Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет емкости рынка соков




Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем – емкость рынка, т.е. количество товаров, которые рынок способен поглотить, приобрести за определенный срок и при данных условиях.

Формула 1

Епотр = [Si * Пi *[Tпр.цен * Эip] * [Tпр.доход * Эid + Дстим] – (Н –Иф – Им)] – A- C

где,

Епотр – емкость потребительского рынка

Si – численность потребителей i-социальной или возрастной группы

Пi – потребление на душу в i-группе потребителей в базисном периоде

Tпр.цен, Tпр.доход – темпы прироста соответственно цен и дохода

Эip – эластичность спроса i-группы населения от изменения цен

Эid - эластичность спроса i-группы населения от изменения дохода

Дстим – искусственно стимулирующий прирост спроса за счет продажи товаров в рассрочку

Н – насыщенность рынка, т.е. наличие товаров у потребителей

Иф, Им – износ товара физический и моральный

А – потребление продуктов собственного производства, потребление товаров-заменителей

С – часть рынка, захваченная конкурентами, импортерами

n – число i-групп потребителей

Епотр = [200тыс * 50л * [0,2 * 100тыс] * [0,1 * 100тыс + 10тыс] – (3980млн – 50млн – 80млн) – 20млн – 7млн = [10000тыс * 20тыс * 20тыс] – 3850млн – 20млн – 7млн = 4000млн – 3850млн – 20млн – 7млн = 123млн литров или 0,49 млрд.грн.

Емкость рынка соков компании «Витмарк-Украина» составляет 123млн.литоров или 0,49 млрд.грн.

 

Упаковка

Сегодня одним из самых активно задействованных инструментов для завоевания потребительских предпочтений становится упаковка. За последнее время компания «Витмарк-Украина» перепробовали многое, что могло бы выделить их продукцию на полке, ярко проявить марку на фоне конкурентов в данной нише. Первой, кто заполнил нишу объемов между 0,25л и 1л стала компания «Витмарк-Украина», представив сначала Jaffa Gold, а затем и другие продукты в упаковке Tetra Brik объемом 0,5л. Этот формат очень удачен для порционной покупки.

Что касается вариаций упаковки Tetra Brik, то здесь конкурируют формы Base (с которой начиналась упаковка соков в Tetra Pak и Slim (в которую упаковывались соки более высокого класса). В результате упаковка Slim устойчиво воспринимается как более дорогая, и соки в ней – как соки более высокого уровня. Еще одна оригинальная форма упаковки – это Tetra Wedge, в которой продается детская серия «Сандорик». Упаковка имеет форму клина и объем 0,2л. Однако, как показал опыт, одного внешнего вида для раскрутки нового продукта оказалось недостаточно.

Успешную цветовую игру, игру на парадоксе (в какой-то мере в этом же жанре в свое время сыграла и ТМ «Мрiя», запустив в разноцветно-оптимистические ряды конкурентов свой строгий черный пакет) продемонстрировал и так называемый «Белый Пакет» (компания «Витмарк Украина»). Во-первых, белоснежная упаковка на пестром фоне иных соковых марок моментально стала бросаться в глаза. Во-вторых, она выгодно выделилась, молчаливо (мол, истинное качество говорит само за себя), всем своим скромным видом подчеркнув чистоту и натуральность продукта. Ну, и в-третьих, отсутствие цвета, поддержанное рекламной стратегией, красноречиво дало понять покупателю, что очевидная экономия на дизайне позволяет сэкономить и ему, самому покупателю. Так, к примеру, находчивая компания «Витмарк-Украина» выпустила пакет-справочник для грамотного покупателя: отныне соковый пакет ТМ «Соковита» содержит полезную информацию о свойствах различных соков, технологиях, витаминах и микроэлементах.

