Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Типы рыночных структур




 

Глава 9. СТРУКТУРА РЫНКА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

 

В предыдущих главах были рассмотрены:

а) природа фирмы и ее цели;

б) производственная функция и концепция оптимального вы­пуска продукции;

в) природа, виды и изменение затрат фирмы;

г) условия равновесия конкурентной фирмы в кратко- и долго­срочном периодах.

 

9.1. Классификация рыночных структур

Под рыночной структурой понимают совокупность элемен­тов, определяющих функционирование рынка: число фирм действующих в отрасли; относительный размер этих фирм' условия спроса и предложения; степень открытости рынка для появления на нем новых фирм или ухода с него прежних участников.

Исходя из этих условий, в экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур..

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состоя­ние рынка, когда большое число фирм производят аналогич­ную продукцию, но ни размер фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет падать по мере увеличения ею продаж. Графически кри­вая спроса для отдельной фирмы будет иметь вид прямой ли­нии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса будет иметь отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения дает точку рыночного равновесия, кото­рой соответствуют рыночная цена и равновесный объем продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается аб­солютно монопольным, если на нем функционирует единст­венный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в усло­виях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы сов­падают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отри­цательный наклон.

3 Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, исключением главным образом того, что, в отрасли произво­дя подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой, более удобным расположе­нием магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслу­живание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для ка­ждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

5. Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначе­нии разных цен для различных покупателей.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному по­купателю, не имеющему конкурентов, противостоит один про­давец-монополист.

7'. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют толь­ко две фирмы. Частный случай олигополии.

8. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависи­мость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рек­ламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, чем факти­ческим состоянием современного рынка. Видимо, в прошлом (XIXв. в Европе) ряд товарных рынков во многих отношениях приближался к данной структуре. В настоящее же время с из­вестной долей условности к совершенной конкуренции может быть отнесен, в частности, рынок зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в рыночных экономиках также представляет сбой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны

Что касается других форм рынка, то они широко распространены в современной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы — профсоюзы и предпринимательские организации. Дискриминация в области цен имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокатски услугах и т. п.

Но наиболее массовые рыночные структуры — монополи­стическая конкуренция и олигополия. Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды дея­тельности осуществляются в условиях монополистической кон­куренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей. Львиная доля промышленного производства находится в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машинострое­ние, станкоинструментальное производство.

 

9.2. Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества

 

Рынку совершенной конкуренции присущи, пять признаков. Рас­смотрим каждый из них.

1. Большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой у/се выход из пего. Этот признак означает, что все участники рынка совер­шенной конкуренции занимают настолько малую долю в ры­ночном предложении или рыночном спросе, что каждый из них не имеет никакой рыночной власти, вследствие чего на таком рынке экономические проблемы решаются обезличенно, а не путем личного участия предпринимателей или бюрократов. I

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовый трудовых и прочих факторов производства в долгосрочной периоде. Суть этого признака состоит в том, что фирма, действующая на рынке в данный момент, способна более эффективно вовлекать дополнительные ресурсы (или освобождаться от них) для получения дополнительных выгод.

 

 
 


S
Р

           
   
   
PE
 
D
 
 

 


D

РЕ

 

 

 
 


0 Q 0 QE Q

а б

Рис. 9-1. Конфигурация рынка

 

3. Полная информированность всех участников конку­ренции о рыночных условиях.

Это значит, что любой участник рынка располагает достаточной информацией для осуществле­ния правильного выбора.

4. Фирмы продают стандартизированный продукт. Это значит, что продукт одной фирмы может быть заменен продук­том другой фирмы.

5. Фирмы принимают цену. Это означает, что отдельная фирма принимает рыночную цену как заданную. Поскольку ры­ночная цена не зависит от количества произведенного ею про­дукта, кривая спроса фирмы имеет вид горизонтальной линии (рис 10-1,а и б).

Рассмотренные признаки рынка совершенной конкуренции наводят на мысль о том, что в реальной действительности таких Рынков не существует. Данная модель — аналитический инструмент, позволяющий прогнозировать поведение фирм на Рынках, которые в той или иной мере становятся более кон­курентными, а значит, приобретают черты охарактеризованной модели.

