1.2. Классификация государственного долга
Классификация долга органов власти всех уровней может проводиться по разным признакам. Обычно в качестве таковых используются следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак. В зависимости от слагаемых компонентов публичный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Согласно существующим уровням власти (классификация по типу заемщика} публичный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией. Публичный долг может существовать в следующих формах. —кредитных соглашений и договоров; —государственных и муниципальных займов; —договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
—договоров о предоставлении государственных и муниципальных гарантий; - соглашений и договоров, в том числе международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет (Бюджетный кодекс РФ не предусматривает такой формы для муниципального долга). По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования — десятью. В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Российские законодатели сделали несколько попыток определиться с делением государственных заимствований на их внутреннюю и внешнюю части. Так, согласно Закону РФ от 13 ноября 1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» таковым являлись долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в рублях, перед юридическими и физическими лицами и все гарантированные Правительством РФ рублевые долговые обязательства других лиц. Федеральным законом от 26 декабря 1994 г. №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» государственным внешним долгом России признавались внешние заимствования, привлекавшиеся из иностранных источников, по которым возникают финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика средств или гаранта погашения внешних заимствований других заемщиков.
Таким образом, два названных закона в основу классификации государственных заимствований на внутренние и внешние положили два разных признака. В первом случае — это валюта, в которой выражались заимствования, во втором — источник заимствований. Такая неопределенность затрудняла принятие обоснованных решений и приводила к возникновению курьезных ситуаций. Их примером является не включение до 1998 г. долга по внутреннему валютному займу ни во внутренний, ни во внешний государственный долг. Внутренний валютный заем номинирован в долларах США, но его размещение проводилось среди резидентов. Вот он и удовлетворяет сразу обоим признакам, в силу чего до 1998 г. учитывался отдельно от всех других заимствований. Авторы действующего Бюджетного кодекса РФ попытались внести ясность в вопрос о классификации государственного долга. Однако в основу классификации долгов на внутренние и внешние они заложили сомнительный признак - валюту, в которой выражены долговые обязательства государства. Проблема обоснованной классификации государственного долга остается актуальной для России. Особенно остро она была поставлена финансовым кризисом, достигшим своего пика в августе 1998 г. Дело в том, что изначально рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов (ГКО-ОФЗ) был ориентирован на работу с внутренними инвесторами и до середины 1996 г. присутствие нерезидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996 г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осуществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непосредственно через российские уполномоченные банки. Участие иностранных инвесторов резко активизировалось и к началу 1998 г. на долю нерезидентов приходилось до 27, 5% рынка ГКО-ОФЗ. Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ - это обычный рублевый, т. е. внутренний рынок, Правительство и Банк России делали все для более широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские финансовые рынки закачались, и волны азиатских кризисов стали доходить до России (октябрь 1997 г., январь и май 1998 г. ), нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ: на обслуживание рублевого, внутреннего долга в части приходящейся на нерезидентов, потребовалась иностранная валюта и при этом в значительных количествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств.
Таким образом, события, предшествовавшие 17 августа 1998 г со всей определенностью показали, что рублевый долг, приходящийся на иностранных инвесторов, не есть обычный внутренний долг, что он имеет черты внешнего долга. Для устранения сомнений обратимся к истокам данного вопроса. В «Финансовой энциклопедии» 1924 года издания читаем: «С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев, и обратно». Таким образом, проф. В. Н. Твердохлебов, являвшийся председателем Финансовой комиссии Института экономических исследований Наркомфина и автором цитируемой здесь статьи, видел формальную и существенную стороны вопроса. При этом он допускал возможность превращения внутреннего займа во внешний и обратно. Финансово-кредитные словари 1961 и 1984 годов издания делят государственный долг на внутренний и внешний в зависимости от рынка размещения, валюты займа и других признаков, а внешние займы определяют как займы, полученные от зарубежных кредиторов. 6 Следовательно, в этих изданиях наблюдается двойной стандарт: займы классифицируются по признаку источника, держателя займа (внешний или внутренний кредитор), а государственный долг, который является результатом проводимых заимствований, делится в зависимости от рынка размещения или валюты выпуска.
Эта двойственность преодолена в учебнике «Финансы капитализма», вышедшем в 1990 г. под редакцией проф. Б. Г. Болдырева: «Внешний заем, - пишет проф. Л. П. Павлова, — заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте». 7 Это означает, что для содержания долговых отношений неважно, в какой валюте совершается операция, существенно другое: кто заимодатель - зарубежный или внутренний инвестор. Этот же критерий - внутренний или иностранный кредитор - положен в основу деления государственного долга на внутренний и внешний авторами учебника «Финансы», изданного в 1992 г. 8 Аналогичный подход к классификации государственного долга проявляют и авторы «Российской банковской энциклопедии» (1995 г. ). Внешний долг здесь определяется как «сумма финансовых обязательств страны иностранным кредиторам на определенную дату». 9 Таким образом, в российской энциклопедической и учебно-научной литературе четко просматривается тенденция на закрепление источника заимствований в качестве признака классификации долга на внутренний и внешний — внутренний или внешний кредитор. Аналогичная тенденция проявилась и на законодательном уровне: после закона от 13 ноября 1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» выходит закон от 26 декабря 1994 г. №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации... », однозначно определяющий внешний долг как внешние заимствования, привлекаемые из иностранных источников. Если обратиться к опыту зарубежных стран, например США, то увидим, что в основе классификации долгов, займов и кредитов лежит не валюта, а место нахождения кредитора или место ведения им бизнеса, вхождение кредитора в группу иностранных и международных инвесторов", факт нахождения государственных бумаг на руках у резидента или нерезидента. Видимо, в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности углубления конвертируемости рубля в основе заимствований на внутренние и внешние может быть только признак держателя облигаций (резидент или нерезидент источник заимствований (национальный или внешний финансовый рынок). В силу сказанного следует признать, что государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом - обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Соответствующие поправки, по нашему мнению, должны быть внесены в Бюджетный кодекс РФ. Сейчас действуют два вида официальной (бюджетной) классификации публичного долга России: одна — в отношении внутреннего долга, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов (см. приложения 1, 2, 3).
