Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ.
Основы правового статуса личности - конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве, не произвольны. Можно выделить факторы, от которых зависит выбор той или иной формы закрепления прав и свобод: 1. Значимость данного конституционного права и данной свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей. Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования. 2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Ст. 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.
3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем: а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными отраслями права. б) основные права и свободы адресованы самому широкому кругу субъектов в) характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека, для каждого гражданина д) основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению е) основные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения. ж) специфической чертой основных прав и свобод являются особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемое государством, составляющие ядро правового статуса личности. Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические. Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям. 1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).
В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане». 2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30). 3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного. 4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения: 1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями; 2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения; 3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс. 5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других. 6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:
1) личные, 2) политические, 3) экономические, социальные и культурные. Основные обязанности человека и гражданина Правовой статус характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена местного сообщества. Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права, каждая отрасль - в сфере отношений, составляющих её предмет. В отличии от других отраслей государственное право выполняет двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта государственно-правовых отношений - обязанности лица как депутата, как члена различных органов государственной власти и МСУ и многих других статусов. Вместе с тем государственное право в закреплении обязанностей человека и гражданина выполняет и другую, специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые 1) носят всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены и такие требования, как ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов. Соблюдение основных обязанностей обеспечиваются всеми мерами правового и общественного воздействия. Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия а обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого человека, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов(ст.15). Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Этой же статьей установлено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст58). В ст.59 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Эта же статья предусматривает возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждения лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. В настоящее время осуществляется реформа армии, недавно принят закон о воинской службе. Будем ждать закона об альтернативной гражданской службе.
37. Организационная культура, ее содержание и структура. Организационная культура в ряде основных переменных факторов внутренней среды организации, мы определили её как функционирующую в рамках социальной организации систему наследуемых материальных и духовных (идеальных) факторов человеческой деятельности, которая, отражая сложившуюся в Обществе и его подсистемах совокупность общественных отношений, выступает как в качестве результата социального поведения людей, так и одновременно - в качестве его регулятора, инструмента социального управления. В широком смысле содержание организационной культуры фактически охватывает все аспекты деятельности организации, все стороны ее жизнедеятельности, способы ее внутренней интеграции и внешнего взаимодействия (интеграции с внешней средой). В этом смысле организация предстает как социокультурная система, которая не может быть оторвана от своего материального основания - системы экономических отношений, обуславливающей конкретное содержание организационной культуры. Конкретная организационная культура представляет собой структуру множества составляющих с конкретными характеристиками, сочетание которых составляет ее конкретное содержание. Это конкретное содержание проявляется посредством знаково-символической системы. В узком смысле содержание организационной культуры охватывает в основном идеальные представления и отношения и нормы поведения, господствующие в организации. Это совокупность тех компонентов, которые позволяют организационной культуре выполнять роль инструмента управления организационным поведением.
В категории организационной культуры синтезируется всё содержание внутриорганизационных отношений как внутриорганизационное социокультурное пространство, охватывается вся организация как социокультурная система. Организационную культуру было бы неправомерно отрывать от её материального основания, от системы экономических отношений в организации. Когда организационную культуру отождествляют лишь с предположениями, ценностями, верованиями, философско-идеологическими подходами, то фактически дело сводится только к идеальным, идеологическим представлениям о способе жизнедеятельности в организации, сам же этот способ в понятие оргкультуры не включается. Вряд ли это правильно, поскольку идеальные представления - это только часть культуры, относящаяся к отражению социальной действительности, и в этом смысле представляющая собой форму, а не содержание, которое представлено реальными отношениями. Реальное же содержание внутриорганизационных отношений обусловлено их содержанием как социально-экономических отношений. Хозяйственная организация выполняет в обществе определённое предназначение, прежде всего связанное с необходимостью производства тех или иных видов продуктов и услуг, и тот экономический способ, которым она осуществляет это производство, определяет и способ её деятельности как социокультурной системы. Содержание оргкультуры обусловлено системой экономических отношений в организации. Наиболее продуктивным и наглядным было бы представить организационную культуру как единое содержание (способ жизнедеятельности организации с точки зрения его культурного "наполнения"), выраженное в трех основных формах: 1) в форме идеальных, идеологических представлений, ценностей, намерений, целей; 2) в форме деятельности, поведения, то есть в форме осуществления замыслов (намерений, целей) и функционирования реальных отношений людей; 3) в форме результатов этой деятельности, материализующихся в изменениях вещей, людей и социальных отношений. Оргкультура может быть рассмотрена как диалектическое единство ряда противоположностей. Во-первых, она может быть рассмотрена как единство материального и идеального. В этом разрезе оргкультура предстает как противоречивое единство способа жизнедеятельности организации и идеальных представлений о нем, а также как противоречивое единство идеальных намерений организации и материальных результатов их осуществления. Во-вторых, организационная культура выступает как единство объективного и субъективного. Социокультурная система, отчуждаясь от создавших ее людей, становится как бы "над" ними, выступая в форме способов, образцов, ориентиров, объектов, условий упорядочения их деятельности. В этом качестве оргкультура как объективное начало воздействует на работников, обеспечивая их социальную адаптацию, "перестройку" и "подстройку" в соответствующих направлениях. Субъективное же её начало выражается в том, что творят оргкультуру сами люди. В-третьих, организационная культура выступает как единство части и целого. С одной стороны, она является относительно обособленной и вместе с тем интегрированной частью (субкультурой) общечеловеческой культуры и её более объёмных субкультур мета-, макро- и мезоуровня (культуры региона мира, национального государства, внутригосударственного региона, отрасли, местного сообщества и т.д.)- С другой стороны, она представляет собой совокупность составляющих её социокультурных единиц (субкультур) - отдельных личностей и их формальных и неформальных групп. При рассмотрении структуры организационной культуры нередко ссылаются на подход, разработанный американским ученым Эдгаром Шайном. По мнению Э. Шайна1, структура организационной культуры состоит из трех уровней. Первый, поверхностный уровень, составляют, как он их называет, "артефакты" и "творения", то есть сконструированное оргкультурой физическое и социальное окружение: оформленное определенным образом физическое пространство, технологии, письменный и устный язык общения, наблюдаемые образцы поведения. Второй уровень - это более глубинный, уже подповерхностный уровень, который представлен ценностями. Ценности разделяются членами организации как их общее понимание и ощущение того, что следует делать в отличие от того, что реально делается, и оформляются в философию, идеологию организации. Третий уровень оргкультуры - это и есть уровень глубинный, уровень бессознательных представлений (assumptions), которые уже не предполагают, по мнению Шайна, какого-либо выбора. Это уже не просто ценностные ориентации, а внутренние необсуждаемые и не подвергаемые сомнению представления, которые и управляют поведением. Структура организационной культуры может быть раскрыта в следующих основных аспектах: 1) как структура материальных и идеальных составляющих оргкультуры. 2) как структура объективных и субъективных составляющих оргкультуры. 3) как структура этапов внутриорганизационного социокультурного процесса. 4) как структура сфер внутриорганизационной социокультурной активности. 5) как структура процессных и результативных составляющих. 6) как структура субъектных составляющих. Оргкультура сообщает о своем содержании посредством символов, информационных знаков, в качестве которых выступают все материальные объекты организации, включая её сотрудников, все её отношения и характеристики, несущие в себе информационные сообщения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|