 

9.3. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

 

Конкурентный рынок обладает рядом преимуществ, к числу ко­торых относится:

а) гармонизация экономических интересов продавцов и покупа­телей, достигаемая через механизм равновесных цен;

б) ориентация экономики на платежеспособный спрос;

в) эффективное распределение редких ресурсов.

Вместе с тем конкурентный рынок имеет ряд недостатков, или, говоря научным языком, терпит фиаско. Выделяя основные фиаско рынка, экономисты исходят из того, что там, где не срабатывает рынок, должен находиться другой институт и брать на себя соответствующие функции. Таким институтом является государство. Поэтому необходимость государственного вмеша­тельства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно "'провалами" рынка.

Выделим основные социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.

1. Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег (рублей, долларов, гривен, фунтов стерлингов и т. д., т. е. так называемых центральных денег). Следовательно, первая и ведущая функция государства — орга­низация денежного обращения в стране.

2. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потреб­ностей общества, которые не выражены в индивидуальном пла­тежеспособном спросе. А это значит, что функционирование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны постав­ляться государством и оплачиваться за счет обязательного налогообложения.

3. Рыночный механизм порождает «внешние эффекты», когда одни участники рынка навя­зывают другим издержки без согласия последних. Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства.

4. Механизм рынка одновариантен с точки зрения распределе­ния доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, перераспределения доходов также крайне необходимо.

5. Рыночный механизм не решает региональных проблем (во всей их совокупности — экономических, демографических, социальных, экологических и др.). В таких случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику.

6. Рынок не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Отсюда необходимость вме­шательства государства в структурную политику, связанную с поддержанием этого равновесия.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовать националь­ные экономические интересы отдельных стран в сфере между­народных отношений. В этом случае регулирование внешнеэко­номической деятельности со стороны государства — объектив­ная необходимость.

8. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства — проведение антиинфляционной политики, о чем подробно будет сказано в курсе макроэкономики.

9. Механизм рынка не способен сам по себе, без вмешатель­ства государства, обеспечить полную занятость экономиче­ских ресурсов. Поэтому политика в области занятости — так­же важная функция государства.

10. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на при­были, внутренне присуща склонность к монополизации, что пре­пятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддер­жания рынка и сохранения механизма ценовых сигналов госу­дарство проводит антимонопольную политику.

 

9.4. Чистая монополия: объем выпуска и цена

 

Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, Когда она единственный поставщик однородного товара, так Что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Условия существования. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствует реальные альтернативы — нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален. В этом случае фирма получает реальную власть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя количество.

D
 
P

B

 
 

A

5

 
4

3

 

 
2

1

 

 
 

 


0 1 2 3 4 Q 0 1 2 3 4 Q

а б

Рис. 9-2. Предельный доход в условиях:

а- совершенной конкуренции; б- монополии

Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры.

Анализ поведения фирмы-монополиста. В начале пого­ворим о спросе на продукцию монопольной фирмы. Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по од­ной и той же цене, поэтому его предельный доход MR равен этой цене (рис. 9-2). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага равен площади прямоугольника А (рис. 9-2,а).

Продажа на монопольном рынке (рис. 9-2,6) требует сни­жения цены, поскольку в отрасли работает одна фирма и в этом случае действует закон убывающей предельной полезности блага. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до 4 единиц. Но теперь по этой цене будет продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет потерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR ока­зывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. Графически это означает, что кривая предельного дохода MR имеет более крутой наклон, чем кривая спроса D (рис. 9-3).

 

MC
A
Р

 
 

   
M

MR

E

Рм

РЕ

 
 
D

 

 


0 QM QE Q

Рис. 9-3. Выпуск и цена в условиях чистой монополии

 

Перед монополистом встает специфическая задача, которая не могла возникнуть у совершенного конкурента, — выбор уровня цены, которую нужно не только назначить, но и удержать.

Решение этой задачи распадается на два этапа;

а) определить выпуск и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;

б) разработать и осуществить ценовую стратегию.

Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно лишь при оп­ределенном условии. Прибыль у монополиста, как и у совер­шенного конкурента, будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем QM — это объем, при котором MR — МС (точка М).

Вторая задача заключается в определении цены (монополист является ценоискателем). Какую цену надо избрать, чтобы реализовать целевую функцию? Такой ценой будет монопольная цена Рм, которая отвечает цене спроса при данном объеме вы пуска QM. Как видно на рис. 9-3, монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода (PM>MR = MC) Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монополь­ной фирме сверхприбыль. Получение такой прибыли — преиму­щество монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна до тех пор, пока:

а) ему удается ограничивать вход в отрасль;

б) существенно не изменится спрос (если он уменьшится, сверхприбыль также упадет).

На рис. 9-3 изображена модель чистой монополии. Посмот­рим на особенности модели со стороны общества. Она показы­вает, что в условиях монополизации отрасли потребители полу­чат меньше продукции QM, чем в условиях совершенной конку­ренции QЕ, а цена за единицу продукции возрастет с РЕ до Рм. Это означает, что и факторов производства будет вовлекаться в производство меньше, чем конкурентными фирмами. Следова­тельно, общество понесет потери от недоиспользования ресурсов. Эти потери графически иллюстрируются треугольником ММ'Е, который получил название "мертвыйубыток".

Вместе с тем было бы неправильно оценивать эффективность монополии лишь с этой (неоклассической) точки зрения. Как показал И. Шумпетер в начале XX в., монополия далеко не всегда зло для экономики и общества. По его мнению, время "старых" монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло. Их место заняли "'новые" монопо­лии, возникшие на основе технических достижений. Их моно­польная прибыль — это награда за роль пионеров технического прогресса. Такие монополии Шумпетер назвал эффективными и заявил, что они полезны обществу и вести антимонопольную борьбу с ними вредно. Согласно гипотезе Шумпетера совер­шенно конкурентные фирмы, получающие лишь нормальную прибыль в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества.

В экономике также есть такие виды деятельности (производ­ство электричества, транспортировка нефти и природного газа и др). эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, чтобы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене (регулируемой государством). Эти фирмы получили название естественных монополий.

10.5. Несовершенная конкуренция и ее формы

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в экономике появляются другие типы рыночных структур — рынки несовершенной конкуренции. Несовершенная конку­ренция — это такие рыночные структуры, в которых не со­блюдается хотя бы один из признаков совершенной конку­ренции. Вместе с тем они не соответствуют и другой крайней ситуации —- чистой монополии, находятся между этими проти­воположностями и характеризуются промежуточными состоя­ниями. К формам таких рынков, в частности, относятся моно­полистическая конкуренция и олигополия (рис. 10-4).

МОНОПОЛИЯ. Она характеризуется следующими особенно­стями:

1. Имеется относительно большое число фирм, предлагающих товары с небольшой дифференциацией, причем каждая фирма удовлетворяет лишь малую часть общего рыночного спроса на те виды товаров, которые поставляют все указанные фирмы. Примером такого рынка может быть деятельность в городе нескольких специализированных ресторанов, мастерских по ремонту автомобилей, ателье по пошиву одежды и т. д.

2. Взаимозаменяемость производимых товаров вносит в структуру с монополистической конкуренцией элемент конкуренции.

3. Из-за дифференциации продаваемых товаров каждая из фирм обладает монополией на свой вариант товара. Следовательно, каждая фирма может устанавливать свою цену, но в пределах, определяемых конкуренцией. Таким образом, дифференциа­ция продуктов вносит в структуру с монополистической кон­куренцией элемент монополии.

Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

Большое число Конкуренция между Конкуренция между Один

покупателей и многими продавцами несколькими продавец

продавцов продавцами

           
   
   
 


Вход в отрасль

Свободный вход Нет серьезных барьеров Ограничение и выход из нее

в отрасль и выход для вступления в отрасль вхождение в отрасль невозможны

из нее

Необходимость

дифференциации

Однородный продукт, Дифференцированный Однородный продукта и рекламы

нуждающийся в рекламе продукт + реклама продукт зависит не от

действительной

конкуренции, а о

угрозы конкуренции

Дифференциация продукции как важная черта монополисти­ческой конкуренции заставляет покупателя предпочесть один продукт другому. Это означает, что дифференциация сущест­вует прежде всего в сознании покупателя. В действительности дифференциации может и не быть, важно, чтобы покупатель считал, что она существует. Поэтому от 25 до 75% рекламы — это неинформативная, лживая или не вполне правдивая реклама, призванная убедить покупателя в том, что рекламируемый про­дукт отличается от товаров конкурентов, хотя в действительно­сти это не так.

Особенность краткосрочного равновесия. Кривая спроса монополистически конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон, поскольку фирма реализует продукцию определенной группе покупателей, и обладает высокой эластичностью благодаря наличию большого числа близких заменителей

ара, производимого фирмой. Из-за дифференциации товара монополистически конкурентная фирма управляет не только объемом производства, но и ценой, руководствуясь главной за­дачей — максимизацией прибыли. Однако свобода управления ценой у нее значительно ограничена: она может устанавливать более высокую цену, чем конкуренты, но эта цена не может быть намного выше, иначе покупатели купят аналогичный товар у конкурентов. Следовательно, модель краткосрочного равнове­сия монополистически конкурентной фирмы мало чем отлича­ется от такой лее модели при чистой монополии.

Особенность долгосрочного равновесия. Поскольку на мо­нополистически конкурентных рынках входные и выходные барьеры невысокие, то возможность получения прибыли на та­ких рынках привлечет в отрасль в долгосрочном периоде новые фирмы, а действующие увеличат производство, чтобы восполь­зоваться благоприятной рыночной ситуацией. Это будет иметь следующие результаты:

а) доля рынка данной фирмы снизится, так как на рынке будет действовать большее число фирм;

б) увеличение предложения товаров приведет к падению цен, что вызовет сдвиг кривой спроса отдельной фирмы вниз, причем спрос станет более эластичным.

В результате часть фирм вынуждена будет покинуть рынок. Когда они уйдут, кривые спроса для оставшихся фирм сдвинут­ся вверх и станут несколько менее эластичными. Такие колеба­ния будут продолжаться до тех пор, пока все действующие на рынке фирмы не придут в равновесие при условии, что цена производимой продукции не сравняется с долгосрочными сред­ними издержками. Однако в отличие от совершенной конкурен­ции это будут не минимальные долгосрочные средние издержки, а немногим более высокие, соответствующие равенству предель­ных издержек и предельного дохода, обеспечивающему некото­рую экономическую прибыль фирме.

ОЛИГОПОЛИЯ. Этот термин используется для описания такой рыночной структуры, в которой существенная доля рынка принадлежит малому числу фирм. Олигополию отличают дующие признаки:

1. Небольшое число достаточно крупных фирм (их абсолют» размеры зависят от размера рынка).

2. Производимые товары могут быть однородными или дифференцированными. К однородным товарам относятся сталь, цемент, газетная бумага и т. п. Примерами дифференцированных товаров могут служить автомобили алкогольные напитки, пиво, моющие средства.

3. Взаимозависимость. Поскольку фирм на олигополистическом рынке мало, все они находятся в отношениях взаимо­зависимости: то, что делает одна фирма, влияет на все ос­тальные. Главная проблема, с которой сталкиваются управ­ляющие олигополистических фирм, не то будут пи реаги­ровать на их решения конкуренты, а то как они будут реа­гировать.

В экономической теории не существует общепринятой тео­рии равновесия олигополистической фирмы, которая позволила бы объяснить ее поведение в процессе принятия решений о ценах и об объеме производства. Было предложено несколько моделей олигополии:

• ценовое лидерство;

• картели и сговоры:

• модель с ломаной кривой спроса;

• модель рыночной доли.

Ценовое лидерство — это практика олигополистического ценообразования, в которой одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее. Ценовое лидерство бывает двух видов:

а) барометрическое;

б) лидерство доминирующей фирмы.

