Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная работа и молодежная политика




Одной из важнейших задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности.

На начало 2010 года численность населения в возрасте 14-29 лет составляет 28,7% от общей численности населения. Доля молодежи, проживающей в сельской местности - 49,1%.

Численность детского населения с рождения до 18 лет на начало 2010 года составляет около 5 млн. человек. Охрану прав и защиту интересов детей обеспечивают специалисты местных исполнительных органов.

В сфере государственной молодежной политики имеют место следующие проблемы.

Отсутствует централизованная система координации воспитательной работы среди молодежи.

По данным социологического опроса в 2008-2009 гг., доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций, составляет 22% от общей численности молодежи.

Доля молодежи, участвующей в принятии решений по вопросам молодежной политики, в представительных органах, не достигает 1%.

Результаты соцопроса показали, что 64% респондентов считают наиболее подверженными коррупции государственные вузы, 54% оценивают уровень коррупции в вузах как высокий, 28% отмечают факт «покупки» дипломов.

Не обеспечена в полной мере возможность для всех детей пользоваться своими правами.

Кроме того, в сфере образования отсутствует единая база данных образовательной статистики. Существующие формы государственной статистики образования не имеют широкой публикации, разрознены, по ним отсутствует глубокий анализ, они недоступны широкой общественности. Показатели национальной статистики образования не соответствуют требованиям международной статистики.

Таким образом, анализ ситуации в образовании показывает следующее.

Сильные стороны:

четко определенные приоритетные направления развития образования;

увеличение сети объектов дошкольного и среднего образования;

наличие национальных и республиканских центров по каждому уровню образования;

соответствие структуры казахстанского образования Международной стандартной классификации образования;

реструктуризация технического и профессионального образования;

функционирование Национальной системы оценки качества образования;

высокие результаты в международном исследовании TIMSS - 2007;

вхождение в Европейское образовательное пространство.

Слабые стороны:

недостаточное финансирование образования;

низкий статус профессии педагога;

недостаточное качество подготовки педагогических кадров;

дефицит высококвалифицированных педагогических кадров;

недостаточное количество специалистов по охране прав детей;

слабо развит менеджмент в образовании;

недостаточно развита система государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в образовании;

слабо развита информатизация образования;

образовательная статистика не соответствует международным стандартам и недоступна получателям;

низкий охват дошкольным воспитанием и обучением;

отсутствие интеграции содержания общего среднего и высшего образования;

неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;

слабое качество образовательных услуг, предоставляемых МКШ;

недостаточное развитие инклюзивного образования;

отсутствие Национальной квалификационной системы;

отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов;

отсутствие интеграции высшего образования и науки.

Возможности:

обеспечение доступа к дошкольному воспитанию и обучению;

привлекательность профессии педагога;

обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.

Для государства:

повышение конкурентоспособности казахстанского образования;

повышение качества человеческого капитала;

обеспечение социальных правовых гарантий качества жизни детей;

повышение эффективности использования трудовых ресурсов;

стабилизация национальной экономики;

инвестиционная поддержка образования со стороны международных организаций и работодателей;

появление новых эффективных методов управления в области образования;

популяризация спорта среди учащихся;

повышение эффективности использования бюджетных средств;

повышение доступности, привлекательности, качества, открытости сферы образования;

обеспечение устойчивого роста экономики страны;

улучшение показателей международных рейтингов;

повышение ответственности родителей за воспитание ребенка.

Для родителей:

возможность выбора организаций образования;

участие в управлении образованием;

обеспечение свободного доступа дошкольного воспитания и обучения;

осуществление связи родитель - организация образования - ребенок через дистанционное информационное оповещение об успехах ребенка.

Для педагога:

привлекательность профессии педагога;

обеспечение системой карьерного роста;

обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.

Для обучающихся:

доступ к качественному образованию для всех;

доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

развитие коммуникативной и профессиональной компетентности.

Угрозы:

недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования;

низкая мотивация труда педагога, непрестижность профессии учителя;

низкий уровень подготовленности значительной части педагогов;

недостаточность стремления к самообразованию и профессиональному росту педагогических кадров;

низкая мотивация пользователей в использовании системы электронного обучения;

рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией;

ухудшение качества образования;

срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;

увеличение числа аварийных школ;

увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;

отсутствие прогноза в специалистах на рынке труда;

отток кадров из системы технического и профессионального образования, вызванный несоответствием между уровнем оплаты труда в отрасли и средним уровнем заработной платы в стране;

сокращение количества иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана;

отток ученых в другие государства вследствие более благоприятных перспектив реализации своего научного потенциала;

слабый приток молодежи в науку;

нескоординированность соисполнителей в ходе реализации программы;

низкая мотивация труда и непрестижность профессии педагога;

рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией.

Таким образом, данная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на европейский уровень.