Слегка углубившись в историю вопроса, можно вспомнить и экзотическое «домино» ТМ «Джаффа», стимулирующее покупку сразу пары упаковок, на которых изображены половинки привлекательных фруктов, складывающиеся в еще более привлекательное единое целое. Дизайнерский ход был результативен, но локален во времени. И сегодня производители сока задумались над кардинальными изменениями тары.

Пожалуй, еще год тому назад самой сильной альтернативой пакету являлось стекло. В народе уже давно бытует мнение о том, что в стекле сок лучше сохраняет свои полезные качества. Самим производителям соков стекло послужило верой и правдой, причем всеми своими модификациями – как банками, так и крохотными баночками, как литровыми бутылками, так и малолитражными бутылочками. Компания «Витмарк-Украина», фасует соки Jaffa Grand в красивую стеклянную бутылку с крышкой «твист-офф» объемом 0,25л и 1л. Эти соки позиционируются как примиум продукт, и красивая стеклянная упаковка этому способствует. Постепенно ниша соков в стеклянной таре на отечественном рынке все более расширилась. Теперь к уже хорошо известным сокам «Винни» в трехлитровых банках присоединились «Самий сiк» (ТМ «Рiдна марка») и соки торговой марки «Златодар» (ЗАО «Крафт»).

Впрочем, жизнь течет – тара меняется. Как предполагают наблюдатели рынка в ближайшем будущем основные баталии соперников развернутся в сегменте соков в ПЭТ. Ведь положительный зарубежный опыт свидетельствует о том, что за соками в пластиковой таре – вполне успешное будущее.

Пожалуй, можно безошибочно констатировать, что успешным пионером в этой области выступила компания «Эрлан», которая в 2004 году вывела на рынок новую линейку натуральных соков в ПЭТ под торговой маркой «Биола». А уже в нынешнем сезоне наряду с существующими форматами 0,5 л, 1 л и 1,5 л (доля продаж соков в таких порциях возросла с 1% - 2003г. до 6%), компания выпустила еще более успешную новинку - сок в ПЭТ емкостью 0,25 литра, - которая в рекордные сроки завоевала не только потребителя, но и 12% рынка. Можно также с большой долей вероятности предполагать, что, даже абстрагируясь от такого, казалось бы, немаловажного фактора, как цена, малолитражные соки «Биола» при определенном стечении обстоятельств составят жесткую конкуренцию бутылочкам «Джаффы».

Так или иначе, но на сегодняшнем фоне пусть незначительной, да регулярной капитуляции стекольной тары особо ярко заметна резкая положительная динамика продаж соков в ПЭТ (4,6% рынка упаковки под СНН по итогам 2004г.). На данный момент структура продаж соков в Украине по типу упаковки выглядит следующим образом: (см. таблицу 4).

Таблица 4

Несмотря на ощутимый разрыв между долей соков в пакетах и общей долей остальных видов упаковки, сегмент картонной тары продолжает осваиваться. На смену отвинчивающимся крышечкам, прилагающимся в комплект трубочкам и полуторалитровым пакетам в Украину приходит мода на «семейный формат», то есть на формат двухлитровый. Объем в 2 литра сейчас особенно актуален для отечественного рынка, и производители, недавно выпустившие свои двухлитровые новинки (компания «Нидан-Украина» - «Сок Береговского консервного завода» в категории «белых» соков и ООО «Сандора» - ТМ «Сандора Классик»), уже отмечают их явную востребованность у потребителя. Данный формат экономичен, поскольку двухлитровая упаковка стоит дешевле, нежели два литровых пакета того же сока. Кроме того, если покупать сок для всей семьи, то, как показывает практика, литра для одного дня оказывается мало, а полутора – не хватает для двух. Одним словом, оптимальный вариант – это два литра. Таким образом, благодаря семейной упаковке, сок из импульсной покупки превращается в продукт повседневного потребления. Учитывая все приведенные «за», легко спрогнозировать быстрое заполнение этого сегмента в ближайшее время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...