Барометрическое ценовое лидерство имеет место в случае

когда одна из фирм играет роль ''барометра", отражающего из­менения условий рынка или производственных затрат, которые диктуют изменения цены. Эту роль может играть то одна фирма, то другая. устанавливая те цены, которым будут следовать другие. Фирма будет считаться барометрическим лидером только в том случае, когда другие фирмы в этой отрасли промышленности согласятся с предложенными ею изменениями цены. В противном случае барометрическому лидеру придется снижать цену до приемленного (возможно, прежнего) уровня. Лидерство доминирующей фирмы — это такая рыночная структура, в которой одна из фирм становится лидером в силу что она крупнее и имеет более низкие затраты, чем другие олигополистические фирмы. Благодаря своей рыночной власти номинирующая фирма может вести себя так, как будто она является монополистом, устанавливая объем производства и иены, отвечающие условию MR=MC, и соответственно максимизируя свою прибыль. Остальные фирмы вынуждены вести себя так. как фирмы, действующие в условиях чистой конкурен­ции и принимающие рыночные цены. Их рыночная доля будет ограничена более высокими затратами по сравнению с затра­тами доминирующей фирмы.

Картели и сговоры — это формы соглашения между олигополистами по вопросам цен. объемов производства, раздела рынка, использования производственных мощностей, расходов на рекламу, закупки и использования ресурсов. Когда такое со­глашение достигается открыто и носит формальный характер, такая группа фирм называется картелем. Если достигается скрытое, неформальное соглашение, то такая форма называется сговором. Но в том и в другом случае такие соглашения ведут к образованию в отрасли монополии, цель которой — максимиза­ция общей прибыли.

В Европе и многих других странах (но не в США) картели разрешены. В США любые формы картелей запрещены законом. Так как цена, которую устанавливает картель, всегда выше той, которая складывается на рынке при его отсутствии, большинство фирм, входящих в картель, будут увеличивать объем производства, что в конечном счете приведет к снижению согласованной цены, а значит, и общей прибыли. Участники картеля могут идти и на некоторое снижение собственных цен по сравнению с уровнем согласованной цены ради увеличения объемов продаж, что также приведет к снижению общей прибыли.

Эгоистическое поведение участников картеля, проявляются в нарушении договоренностей, — одна из основных причин недолговечности картельных образований.

Модель с ломаной кривой спроса предполагает что если олигополистическая фирма снизит цены, то конкуренты поел* дуют ее примеру, а если повысит— не последуют.

Модель рыночной доли показывает, что цены на продукт, продаваемые олигополистическими фирмами, имеют тенденции к выравниванию, несмотря на различие в уровне затрат конкурирующих фирм.

 

9.6- Показатели монопольной власти

 

Проблема измерения монопольной власти достаточно сложна она не получила окончательного решения в экономической нау­ке и хозяйственной практике. Однако некоторые методики су шествуют, и наиболее известными среди них являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля—Хиршмана.

Индекс Лерпера — показатель монопольной власти, опреде­ляемый по формуле

где IL — индекс монопольной власти по Лернеру;

Рм — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Ei — эластичность спроса по цене.

Если фирма максимизирует прибыль в условиях равновесия; когда MR = МС, то индекс Лернера представляет собой величи­ну, обратную абсолютному значению ценовой эластичности спроса, что и показано в формуле.

При совершенной конкуренции цена равна предельным из­держкам и индекс Лернера равняется нулю, что говорит о том, что рыночная власть фирмы равна нулю.

В условиях монополии, когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, от нуля

единицы. Считается, что, чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма. Для чистой монополии значение индекса Лернера равно единице.

Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непро­сто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки:

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:

Согласно Лернеру, высокая прибыль — признак моно­польной власти фирмы. Индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана — показатель концентрации отраслевого рынка или распределения "рыночной вла­сти" между всеми участниками рынка.

Для расчета индекса индивидуальные доли рынка каждой

фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфиндаля—Хиршмана 1НН получается сложением всех этих квадратов, т. е.

где S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1, = 100%.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а IHH = 100.

 

Глава 10. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...