 

 

В раздел 4 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.); Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред. )

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы

 

Главная цель:

Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Программные цели:

совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;

повышение престижа профессии педагога;

формирование государственно-общественной системы управления образованием;

обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;

обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;

формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;

модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;

достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Целевые индикаторы:

Индикатор      
с 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования 0% 60% 60%
доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов 42% 49% 54%
в организациях образования созданы попечительские советы 40% 45% 60%
руководители организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента 29% 50% 100%
в организациях образования используется система электронного обучения   50% 90%
охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет 40% на 1 июля 77,7% 100%
в 2020 году осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения   1, 5, 11 классы 1-10, 12 классы
количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана      
доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам 50% 60% 70%
результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS TIMSS: 7-11 место PISA: 50-55 место, TIMSS: 10-15 место PISA: 40-45 место, TIMSS: 10-12 место, PIRLS: 10-15 место
увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества 10% 30% 70%
доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие 40 % 75 % 80 %
доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу 68,5% 78% 80%
доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации 0% 10% 30%
доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие 0% 35% 80%
доля выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза 50% 78% 80%
количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов      
доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам 16% 50% 65%
доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам 0% 20% 30%
доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство 0% 10% 13%
доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет 0% 2% 5%
внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов      
доля молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи 25% 31% 55%

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования;

обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;

усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;

совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании;

совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;

создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;

увеличение сети дошкольных организаций;

обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;

обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения;

осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;

решение проблемы малокомплектных школ;

совершенствование системы инклюзивного образования в школе;

обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;

развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;

повышение престижа обучения в ТиПО;

обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны;

обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;

обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;

реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи.

Достижения задач будут измеряться следующими показателями:

 

