Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет незаконной охоты




Оглавление

Введение

Глава 1. Юридический анализ незаконной охоты

Объект и предмет незаконной охоты

Объективные признаки незаконной охоты

Субъективные признаки незаконной охоты

Глава 2. Квалифицирующие признаки незаконной охоты и отличие ее от деяний предусмотренных ст. 258.1 УК РФ

Юридическая оценка незаконной охоты с учетом квалифицирующих признаков

Отличие незаконной охоты от ст. 258.1 УК РФ

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Анализ статистических данных за период с 1990 по 2012 год позволяет констатировать, что в этот промежуток времени количество зарегистрированных экологических преступлений в стране имело неуклонную тенденцию роста. В 1990 году было выявлено 3413 экологических преступлений, а в 2012 году их количество составило 46607. Соответственно по отношению к 1990 году прирост экологических преступлений составляет более 1000%.

В современных условиях сохранение тенденции роста экологических преступлений может поставить под угрозу интересы всех граждан Российской Федерации. Повышение эффективности противодействия экологическим преступлениям может стать важнейшим фактором, обеспечивающим права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим деятельность, направленная на выявление и раскрытие указанных преступлений, должна рассматриваться как приоритетная задача государства.

Вместе с тем, до настоящего времени в судебно-следственной практике преобладает мнение, что экологические преступления, в том числе и незаконная охота, не представляют серьезной опасности для общества. При этом не учитывается тот существенный факт, что причинение вреда одной из частей экосистемы практически всегда неблагоприятно влияет на состояние других, поэтому при незаконной охоте вред причиняется как отношениям, регулирующим рациональное использование экологических ресурсов, так и опосредованно окружающей природной среде в целом.

Незаконная охота является фактором, влияющим на изменения среды обитания многих животных, что приводит к исчезновению отдельных их видов. По подсчетам экологов, в России каждые 5 лет исчезает один вид млекопитающих. Так, например, исчезли черноморский олень, тиранский тигр, гепард. Ежегодно в Красную книгу РФ вносится около тысячи видов и подвидов животных, птиц, млекопитающих, рыб и растений, которые находятся под угрозой вымирания.

Соответственно реалии сегодняшнего времени наглядно свидетельствуют о том, что экологические преступления причиняют фактически невосполнимый вред окружающей среде, неблагоприятно отражаются на экономике нашего государства, нарушают конституционные права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую природную среду.

В такой ситуации важное значение приобретает разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня экологических преступлений.

При этом очевидно, что одним из наиболее эффективных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области охраны и использования природных ресурсов, является привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших экологические преступления. В данном аспекте важным элементом обозначенной проблемы обеспечения экологической безопасности следует считать разработку новых и повышение эффективности существующих уголовно-правовых средств, направленных на укрепление дисциплины лиц, осуществляющих природопользование и предупреждение их преступного поведения. Приведенные факты позволяют утверждать, что целесообразно провести специальное исследование, посвященное проблемам уголовно-правового противодействия незаконной охоте.

Объект курсовой работы - комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением и применением уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконную охоту.

Предметом курсовой работы являются: уголовно-правовые нормы и нормы иных отраслей права, предусматривающие ответственность за незаконную охоту.

Целью курсовой работы является изучение уголовно-правовой регламентации незаконной охоты.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Юридический анализ незаконной охоты

 

Объект и предмет незаконной охоты

 

Объект преступления - отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Федеральный закон от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

К таким актам, помимо Закона "О животном мире", прежде всего относятся: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", содержащий общие положения; ЛК РФ (ст. ст. 36, 37), Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. № 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации"; Приказ Минсельхоза России от 24 декабря 1993 г. № 315 "О предоставлении права на охоту"; правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ.

Статья 258 УК (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривает ответственность за наиболее опасные формы незаконной охоты: а) сопряженной с причинением крупного ущерба; б) совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 258 УК РФ). Перечисленные деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, квалифицируются по ч. 2 ст. 258 УК РФ. Объект рассматриваемого преступления теперь следует определять как отношения по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов.

Диспозиция ст. 258 УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к ряду специальных нормативных актов, которыми регулируется охота.

Предмет незаконной охоты составляют охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2009 г. и (или) законами субъектов Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Их исчерпывающий перечень теперь изложен в ст. 11 данного Закона. Ими являются копытные млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.), медведи, пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.), птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.).

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

Законами субъектов Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.

Ежи, змеи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и другие), а также масса иных животных не указаны в Законе в качестве охотничьих ресурсов. Охота на тех из них, которые считаются вредными и достаточно распространены (крысы, мыши, вороны серые), по смыслу рассматриваемого Закона не требует специального разрешения и другими нормативными актами никак не регулируется. Другие полезные животные, не указанные в качестве охотничьих ресурсов в данном Законе, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы.

По смыслу ст. ст. 17 - 18 Закона от 24 июля 2009 г. нашло свое дальнейшее законодательное закреплении ранее сформулированное нами и закрепившееся в литературе мнение, что предметом рассматриваемого преступления могут быть звери и птицы, как обитающие в природной среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные в нее в целях размножения.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), поскольку в данном случае животные обособлены трудом человека от естественной природной среды (или созданы им), не являются более природным ресурсом, а перешли в категорию "имущество", "товар".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...