Экономические связи, формирующие эти явления, объективны, устойчивы, многократны и постоянно возобновляются. Следовательно, есть все основания говорить о двух категориях, производных от более общего явления — государственного кредита. Оперирование двумя названными понятиями без «сваливания» анализируемых явлений в общий «котел» представляется более обоснованным и более «удобным» как для исследователя, так и для читателя. Сейчас многие мысли, высказываемые исследователем относительно государственного кредита, заключают в себе условности и внутренние противоречия. Связано это с тем, что автор обычно имеет в виду что-то одно — заимствование, кредитование или гарантирование, а обобщения вынужден делать относительно всей совокупности государственных кредитных отношений, поскольку в науке до сих пор нет четкого разделения государственного кредита как экономической категории на указанные выше субкатегории. В случае принятия предложения об оперировании двумя самостоятельными понятиями ученые и практики смогут избежать многих неопределенностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|