Показатель       Исполнители
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по новой системе повышения квалификации, от общего количества педагогов 0 % 30 % 60 % МОН, МИО
доля педагогов профильной школы, имеющих степень магистра 0% не менее 10% не менее 20% МОН
доля молодых специалистов, вновь прибывших для работы в организации образования в текущем году, от общего количества педагогов 2,6% 4,5% 6% МИО, МОН
доля педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке 0,6% 10% 15% МОН
доля специалистов системы повышения квалификации с академическими и учеными степенями 3,4% 5% 15% МИО, МОН
доля инженерно-педагогических кадров организаций ТиПО, прошедших повышение квалификации и стажировку, в том числе на базе производственных предприятий, ежегодно 20% 20% 20% МИО, МОН, ассоциации работодателей, отраслевые министерства
доля ППС вузов, прошедших повышение квалификации и переподготовку в стране, ежегодно 6% 20% 20% МОН
внедрение принципов корпоративного управления в гражданских вузах 44% 65% 90% МОН
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по применению ИКТ в обучении, к общему их количеству 0% 90% 90% МОН, МИО
количество учащихся на 1 компьютер       МОН, МИО
доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций 59,7% 60% 52,7% МИО, МОН
доля детей 5-6 лет, охваченных предшкольной подготовкой 83% 100% 100% МИО, МОН
доля частных детских садов от общего числа детских садов 10% не менее 27,9% не менее 30% МИО, МОН
доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями - 30,5% 50% МИО, МОН
доля дошкольных организаций с полиязычным обучением - 15% 50% МИО, МОН
доля дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования - 8,5 % 15% МИО, МОН
доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации от общего количества педагогов - 29% 50% МИО, МОН
доля дошкольных организаций, участвующих в конкурсе по защите детских инновационных проектов (проектная деятельность, шашки, шахматы, здоровьесберегающие технологии и т.д.) - 15,5% 50% МИО, МОН
доля школ с естественно-математическим направлением от общего количества профильных школ 0% не менее 15% не менее 35% МИО, МОН
доля школ, имеющих кабинеты новой модификации (химии, биологии, физики, лингафонных мультимедийных кабинетов) с сервисным обслуживанием от их общего количества 31,7% 40% 80% МИО, МОН
доля аварийных школ от их общего количества 2,6% 2% 1% МИО, МОН
дефицит ученических мест 74,3 тыс. 45 тыс. 30 тыс. МИО, МОН
доля школ, ведущих занятия в три смены 0,9% 0,2%   МИО, МОН
доля школьников, охваченных качественным и комфортным подвозом к школе и из школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе 63% 80% 100% МИО, МОН
количество «опорных школ»-ресурсных центров для МКШ       МИО, МОН
охват обучающихся организаций среднего образования деятельностью спортивных секций в организациях образования от общего количества обучающихся 20% 25% 30% МИО, МОН
охват обучающихся детско-юношескими спортивными школами от общего количества обучающихся 8% 12% 14,5% Министерство туризма и спорта Республики Казахстан
доля детей школьного возраста, охваченных художественным, музыкальным, техническим, научным творчеством 21,5% 23% 38% МИО, МОН
охват обучающихся вузов деятельностью спортивных секций от общего количества обучающихся * 20% 40% МОН
доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии 9% 25% 50% МИО, МТСЗН, МОН
обеспечение бесплатным витаминизированным горячим питанием учащихся из числа малообеспеченных семей 70% 100% 100% МИО, МОН
доля специальностей ТиПО, обеспеченных профессиональными стандартами, от общего количества специальностей 0% 30% 90% МТСЗН, МИНТ, отраслевые министерства, МОН, ассоциации работодателей
доля типовых учебных планов и программ по специальностям ТиПО, разработанных с участием работодателей (на основе профессиональных стандартов) 0% 50% 90% МОН, МИО, ассоциации работодателей
доля интегрированных образовательных учебных программ, разработанных с участием работодателей и международных экспертов 20% 40% 70% МОН, МИО, ассоциации работодателей
доля обучающихся, обеспеченных местами для прохождения практики на базе предприятий, от общего количества обучаемых за счет госзаказа в учебных заведениях ТиПО 80% 85% 90% МИО, МОН, отраслевые министерства, ассоциации работодателей, Союз «Атамекен»
доля обучающихся ТиПО за счет средств работодателей от общего количества обучающихся 0,6% 1% 2% МИО, работодатели, МОН,
охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием 17,6% 20% 23% МИО, МОН
количество введенных ученических мест в системе ТиПО   2 660 уч. мест 16 940 уч. мест МИО, МОН
количество вновь введенных мест в общежитиях для обучающихся ТиПО   1300 мест 1500 мест МИО
доля учебных заведений ТиПО, оснащенных современным обучающим оборудованием, от их общего количества 36% 75% 90% МИО, МОН
доля обучающихся по госзаказу по программам магистратуры от объема госзаказа бакалавриата 8% 20% 40% МОН
в том числе по программам одногодичной магистратуры от объема госзаказа бакалавриата 1,6% 14% 25% МОН
число обучающихся по госзаказу по программам докторов PhD с ежегодным увеличением госзаказа, начиная с 2012 г.   не менее 1000 чело- век не менее 2000 чело- век МОН
доля вузов, внедривших казахстанскую модель перезачета кредитов по типу европейской системы перевода кредитов (ЕСTS) в Республике Казахстан 19% 100% 100% МОН
с 2015 года стипендиаты программы «Болашак» обучаются в магистратуре, докторантуре, в бакалавриате - от одного семестра до одного академического года, проходят научные стажировки 69% 100% 100% МОН
доля вузов, имеющих доступ к Республиканской межвузовской электронной библиотеке 26% 55% 100% МОН
расширение академической свободы вузов в типовых учебных планах высшего и послевузовского образования по специальностям, расширение компонента по выбору 65% 70% 80% МОН, работодатели
доля магистрантов и докторантов в Назарбаев Университете, имеющих публикации в научных журналах с высоким импакт-фактором 0% 10% 30% Автономная организация образования «Назарбаев Университет», МОН
доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе 1,5% 2,5% 3% МОН
доля вузов, создавших инновационные структуры, научные лаборатории, технопарки, центры, от общего количества технических вузов 14% 20% 50% МОН
доля вузов, создавших структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций от их общего количества * 10% 25% МОН
доля выпускников вузов, закончивших магистратуру и докторантуру, трудоустроенных в вузы и научные организации в первый год после окончания вуза * 10% 30% МОН
доля финансирования образовательной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП * 10% 50% МОН
доля финансирования научной и инновационной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП * 10% 50% МОН
количество модульных учебных программ для краткосрочных курсов переподготовки и повышения квалификации работников технического и обслуживающего труда совместно с работодателями   20 ед. 25 ед. МОН, работодатели, МТСЗН
доля молодежи, избранной в представительные органы на всех уровнях, от общего числа депутатов * 3,9 % 4,1 % МОН, МИО
доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций 22% 28% 35% МОН, МИО, неправительственные организации
доля республиканских молодежных организаций, привлеченных к реализации социально-значимых проектов в рамках государственного социального заказа 12% 20% 24% МОН, МИО, неправительственные организации
* - статистика не ведется

Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы будут достигнуты Министерством образования и науки совместно с министерствами труда и социальной защиты, связи и информации, индустрии и новых технологий, туризма и спорта, внутренних дел, культуры, отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, ассоциациями работодателей, Союзом «Атамекен», и иными неправительственными организациями.

 

 

В раздел 5 внесены изменения в соответствии с Указом Президента РК от 02.11.12 г. № 423 (см. стар. ред.); Указом Президента РК от 12.08.14 г. № 893 (см. стар. ред.)

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры

 

Развитие образования будет реализовано в следующих направлениях:

финансирование системы образования;

статус педагога;

менеджмент образования;

электронное обучение «e-learning»;

дошкольное воспитание и обучение;

среднее образование;

техническое и профессиональное образование;

высшее и послевузовское образование;

обучение в течение всей жизни;

воспитательная работа и молодежная политика.

 

 

Финансирование системы образования

 

Цель:

Совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

Задача:

Разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования.

Целевой индикатор:

С 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...