Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список книг для детей дошкольного возраста.




Классикой мы называем те произведения, которые неподвластны времени. Среди детской литературы также есть настоящие шедевры, которые уже прочитало не одно поколение ребят, а они по-прежнему актуальны. Наверное, это и есть лучшие книги для детей разных возрастов, потому что среди них есть «классика» для совсем маленьких, для детей постарше и для подростков. Было бы несправедливо ограничиться лишь произведениями писателей-классиков, ведь и в наше время есть немало авторов, чьи произведения заслуживают внимания – их прочтение доставит ребенку удовольствие и принесет пользу.

Книги для детей до 3 лет.

Русская литература:

1. Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира.

2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка).

3. Васнецова Ю. Стихи, сказки, потешки с иллюстрациями.

4. Сутеев В. «Сказки и картинки».

5. Рифмы Матушки Гусыни.

6. Чуковский К. Сказки и стихи.

7. Маршак С. Стихи, песни, загадки.

8. Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».

9. Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».

10. Мориц Ю. «Стихи».

11. Левин В. «Глупая лошадь» (стихи).

12. Пушкин А. «Сказки», отрывки или целиком.

13. Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.

14. Токмакова И. «Карусель».

15. Ушинский К. «Сказки».

16. Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».

17. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

18. Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки».

19. Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.

20. Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. (Здесь главное найти издание с качественными картинками, так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта).

21. Ушинский К. Рассказы о животных, о детях.

22. Благинина Е. Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.

23. Хармс Д. «Стихи».

Зарубежная литература

1. Поттер Б. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».

2. Сьюз Д. «Сказки».

Книги для детей от 3 до 5 лет.

Русская литература:

1. Толстой А. «Буратино, или золотой ключик».

2. Аким Яков Стихи для детей.

3. Благинина Е. Стихи для детей.

4. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа».

5. Белозеров Т. Стихи.

6. Берестов В. Любые произведения для детей.

7. Введенский А. «Дядя Боря говорит, что..» и другие.

8. Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).

9. Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.

10. Ганина М. «Тяпкин и Лёша».

11. Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

12. Георгиев С. «Ёлки-палки или Фельдмаршал Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание», «Пузявочки».

13. Долинина Н. «Мой капитан», «Лембой», «Чуча», «Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка».

14. Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»
Ежикова З. «Крот и его друзья».

15. Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало».

16. Журавлева Е. «Фунтик» и другие книги.

17. Жуковский В. «Стихи для детей».

18. Заходер Б. «Стихи для детей».

19. Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке.

20. Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.

21. Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».

22. Козлов С. «Трям! Здравствуйте!».

23. Кондратьев А. Стихи для детей.

24. Корнилова Г. «Наш знакомый Бумчик».

25. Крюкова Т. «Автомобильчик Бип».

26. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой».

27. Левин В. «Глупая лошадь».

28. Маршак С. «Детки в клетке».

29. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо».

30. Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи.

31. Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов».

32. Мошковская Э. Стихи для детей.

33. Нестайко В. «В стране солнечных зайчиков».

34. Носов Н. первая книга о Незнайке (две другие рассчитаны на школьников), рассказы.

35. Олейников Н. «Я послал на базар чудаков» и др.

36. Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко».

37. Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.

38. Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял».

39. Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки».

40. Пушкин А.С. Сказки.

41. Румянцева «Про маленького поросенка Плюха».

42. Самойлов Д. «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок турист».

43. Сапгир Г. Стихи для детей.

44. Сладков Н. «Сказки леса».

45. Собакин Т. Стихи и сказки.

46. Степанов В.А. стихи (на выбор).

47. Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки.

48. Токмакова И. Стихи для детей.

49. Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек».

50. Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей.

51. Фадеева М. Смирнов А. «Приключения Петрушки».

52. Цыферов Г. Сказки.

Зарубежная литература:

1. Асбьернсен «Норвежские сказки».

2. Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка».

3. Джани Родари “Чипполино”.

4. Конопницка М. «Сиротка Марыся и гномы».

5. Крюгер М. «Голубая бусинка», «Привет, Каролинка».

6. Линдгрен М. «Зайчишка-Пушишка».

7. Милн А. «Винни-Пух и все-все-все».

8. Несбит Э. «Билли-король», «Беллинда и Белламант».

9. Перро Ш. Сказки.

10. Пино К. Сказки.

11. Поттер Б. «Сказки кошки Табиты».

12. Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

13. Хогарт Энн «Мафин и его друзья».

14. Эно Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода.

Литература для формирования нравственного самосознания

(старшие дошкольники, 6-7 лет)

Человеколюбие – человеконенавистничество:

· Катаев В. «Цветик-семицветик».

· Зеленая Р., Иванов С. «Рассказ взрослого человека».

· Осеева В. «Отомстила».

· Житков Б. Борода. «Дым», «Как тонул один мальчик», «На льдине», «Почта», «Пожар», «Обвал», «Наводнение».

· Куприн А. «Слон».

· Пермяк Е. «Надежный человек».

· Баруздин С. «Морской кортик».

Взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь – себялюбие (индивидуализм):

· Толстой Л. «Рассказы для маленьких детей».

· Неверов А. «Жучка», «Коллектив».

· Баруздин С. «Морской котик».

