Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

34. Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь.




34. Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь.

Основное целевое назначение земель — это установленные законодательством порядок, условия и ограничения использования земельного участка (земель) для конкретных целей. Под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны. На классификацию земель по категориям не влияет форма собственности. В данном случае согласно ст. 6 Кодекса о земле выделяют: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; 3) земли промышленности, связи, транспорта, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса,

Помимо классификации по категориям, существует подразделение земель на виды по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. При этом на подразделение земель на виды не влияет их классификация на категории. В данном случае выделяют следующие виды: — пахотные земли, — залежные земли, — земли под постоянными культурами — луговые земли, — лесные земли, — земли под древесно-кустарниковой растительностью, — земли под болотами, — земли под водными объектами — земли под дорогами, — земли под улицами, — земли под застройкой — нарушенные земли, — неиспользуемые земли

понятие «правовой режим земель » может быть использовано для характеристики: 1) всех земель Республики Беларусь (общий правовой режим); 2) различных категорий земель, выделяемых в соответствии с их целевым назначением (особенный правовой режим); 3) видов земель в рамках той или иной категории (специальный правовой режим); 4) земельных участков (конкретный правовой режим).

- Земли сельскохозяйственного назначения не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам Республики Беларусь - в пожизненное наследуемое владение либо аренду, а иностранным гражданам и лицам без гражданства - в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

-Субъектами водных отношений могут выступать Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

 


35. Понятие и виды земельных правоотношений. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Земельные правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельно-правовые нормы можно определить как установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению к земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер земельных правоотношений, состав их участников, который может меняться в зависимости от урегулированности тех или иных отношений и содержания земельно-правовых норм, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Обязательным признаком земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений и является их важнейшим элементом.

виды земельных правоотношений:

- правоотношения земельной собственности, участники которых обладают определенной совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Содержание этих правоотношений зависит от формы и вида права собственности на землю.

- правоотношения землевладения и землепользования, содержание которых составляют правомочия владения и пользования землей, предоставленной собственником другим лицам; -

- правоотношения по государственному управлению землями, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения;

- охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых обеспечивается применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства.

По способам реализации земельно-правовых норм земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные.

^ Материальные земельные правоотношения складываются на основе норм, которые устанавливают права и обязанности участников земельных отношений, в том числе права на землю. Так, материальными нормами устанавливается система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение.

^ Процессуальные земельные правоотношения возникают на основе норм, которые регулируют порядок реализации прав и обязанностей по отношению к земле (материальных земельных правоотношений).

 

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей.

Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов:

 

1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (как носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями.

2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.

3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции.

4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как участники этих правоотношений они наделены земельной праводееспособностью, которая в настоящее время значительно расширена в связи с изменением правового режима земли и расширением правовых форм ее использования.

Земельная праводееспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

(Ст. 4. Субъектами земельных отношений являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, государственные органы)

 

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:

- индивидуально-определенные земельные участки или их части. Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю.

Земельные участки могут находиться у землепользователей на следующих правах:

государственной и частной собственности, а также на праве собственности иностранных государств, международных организаций;

пожизненного наследуемого владения;

постоянного пользования (пользования без заранее установленного срока);

временного пользования;

аренды (субаренды).

- земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком. Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида.

- все или часть земель Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...