Воспитательная работа и молодежная политика
Одной из важнейших задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности. На начало 2010 года численность населения в возрасте 14-29 лет составляет 28,7% от общей численности населения. Доля молодежи, проживающей в сельской местности - 49,1%. Численность детского населения с рождения до 18 лет на начало 2010 года составляет около 5 млн. человек. Охрану прав и защиту интересов детей обеспечивают специалисты местных исполнительных органов. В сфере государственной молодежной политики имеют место следующие проблемы. Отсутствует централизованная система координации воспитательной работы среди молодежи. По данным социологического опроса в 2008-2009 гг., доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций, составляет 22% от общей численности молодежи. Доля молодежи, участвующей в принятии решений по вопросам молодежной политики, в представительных органах, не достигает 1%. Результаты соцопроса показали, что 64% респондентов считают наиболее подверженными коррупции государственные вузы, 54% оценивают уровень коррупции в вузах как высокий, 28% отмечают факт «покупки» дипломов. Не обеспечена в полной мере возможность для всех детей пользоваться своими правами. Кроме того, в сфере образования отсутствует единая база данных образовательной статистики. Существующие формы государственной статистики образования не имеют широкой публикации, разрознены, по ним отсутствует глубокий анализ, они недоступны широкой общественности. Показатели национальной статистики образования не соответствуют требованиям международной статистики.
Таким образом, анализ ситуации в образовании показывает следующее. Сильные стороны: четко определенные приоритетные направления развития образования; увеличение сети объектов дошкольного и среднего образования; наличие национальных и республиканских центров по каждому уровню образования; соответствие структуры казахстанского образования Международной стандартной классификации образования; реструктуризация технического и профессионального образования; функционирование Национальной системы оценки качества образования; высокие результаты в международном исследовании TIMSS - 2007; вхождение в Европейское образовательное пространство. Слабые стороны: недостаточное финансирование образования; низкий статус профессии педагога; недостаточное качество подготовки педагогических кадров; дефицит высококвалифицированных педагогических кадров; недостаточное количество специалистов по охране прав детей; слабо развит менеджмент в образовании; недостаточно развита система государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в образовании; слабо развита информатизация образования; образовательная статистика не соответствует международным стандартам и недоступна получателям; низкий охват дошкольным воспитанием и обучением; отсутствие интеграции содержания общего среднего и высшего образования; неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования; слабое качество образовательных услуг, предоставляемых МКШ; недостаточное развитие инклюзивного образования; отсутствие Национальной квалификационной системы; отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов;
отсутствие интеграции высшего образования и науки. Возможности: обеспечение доступа к дошкольному воспитанию и обучению; привлекательность профессии педагога; обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности. Для государства: повышение конкурентоспособности казахстанского образования; повышение качества человеческого капитала; обеспечение социальных правовых гарантий качества жизни детей; повышение эффективности использования трудовых ресурсов; стабилизация национальной экономики; инвестиционная поддержка образования со стороны международных организаций и работодателей; появление новых эффективных методов управления в области образования; популяризация спорта среди учащихся; повышение эффективности использования бюджетных средств; повышение доступности, привлекательности, качества, открытости сферы образования; обеспечение устойчивого роста экономики страны; улучшение показателей международных рейтингов; повышение ответственности родителей за воспитание ребенка. Для родителей: возможность выбора организаций образования; участие в управлении образованием; обеспечение свободного доступа дошкольного воспитания и обучения; осуществление связи родитель - организация образования - ребенок через дистанционное информационное оповещение об успехах ребенка. Для педагога: привлекательность профессии педагога; обеспечение системой карьерного роста; обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности. Для обучающихся: доступ к качественному образованию для всех; доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; развитие коммуникативной и профессиональной компетентности. Угрозы: недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования; низкая мотивация труда педагога, непрестижность профессии учителя; низкий уровень подготовленности значительной части педагогов; недостаточность стремления к самообразованию и профессиональному росту педагогических кадров; низкая мотивация пользователей в использовании системы электронного обучения;
рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией; ухудшение качества образования; срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования; увеличение числа аварийных школ; увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; отсутствие прогноза в специалистах на рынке труда; отток кадров из системы технического и профессионального образования, вызванный несоответствием между уровнем оплаты труда в отрасли и средним уровнем заработной платы в стране; сокращение количества иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана; отток ученых в другие государства вследствие более благоприятных перспектив реализации своего научного потенциала; слабый приток молодежи в науку; нескоординированность соисполнителей в ходе реализации программы; низкая мотивация труда и непрестижность профессии педагога; рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией. Таким образом, данная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на европейский уровень.
В раздел 4 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.); Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред. ) 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы
Главная цель: Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Программные цели: совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышение престижа профессии педагога; формирование государственно-общественной системы управления образованием;
обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения; модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство; достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств. Целевые индикаторы:
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников; совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании; совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; увеличение сети дошкольных организаций; обновление содержания дошкольного воспитания и обучения; обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения; осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования; решение проблемы малокомплектных школ; совершенствование системы инклюзивного образования в школе; обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики; развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики; повышение престижа обучения в ТиПО; обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны; обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования; обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров; создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех; реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи. Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы будут достигнуты Министерством образования и науки совместно с министерствами труда и социальной защиты, связи и информации, индустрии и новых технологий, туризма и спорта, внутренних дел, культуры, отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, ассоциациями работодателей, Союзом «Атамекен», и иными неправительственными организациями.
В раздел 5 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.); Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.) 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
Развитие образования будет реализовано в следующих направлениях: финансирование системы образования; статус педагога; менеджмент образования; электронное обучение «e-learning»; дошкольное воспитание и обучение; среднее образование; техническое и профессиональное образование; высшее и послевузовское образование; обучение в течение всей жизни; воспитательная работа и молодежная политика.
Финансирование системы образования
Цель: Совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам. Задача: Разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования. Целевой индикатор: С 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|