В составе государственного и муниципального внутреннего долга (см. приложение 1) выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид займа, вид ценной бумаги, причина появления задолженности, источник заимствований, форма заимствований, форма долговых обязательств. В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 года, Государственный сберегательный заем. По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: Казначейские обязательства, Государственные краткосрочные облигации, Государственные казначейские векселя. В зависимости от причины появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в числе других отражены: Задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; Задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности. По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку. В зависимости от формы заимствований выделяются, в частности, такие виды долгов, как Государственные гарантии, Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации, Муниципальные гарантии. Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самостоятельных видов внутренних долгов выделяются Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации, Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования. Государственный внешний долг и государственные внешние активы Российской Федерации согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» группировались по трем признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика (см. приложение 2). В соответствии с этими признаками внешний долг и активы РФ подразделялись на следующие виды: Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Федерацией, Внешний долг Российской Федерации, Внешний долг перед Союзом ССР, Внешний долг перед Российской Федерацией, Чистая внешняя задолженность Российской Федерации. При этом внешние долги России и перед Россией, а также чистая внешняя задолженность России учитывались в разрезе международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм. Внешние долги Союза ССР и перед Союзом ССР учитывались только в разрезе правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, поскольку Советский союз не имел отношений с международными организациями. Некоторые уточнения в классификацию внешних долговых обязательств РФ Министерство финансов России внесло приказом от б января 1998 г. №1н «О Бюджетной классификации Российской Федерации». Согласно инструкции государственный внешний долг России с 1 января 1998 г. стал классифицироваться по единственному признаку - тип кредитора. В связи с этим во внешней задолженности России стали выделяться долги по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, от иностранных коммерческих банков и фирм от международных финансовых организации. Активный переговорный процесс, который постоянно вела Россия со своими внешними кредиторами, и повышение международных кредитных рейтингов позволили российскому правительству в 1997-1998 годах выйти на европейский финансовый рынок с облигационными заимствованиями. Появление нового (для Российской Федерации) вида международного заимствования, а также предоставление Государственной Думой РФ федеральному правительству права прибегать к кредитам Банка России в условиях, сложившихся после дефолта 1998 г., обусловили необходимость дальнейшего развития и уточнения официальной (бюджетной) классификации результатов проводимой внешнекредитной деятельности. Это было, сделано в процессе обсуждения и принятия новой редакции федерального закона о бюджетной классификации Российской Федерации. Бюджетная классификация РФ в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ к трем признакам классификации внешних долгов и активов, установленным первоначальной редакцией закона (характер и субъект государственной кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика), добавила два новых — форма долговых обязательств и вид займа. В результате последовательного применения названных признаков в составе публичных долгов России, возникающих в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, официально выделяются (см. приложение № 3) Государственныи внешний долг Российской Федерации, Внешний долг субъекта Российской Федерации, Внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемы6 Российской Федерацией, подразделяются на кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрального банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения кредитов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена. Что касается государственных займов, то для Российской Федерации они подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний государственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г. ), а для субъекта РФ предусмотрена единая строка — государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм. Нельзя не отметить разноплановый подход законодателей при классификации результатов внутренней и внешней государственной кредитной деятельности. Так, при классификации видов публичных внутренних долгов не принимается во внимание огромный пласт отношений по линии государственного внутреннего кредитования, поэтому в приложении 9 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» отсутствуют позиции, связанные с внутренними долговыми активами. Известно, что внутреннее государственное кредитование в прошедшем столетии получило широкое распространение, оно применяется и сейчас. Известны также и проблемы, с которыми сталкиваются органы публичной власти в работе по возврату предоставленных взаймы средств и получению процентов за пользование этими ресурсами. Поэтому для придания должной гласности всем процессам и прозрачности дел, характеризующих состояние проблемы, целесообразно ввести соответствующие позиции бюджетной классификации, которые бы отражали реальную картину в этой области. Трудно ожидать от науки всестороннего и объективного анализа состояния дел и обоснованных рекомендаций по исправле нию ситуации, если общественность не В части классификации видов государственных внешних долгов и активов представляется сомнительной правомерность отказа от разделения соответствующих показателей на позиции, характеризующие в отдельности результаты кредитной деятельности СССР и новой России. Слишком серьезными оказались для Российской Федерации последствия финансовой деятельности бывшего Союза ССР и в области внешних заимствований, и в части внешнего кредитования. Результаты этой деятельности до сих пор оказывают серьезное влияние и на внутренние возможности социально-экономического развития страны, и на наши отношения с внешнеэкономическими партнерами, поэтому они должны быть видны и быть удобными для анализа. В свете высказанного ранее предложения по более внятному обособлению деятельности органов власти в части публичного заимствования и публичного кредитования целесообразно и классификацию результатов такой деятельности проводить раздельно — по линии долгов и по линии активов. Одна классификация должна охватывать все виды публичных долгов как внутренних, так и внешних. Во второй должны быть отражены все виды внутренних и внешних долговых активов органов власти. Научно обоснованная, простая и понятная классификация публичных долгов и активов — залог более осмысленного управления заемной и кредитной деятельностью государственных и муниципальных органов власти, целевого и более эффективного использования дополнительно привлеченных и бюджетных средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|