· Русская народная сказка «Зимовье».

· Берг Л. Рассказы о маленьком автомобильчике.

Скупость (жадность) – щедрость:

· Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно».

· Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

· Осеева В. «Три товарища».

· Сказка народов Индии «Чьи руки краше».

Вежливость (тактичность) – грубость:

· Осеева В. «Волшебное слово».

· Зеленая Р., Иванов С. «В каменном веке», «Ха-ха-ха! Взрослые», «Осторожнее, локти!», «Кастрюля».

· Русская народная сказка «Привередница».

· Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу».

Честность (правдивость) – лживость:

· Братья Гримм. «Заяц и ёж».

· Толстой Л. «Лгун».

· Ушинский К. «Страшная коза».

· Осеева В. «Почему?»

· Даль В. «Ворона».

Справедливость – несправедливость:

· Осеева В. «Печенье».

· Погорельский А. «Черная курица или подземные жители».

· Аксаков С. «Аленький цветочек».

· Заходер Б. «Лисицин суд».

Скромность – нескромность:

· Корейская сказка «Братья».

· Зеленая Р., Иванов С. «Опасная парочка».

· Итальянская сказка «Как осел петь перестал».

· Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

· Толстой Л. Павлин. «Павлин и журавль».

· Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».

Бережливость – расточительность:

· Успенский Э. «Трое из Простоквашино».

· Медведев В. «Сберегательная кошка».

· Михалков С. «Булка».

Прямодушие (открытость) – хитрость:

· Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

· Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

· Перо Ш. «Красная Шапочка».

· Баруздин С. «Лиса».

Смелость – трусость:

· Ушинский К. «Орел и кошка».

· Толстой Л. «Котенок».

· Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка».

· Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Сострадание (милосердие) – бездушие:

· Пришвин М. «Глоток молока».

· Гюго В. «Отверженные» (глава «Козетта»).

· Сутеев В. «Под грибом».

· Чарушин Е. «Про зайчат».

· Зеленая Р., Иванов С. «Ворона».

· Гарин-Михайловский Н. «Тема и жучка»

· Неверов А. Жучки. Короленко В. «Дети подземелья» (глава «Кукла»)

Смирение – строптивость:

· Русская народная сказка «Морозко».

· Перо Ш. «Золушка».

· Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»

· Яниковская Е. «Я хожу в детский сад»

· Зеленая Р., Иванов С. «Ну и пускай».

Добро – зло:

· Ушинский К. «Худо тому, кто добра не делает никому».

· Осеева В. «Хорошее». «На катке». «Плохо».

· Толстой Л. «Птичка». «Солдат». «Собака и вор». «Белка и волк». «Сколько людей?»

· Неверов А. «Детский дом». «Коллектив».

· Удмурская народная сказка «Охотник и змея».

· Барто А. «Жарко».

· Емельянов Б. «Мамино горе».

 

Заключение.

Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребёнком, а просто читались или рассказывались ему, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребёнка имеется.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребёнком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Что это значит? Ребёнок естественным путём формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; исследуя собственные способности и возможности, размышляет о своём предназначении; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Важно ли это для ребёнка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьёзных» вещах? «Важно и не рано!» – утверждают сказкотерапевты. «Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего «сказочные» законы взаимодействия с Миром.

Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьёзность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только в том случае, если человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира»

Итак, современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о героях и сюжете. С ребёнком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребёнка от реальности (как ошибочно полагают некоторые). Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем. Главное – заронить в душу ребёнка зерно осмысления.

«Разгадывание», «расшифровка» сказочных уроков и смыслов – это живой творческий процесс, совместная – ребёнка и взрослого – радость мышления и познания. Чтобы разгадывать сказочные уроки нам, взрослым, не обязательно всё знать заранее, можно строить предположения, соотносить сказочные ситуации с реальностью, фантазировать и шутить. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребёнка. На некоторые вопросы ребёнка так сразу не ответишь. Для взрослого важно не бояться сказать: пока не знаю, но давай подумаем над этим вместе.

Ведь мудрые люди говорят: «Невозможно задать вопрос, если где-то в глубине своего сознания не знаешь на него ответа». Правда, бывает, что ответы приходят через какое-то время. А порой даже бывает полезно оставить ребёнка с каким-то вопросом внутри.

Список литературы:

1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. – Т. 2. – М.:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1985. – 655 с.

2. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-хтт Т. 2. /В.А. Сухомлинский, сост. В.З. Смаль, М.П. Кашин.- Москва: Педагогика, 1979. – 560с.

3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, И.И. Иванов. – М.: Педагогическое общество России. 2004. – 512 с. – URL:www (дата обращения…)

4. Сидорова, А. Н.Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / А. Н. Сидорова; науч. рук. В. И. Прокопенко; Амурский гуманитар.-пед. гос. ун-т [и др.]. – Челябинск: [б. и.], 2009. – С.18. – URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-osnov-lichnosti-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz3QnAulTi9

5. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от её композиции // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 39 – 47.

6. Пазухина, И. А. Ступеньки самопознанию. // Дошкольная педагогика – 2002. – № 3 – С. 35.

7. Славина, Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7 – С. 3-7.

8. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. // Нравственно – патриотическое воспитание. – М. Прометей. 2005 – С 10-17.

Отчет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...