Законы организации, их характеристика.
Выделяются ещё 7 основных законов, они носят всеобщий характер, проявляются в организационном и неорганизационном мире. 1) Закон синергии: во многом конкретизирует закон перехода колич. изм-ний в кач-е. т.е. эффект от взаим-я людей в орг-ции больше, чем сумма эффектов каждого в отдельности. Эффект синергии проявляется только если есть мощное единство в организации. Каждый элемент важен потому, что он составляет систему и выполняет только свои функции. Максимальная энергия только при поляризации потенциалов, т.е. у каждого полная свобода действий и полная занятость в орг-ции. 2) Закон единства анализа-синтеза: связан с законом единства и борьбы противоположностей и с законом синергии. В управлении это процесс разделения и кооперации труда. Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит название эмерджентность. 3) Закон пропорциональности: выражает необходимость сохранения некого оптимального соотношения м/у элементами системы при любых изменениях. 4) Закон композиции: обязательность сведения эл-тов в определённую систему. 2 позиции: 1) закон выражает построение, форм-е или создание с исп-ем опред-х пропорций. 2) выражает составление целого так, чтобы соединение частей было подчинено единому строению целого. Закон определяет строгую причинно-след-ю конфигурацию. 5) Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). 6) Закон самосохранения: Каждая организационная система стремиться сохранить себя (выжить), используя для этого всю совокупность и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал.
7) Закон развития (онтогенеза): предполагает 3 стадии жизненного цикла: а) зарождение и становление б) развитие/обновление в) угасание/умирание Специфические: 1)Закон деятельного субьекта; 2)Закон единства обьективного и субьект. начала; 3)Закон единства стихийного и созн-го начала; 4)Закон взаим-я формальных и неф-х элементов; 5) Закон политического маятника; 6) Закон институализации соц. Систем. «Ситема» - греч. слово, означающее составленное из частей, соединение. Существует определение системы как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, свойства которой качесвтенно отличаются от суммы свойств этих элементов, под элементом понимается минимальный, не делимый компонент системы. Все, что не входит в систему и воздействует на нее, или на что воздейтсвует она, называется средой. Деление объекта на систему и окружающую среду относительно. В зависимости от степени взаимодействия системы со средой выделяют открытую систему, по характеристике системы со средой веществом, энергией, информацией, и закрытую систему – наличие или отсутствие в системе обратной связи. Системы разделяются по степени сложности на большие и сложные. К сложным относятся построенные для решения многоцелевых задач, отражающие разные аспекты характеристики объекта. Важным системным понятием является организация, с лат. означает – стройный вид, устраивание. С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.
Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке данных и в результатах решения. Современный взгляд на орг. связан с пониманием ее как открытой системы. В основе подхода лежат основные идеи общей теории систем. Термин "система" происходит от греч. слова sэstema, что означает организованное, упорядоченное отношение между компонентами. В наиболее общем смысле система - это некая совокупность внутренне взаимосвязанных частей. При этом целое не сводимо к простой арифметической сумме составляющих ее элементов. Стало быть, организационная система - это определенная совокупность взаимосвязанных частей орг., формирующая некую целостность. Организационная система есть упорядоченная целостность частей, компонентов, подсистем, связанных в соответствии с определенным планом для достижения заранее поставленных целей. Деятельность организации подчиняется ряду законов: закон синергии - для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людской ресурс, материальный ресурс, организационный ресурс), либо существенно меньше. Чтобы его реализовать, руководитель должен создать в своей организации систему, и одним из элементов этой системы являются связи (коммуникации): административные, функциональные и межличностные. Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов: Вопросы и ответы. Конференция идей. Мозговая атака. Кейс-метод. Еще один закон организации - закон самосохранения, в соответствии с которым каждая материальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже становилась недееспособной. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.
Реакция организации на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо к разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся: философия организации; принципы ее деятельности; использование ресурсов и технологии; качество и уровень реализации маркетинга. К внешним факторам относятся: демографические; экономические и политические; развитие науки и техники; развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями. Они могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен: иметь "в запасе" новую технологию; постоянно повышать профессионализм персонала; иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми; иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных служащих; создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями; иметь дополнительный источник существования. Для анализа положения организации очень важен показатель "уровень самосохранения" (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания. Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то ее специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности. Американские ученые выделяют две явно выраженные фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года (2 - 12,5), подъем, продолжающийся в течение 3 лет (1,1 - 7,7). У руководителей организации при своевременном распознавании отрицательных тенденций в своей организации есть достаточно времени для реализации необходимых решений (время подъема или время спада). Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический.
Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и ее подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и ее руководителям. Эта работа связана прежде всего с определением уровня самосохранения организации. До тех пор, пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Третьим законом организации является закон развития, в соответствии с которым каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы: • эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи); • революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Регрессивное развитие - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Развитие организаций обусловлено следующими факторами: •изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.); •изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии); •потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); •старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии); •изменениями экологии (загрязнение, очищение среды); •техническим прогрессом; •глобальным состоянием мировой цивилизации. Существуют законы организации второго уровня. К ним относятся:
1. Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Следствие закона: информированность работника, после того как она достигает критического уровня, переходит в его компетентность. 2. Закон единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в цикле: разделение – преобразование, преобразование – объединение. Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды. 1 уровень - предварительный анализ с позиции стороннего наблюдателя. 2 уровень - проведение мозговой атаки на совещании основных специалистов организации. 3 уровень - создание группы развития и формирование стратегии развития организации. 3. Закон композиции и пропорциональности: каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Сознательная реализация этого закона в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты. Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития. Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения. Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций, методов, принципов управления в системе управления. Перечисленные выше законы организации будут эффективно работать, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации. Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением. Несмотря на все многообразие типов и видов предприятия и организаций, их структура У по своему содержанию в основном однородна, ибо в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по У. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию конкретных структур У. При этом обеспечиваются единообразие в проектировании различных служб, рациональное распределение прав и обязанностей, равная напряженность труда участников управленческого процесса во всех звеньях аппарата управления фирм. Структура У конкретной организации должна отвечать ряду определенных критериев, характеризующих ее оптимальность. Оптимальной структурой может считаться та, которая будет закреплять наиболее целесообразные связи и взаимосвязи ступеней, звеньев управления, реализуемых в процессе воздействия на объект управления, и обеспечивать эффективность его функционирования. Исходя из этого можно определить некоторые критерии оптимума: • наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого (от источника команды до объекта управления); • оптимальное число ступеней и звеньев; • наименьшее число "входов" и "выходов" каждого звена; • обеспечение реального участия каждого звена в процессе управления; • четкий состав видов работ по управлению для каждого звена
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|