Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Социально-экономические последствия государственного долга.




Финансовые отношения по формированию и обслужива­нию государственного долга затрагивают интересы органов публичной власти, всего многообразия юридических и физи­ческих лиц, иностранных правительств и международных фи­нансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестици­онного климата, структуру потребления, развитие международ­ного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существен­ная и многогранная роль государственного долга в развитии

страны.

Как любое сложное общественное явление государствен­ный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. В первую очередь по­ложительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источ­ником финансирования дефицита бюджетов органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правитель­ственных структур с помощью государственных заимствова­ний не влечет увеличения совокупного спроса, а только меня­ет его структуру. Покупка физическими и юридическими ли­цами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государствен­ной власти. Через бюджетные расходы спрос в том же объеме может быть предъявлен в другом месте и другими хозяйству­ющими субъектами и гражданами.

Правительственные структуры посредством предоставле­ния государственных гарантий по займам и кредитам (в том числе зарубежным), привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-эконо­мического развития страны. Например, гарантированные цар­ским правительством займы явились мощным катализатором железнодорожного и промышленного строительства в Рос­сии во второй половине XIX столетия. Как эффективный фи­нансовый инструмент гарантированные займы проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использо­вания государственных гарантий в интересах хозяйственного строительства.

Государственные внешние (экспортные) гарантии и кре­диты способствуют внешнеэкономической экспансии субъек­тов национальной экономики. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, уве­личение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.

Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбере­жений населения и инвестирования хозяйствующими субъек­тами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно го­сударственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами. Поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организа­ции своих сбережений, а хозяйствующие субъекты — высоко­ликвидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в каз­ну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

Развитой рынок государственного долга — непременное условие невосприимчивости национального финансового рын­ка к неблагоприятным воздействиям внешних валютно-финансовых факторов, условие прочности национальной вал юты, де­нежного обращения и финансово-кредитной системы страны. Возможность для юридических и физических лиц вкладывать средства не только и иностранную валюту, но и в государствен­ные долговые обязательства (наряду с корпоративными цен­ными бумагами), нивелирует вероятные негативные послед­ствия международных финансовых и валютных кризисов.

 

При разумной организации функционирования отноше­ний по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распреде­лять налоговое бремя во времени между поколениями насе­ления страны. Этот способ распределения налогового бреме­ни дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долго­срочного характера, служащих десятки лет. В этом случае фи­нансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступ­лений), а несколько поколений, поскольку погашение основ­ной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудни­чества и взаимопонимания. Этому способствуют межправи­тельственные займы, заимствования у международных финан­совых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становят­ся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы прежде всего проявля­ются в том, что при чрезмерном развитии рынка государствен­ного долга правительство ограничивает инвестиционные воз­можности в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негатив­ного влияния государственного долга усиливается при чрез­мерно высокой доходности государственных бумаг. В этих ус­ловиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложе­нию средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных бумаг (наряду с други­ми факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффек­тивной для предпринимателя.

Чрезмерное увлечение государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высо­кой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в разви­тии государственных финансов.

Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних займов, то возможно не только попа­дание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состоянии финансов международных, но и поте­ря политической независимости.

Активное использование государственных экспортных га­рантий и кредитов может сопровождаться нежелательными последствиями для страны-гаранта или кредитора в развитии внешнеэкономических отношений, если процедуры предос­тавления гарантий и кредитов не продуманы до мельчайших деталей и не имеют прочной правовой основы. Любая техни­ческая погрешность впоследствии может обернуться серьез­ными проблемами в работе по возврату государственных вне­шних долговых активов.

Наконец, мобилизуемые с помощью государственных за­имствований средства являются антиципированными взяты­ми наперед налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженно­сти это перекладывается на будущие поколения. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального ха­рактера или производственных предприятий за счет заимство­ванных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане стра­ны. Живущие поколения не имеют права забывать об эконо­мическом и морально-этическом аспектах антиципации на­логов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...