Как фактор производства. Прибыль предпринимателя
В данной главе раскрывается содержание предпринимательства — стратегического ресурса в свободном, рыночном хозяйстве, той "невидимой машины", которая приводит в движение фабрики и заводы.
10.1. Сущность и функции предпринимательства
Предприниматель — ключевая фигура в свободном, рыночном хозяйстве. Труд, капитал, научные знания и прочие факторы производства не действуют до тех пор, пока их не коснется ^ант предпринимателя. При условии конкурентного рынка Предприниматель, работая для своей выгоды, одновременно приносит максимальную пользу и всему обществу. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника процветания. В докапиталистическую эпоху место предпринимателя обществе и отношение к нему сограждан было неоднозначным В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца, вообще делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Фома Аквинский утверждал, что профессия купца несет печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права говорилось: "Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему" (Верхан Петер X. Предприниматель. Минск, 1992. С. 9). Негативное отношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Однако при оценке этих священных книг надо иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не соответствует современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном писании, встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений.
Что касается России, то немалая часть нынешнего поколения российских "деловых людей" сформировалась по так называемому остаточному принципу. Это люди, не способные к реализации своей интеллектуальной собственности, к конструктивной. созидательной деятельности и вследствие этого выброшенные обществом на периферию духовно-культурной жизни. Их объединяют нравственный нигилизм, полная неспособность к духовной деятельности, монетаристская психология и, как следствие, паразитический способ существования под флагом предпринимательской деятельности. Поэтому вполне закономерно, что рост благосостояния определенной части современных российских бизнесменов происходит на фоне общего спада производства, обнищания населения, инфляции и развала экономики страны в целом. Враждебное отношение многих средневековых философов и остовов к предпринимательству было обусловлено тем, что в период господствующей формой производства все еще осталось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.
Характерно, что даже основатели классической политэкономии не видели особого смысла в существовании фигуры предпринимателя, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать либо в качестве собственника (А. Смит), либо в роли инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали. Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью продукции, созданной наемными работниками, и выплаченной им заработной платой имеет прибыль. Это,! по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства. Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., в период расцвета неоклассической политической экономии, экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию. А Й. Шумпетер в книге 'Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — "предпринимательство". Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивости организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, В. Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчинен ной целью — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание. Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации. "Быть предпринимателем, — писал Щум-петер, — значит делать не то, что делают другие... и не так. как делают другие" (Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 169-170). К функциям предпринимателя он относит:
1) создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами; 2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства; 3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего; 4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов; 5) введение новой организации дела, например монопольного положения, или, наоборот, преодоление монополии. Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и тем самым обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем"'. Разработанная им идея творческого предпринимателя — самое известное и точное определение сути предпринимательства. Данная характеристика, конечно, не исчерпывающая. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя — тщательно следить за ценами и издержка ми, а также за правильным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивает, что предприниматель —- это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, тем самым выполняя тем самым роль механизма цен. (Теория фирмы / Подобш. ред. В. М. Гальперина. СПб., 1995. С. 14.) Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий тем самым свои вклад в успех экономического развития. Однако для понимания сущности предпринимательства надо принять во внимание прежде всего психологические свойства предпринимателя. Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник антиквариата и собственник, живущий на проценты от вкладов, не хозяева. Вместе с тем хозяин дома, заботливо поддерживающий в порядке сад, двор и другое имущество, не предприниматель, а продюсер, организующий на чужие деньги спектакли, концерты или телевизионные передачи, —- предприниматель, хотя и не имеющий собственности. Таким образом, не всякий собственник — хозяин, и не всякий хозяин — предприниматель. Понятие предпринимательства относится к области хозяйственной психологии. Предпринимателем следует считать такого хозяина, который отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации, осуществляет новые планы. С психологической точки зрения предприниматель — человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.
Психология предпринимателя зависит в значительной степени от его природных способностей. Не всегда трудом и усилиями можно добиться значительных результатов. Способный студент литературного института, сдающий экзамены на отлично, не обязательно станет знаменитым поэтом или писателем. Трудолюбивый ученый, постигший методы научного исследования, не сделает открытий, которые сами собой рождаются в голове гениального ученого. Точно так же и предприниматель с природным даром, с особым предпринимательским вдохновением создает то, что другим не под силу даже при особом усердии, специальной подготовке и благоприятных условиях. Нельзя, однако, упускать из виду и социальную обстановку. Не все нации богаты предпринимателями, не у всех одинаковая готовность к риску. Так, согласно проведенному Лондону школой экономики исследованию, Северная Америка оказалась по развитию предпринимательства впереди европейских стран. Опрос показал, что каждый двенадцатый американец пытает основать собственное дело. В Европе желающих вести свой бизнес гораздо меньше: лишь один из 30 британцев, один 45 немцев и один из 67 финнов. Результаты опроса продемонстрировали и серьезные различия между странами. Так, в Италии предпринимательский дух среди молодежи уступает лишь США (8% людей в возрасте 18—24 лет готовы начать свое дело). Большинство британцев в противоположность жителям континентальной Европы и США считают предпринимательство не самым уважаемым занятием В Германии в последнее время улучшились предпосылки для создания собственного дела и популярность предпринимательства растет. Датчане же уверены, что условия для открытия дела в их стране хуже, чем где бы то ни было в Европе. Во Франции собственный бизнес — в основном мужское занятие: доля жен-шин среди предпринимателей здесь меньше, чем в других странах. А Финляндия имеет самый низкий рейтинг развития предпринимательства, и это при одном из самых высоких темпов прироста ВВП. Объясняется все просто: здесь более трети ВВП производится активно растущей компанией Nokia.
Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.
10.2. Экономическая характеристика предпринимательства
С точки зрения экономической определенности предпринимательство может быть рассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономического мышления. Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства), Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отмщениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, е рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе. Объект предпринимательства — осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, — главное дело предпринимателя, они отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой. Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первое и главное условие — самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предпринимать все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся Си темы товарно-денежных отношений. Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с эти риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактора непредсказуемости, он постоянный спутник предпринимательской деятельности. Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач: они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвует средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д. Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Чтобы быть предпринимателем, писал Й. Шумпетер, нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов, а самому эти процессы определять. Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда. Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлена на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям.
10.3. Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя
Под прибылью понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не своеобразная равновесная цена, носящая договорный характер, а остаточный доход. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал. Впервые различие между прибылью и заработной платой провел Д. Рикардо, а независимость прибыли по отношению к проценту с капитала обосновал Ж.-Б. Сэй. Современные экономисты рассматривают прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т. д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке. Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые также должны учитываться фирмой при оценке экономических результатов деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми фирма владеет или которые использует. Они получили название, как ранее уже говорилось, альтернативных издержек, т. е. издержек Упущенных возможностей: фирма может использовать в производственном процессе свое помещение и оборудование, свой Денежный капитал, свой земельный участок и т. п. Хотя она не оплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести ей доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (Ч|| тую) прибыль. Всегда ли фирма получает экономическую прибыль? Ответ должен быть отрицательным, и не только потому, что издержки могут количественно превышать или соответствовать доходу. Дело в другом. В условиях свободной конкуренции перемещения капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода приводят к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки фирмы совпадут с полной выручкой и экономическая прибыль исчезнет. Согласно знаменитой формуле Л. Вальраса ''при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю". Значит ли это, что предприниматель, организовавший дело, не получит никакого дохода? Разумеется, нет, поскольку в полные издержки войдет и альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая и будет платой за его труд по организации и ведению дела. В экономической теории она получила название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, т. е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход — плата за управление. Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т. е. из экономической прибыли. Как же возникает этот излишек, откуда берется экономическая прибыль в конкурентной системе, если все факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство - вознаграждаются? Дело в том, что в реальной действительности, как отмечалось ранее, рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: всегда ощущается нехватка информации имеет место дифференциация однородной продукции, выпуск новых, неизвестных ранее изделий, концентрация производства в руках немногих фирм, позволяющая осуществлять,контрль за объемами продаж и ценами, тайный сговор производителей и т. д. Одним словом, экономика находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность и большую или меньшую степень монополизации. В решающей мере такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации: купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т. д. Это и порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения, просчитывать множество вариантов и... рисковать. Естественно, в такой ситуации прибыль не гарантируется, но стремление к ней заставляет предпринимателя просчитывать возможные варианты с максимальной точностью и в конечном счете добиваться своего. Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития. Прибыль является вознаграждением за нововведения. Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием инноваций, то прибыль не может выступать как равновесная цена. С одной стороны, получение наиболее динамичными, удачливыми предпринимателями прибыли как избыточного дохода не Может иметь длительного характера, так как рядом с новаторами Низменно появляются имитаторы, которые выкачивают их прибыли и тем самым выравнивают условия хозяйствования, но ругой — причины, порождающие прибыль, постоянно восспроизводятся: у новаторов нет иного способа для получения прибыли, кроме беспрерывных нововведений. Р. Барр подчеркивал, что прибыль рождается из новшеств и является вознаграждением, которое побуждает предпринимателя к постоянным нововведениям. Это значит, что стремление к прибыли —. мощный фактор экономического прогресса, так как нововведения стимулируют инвестиции, рост производства, занятости, а в конечном счете и повышение благосостояния. Вместе с тем предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками. Последние — такая же реальность в рыночной экономике, как и прибыли. Поэтому угроза убытков и банкротства служит таким же мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|