Обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования путем приведения содержания и структуры высшего образования в соответствие с параметрами Болонского процесса
Будут выполнены обязательные, рекомендательные параметры в рамках Болонского процесса: академическая свобода - в структуре и содержании образовательных программ будет увеличен компонент по выбору: в бакалавриате до 70%, в магистратуре до 80%, в докторантуре до 90 - 95%; в целях развития академической мобильности, как одного из принципов Болонской декларации, обучающиеся будут обучаться за рубежом не менее одного академического периода за весь период обучения, в том числе за счет международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак»; усилена воспитательная работа в вузах; значительно снижен уровень коррупции; реализованы принципы автономии вузов в академической, финансовой и управленческой деятельности вузов; уменьшена доля цикла общеобразовательных дисциплин в структуре образовательных программ бакалавриата в рамках реализации 12-летнего образования с 25% до 15%; внедрен механизм гибкого реагирования образовательных программ вузов страны на потребности рынка труда - будут разработаны модульные образовательные программы; создан Центр Болонского процесса и академической мобильности. Совместно с уполномоченным органом труда и занятости с участием отраслевых министерств и работодателей будет создана Национальная квалификационная система: существующие квалификации различных уровней образования будут объединены в многоуровневую систему квалификаций, признаваемую на национальном и международном рынках труда; объединениями работодателей будут разработаны профессиональные стандарты, соответствующие квалификационным требованиям в рамках конкретной специальности; внедрена система независимой оценки качества и сертификации профессиональных навыков и квалификаций специалистов.
В пилотном режиме будет создан ряд независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций. Разработанные вузами образовательные программы будут соответствовать требованиям Национальной квалификационной системы. Будет установлена система классификации вузов республики в зависимости от реализуемых образовательных программ и объемов осуществляемой научно-исследовательской деятельности: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты. Будут разработаны принципы автономии вузов, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности, на основе модели Назарбаев Университета. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями. Одновременно будут созданы попечительские советы, которым будут подотчетны вузы, а также механизмы прозрачности деятельности высших учебных заведений. Для государственных вузов будет усовершенствован механизм назначения ректоров. Будут созданы условия для поэтапного предоставления автономии вузам страны. С сентября 2013 года будет предоставлена автономия национальным исследовательским университетам, с сентября 2014 года - национальным высшим учебным заведениям, с сентября 2015 года - остальным высшим учебным заведениям. С 2016 года будет продолжена работа по разработке образовательных программ в соответствии с отраслевыми квалификационными рамками приоритетных отраслей ФИИР. Обеспечение высокой эффективности системы оценки качества высшего образования Аккредитацию вузов будут проводить аккредитационные организации, внесенные в Реестр уполномоченного органа.
К 2020 году национальные аккредитационные органы войдут в Реестр аккредитационных агентств (Европейский реестр агентств обеспечения качества). С 2012 года аккредитация будет осуществляться некоммерческими неправительственными аккредитационными агентствами. Будут разработаны условия, мотивирующие вузы проходить национальную аккредитацию. В частности, вузы, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в агентствах, внесенных в Реестр уполномоченного органа, будут освобождены от государственной аттестации по аккредитованным программам в течение срока аккредитации. Они смогут выдавать дипломы собственного образца, осуществлять реализацию программ более высокого уровня, вести обучение по государственному образовательному заказу. С 2015 года государственная аттестация будет полностью заменена национальной институциональной аккредитацией для вузов и колледжей. Государственный контроль будет осуществляться государственными органами в форме лицензионных проверок. Национальные вузы пройдут международную специализированную аккредитацию наряду с национальной. 65% казахстанских вузов пройдут независимую национальную институциональную аккредитацию в соответствии с международными стандартами. Вузы также будут проходить независимую национальную специализированную аккредитацию. Будет оказана государственная финансовая поддержка в проведении национальных независимых рейтингов. Вузы Казахстана будут участвовать в рейтингах лучших университетов мира. Не менее двух вузов будут отмечены в рейтингах лучших университетов мира. Обеспечение развития материально-технической базы вузов С 2014 года ежегодно на 10% увеличится доля вузов, в которых будет обновлена учебно-лабораторная база. Для развития материально-технической базы вузов будут привлечены средства за счет ГЧП. Будут созданы 4 центра, являющиеся структурными подразделениями вузов: Бизнес-инновационный центр (зона высокой науки и инноваций), Центр рабочих профессий и Центр сварки, Центр по продовольственной безопасности с мини-цехом по пищевым технологиям, Бюро переводчиков на конкурсной основе. Будут обеспечены: разработка учебно-методических пособий и их издание, перевод учебников на государственный язык, пополнение библиотек вузов необходимой учебной литературой. Наряду с казахстанскими учебниками будут использоваться лучшие зарубежные учебники, особенно по экономическим, техническим и естественным наукам.
Обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Будут созданы исследовательские университеты, участвующие в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, программа развития которых утверждается Правительством Республики Казахстан. Основной задачей исследовательских университетов будет интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования. Исследовательский университет вправе разрабатывать и реализовывать образовательные программы высшего и послевузовского образования, а также устанавливать дополнительные требования профильной направленности при приеме на обучение. Интеграция образования и науки будет осуществляться путем передачи отдельных научно-исследовательских институтов в состав ведущих исследовательских университетов с правом юридической самостоятельности. Для реализации направлений индустриально-инновационного развития страны будут разработаны механизмы определения базовых вузов для создания на их основе следующих инновационных структур: бизнес-инкубаторы, в том числе: в 2013 году - по направлению «Энергетика», в 2014 году - «Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора», в 2015 году - «Химическая промышленность»; технопарки, в том числе: в 2013 году - по направлению «Металлургия и производства готовых металлических продуктов»; в 2014 году - «Машиностроение»; в 2015 году - «Легкая промышленность»; центры коммерциализации научных разработок и технологий.
В целях подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров и развития инновационной деятельности при ведущих вузах страны будут открыты совместные структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций для проведения научных исследований, создания конкурентоспособных продуктов интеллектуальной собственности с последующим обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности: в 2011 году - 5 совместных структурных подразделений; в 2012 году - 8; в 2013 году - 10; в 2014 году - 12; в 2015 году - 15. Разработаны меры экономического стимулирования частного сектора по их вовлечению в научную и инновационную деятельность. Будет обеспечен широкий доступ лабораторного оборудования 5 национальных и 15 инженерных лабораторий для подготовки студенческих и дипломных работ. С 2015 года Назарбаев Университет будет выпускать высокопрофессиональных специалистов и молодых ученых. Опыт Назарбаев Университета постепенно будет внедрен в действующих высших учебных заведениях страны. С 2016 года будут: разработаны образовательные программы совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами; проведены научные исследования в приоритетных отраслях экономики для создания высокотехнологичных и наукоемких производств; осуществлена кооперация с университетами-партнерами и зарубежными научными центрами. В результате, будет более эффективно использован значительный научный потенциал университетов для расширения фундаментальных и прикладных исследований, повысится их комплексность и практическая результативность.
Обучение в течение всей жизни
Цель: Обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни. Задача: Создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех. Целевой индикатор: Внедрение различных форм и типов образования для всех возрастов. Обучение в течение всей жизни будет осуществляться за счет создания разнообразных возможностей для удовлетворения человеком своих образовательных потребностей на всех уровнях образования. К 2020 году будут созданы условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации. Всему населению независимо от возраста и социального положения будут предоставлены возможности приобрести и совершенствовать базовые навыки, включая приобретение новых базовых навыков посредством различных форм обучения в системе технического и профессионального, высшего образования и частных поставщиков образовательных услуг (дистанционного обучения, краткосрочных курсов переквалификации, формального, неформального, инклюзивного). Будет предусмотрено обучение без отрыва от производства совместно с учебными заведениями, а также социальными партнерами.
В организациях образования с 2016 года будут созданы условия для профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, созданы модульные образовательные программы. Работая на производстве, человек сам сможет выбрать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс получения образования. Будут разработаны эффективные меры по признанию результатов обучения государственных и частных поставщиков образовательных услуг путем прохождения обучающими оценки уровня полученной квалификации в независимых некоммерческих агентствах с выдачей сертификатов. Обучение в течение жизни будет охватывать обучение, начиная с дошкольного возраста и заканчивая постпенсионным, включая целый спектр формальных и неформальных форм обучения, инклюзивное образование. Развитию инклюзивного образования будет способствовать создание консультационно-практических центров при вузах, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля. Работодатели будут привлекаться к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющих каждому работнику участвовать в непрерывном образовании. Для полного овладения всеми казахстанскими гражданами казахским языком будет создана система непрерывного обучения государственному языку «Детский сад - школа, профессиональный лицей, колледж - высшее учебное заведение» на основе международного стандарта владения языками. Будет внедрена система оценки уровня знаний казахского языка - Казтест с выдачей сертификата для граждан Казахстана (школьники, студенты, магистранты, работники различных сфер) и иностранных граждан, работающих в Казахстане.
Воспитательная работа и молодежная политика
Цель: Формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств. Задача: 1. Реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи. Целевой индикатор: Доля молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи (2015 г. - 31 %, 2020 г. - 55 %). Реализация молодежной политики будет осуществляться на основе воспитания казахстанского патриотизма, духовно-нравственной культуры, формирования национальной идентичности. С 2011 года: получат дальнейшее развитие областные и республиканские социальные службы, осуществляющие деятельность на базе молодежных неправительственных организаций в рамках государственного социального заказа, с целью оказания консультационных, информационно-аналитических, обучающих и других услуг; в рамках реализации государственного социального заказа на республиканском уровне будет увеличена сеть волонтерских, военно-патриотических организаций, военно-спортивных, военно-поисковых и спортивно-технических клубов с 20 до 30; будет развита сеть спортивных секций в организациях образования; с целью формирования казахстанского патриотизма на постоянной основе будут продолжены мероприятия по популяризации государственных символов, формированию знаний по истории, традиций и родного языка; будут предприняты целенаправленные меры по формированию культуры благотворительности в молодежной среде через реализацию различных проектов. С 2013 года в целях создания централизованной системы координации деятельности молодежных неправительственных объединений и молодежи на примере г. Алматы будет создано управление молодежной политики. Планируется усилить работу с детьми с девиантным и деликвентным поведением. Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков будет обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды и общества в целом. Кроме того, особое внимание будет уделено деятельности специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания по обеспечению воспитания и обучения, социальной реабилитации детей с девиантным и деликвентным поведением. В связи с передачей центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в систему образования, они будут реорганизованы в Центры адаптации несовершеннолетних (далее - ЦАН). Главная задача ЦАНов - помощь в выходе из кризисной ситуации и жизнеустройстве несовершеннолетних, в воссоединении ребенка с семьей и дальнейшее сопровождение семьи. В целом, воспитанию будет уделено особое внимание, начиная с дошкольного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|