40. Волна радикализации и политизации ислама в современном мире. «Исламский терроризм» как антиглобализационный протест.
1. Терминология терроризма зачастую зависит от ряда факторов: это и хронологические и географические рамки, в которых происходит данное явление. Но, в чём сходятся многие исследователи (историки, политологи, философы, социологи и т. д. ), терроризм – это практика устрашения противника путём физического насилия, вплоть до его уничтожения. Надо отметить, что это тщательно спланированное действие или попытка действия, реализуемое, как правило, группой людей, с помощью оружия, направленное против мирных граждан для осуществления своих целей (политических, религиозных и т. д. ) и находящее отражение в средствах массовой информации. Характеризуя исламский терроризм, главным источником распространения которого являются исламские общественно-религиозные организации из Саудовской Аравии, Судана, Ирана, Пакистана и Афганистана Важнейшим импульсом для активизации движения исламистов, причиной того, что называют “новой исламской вспышкой” (или даже “взрывом исламизма”), надо считать развитие процесса глобализации, который для многих мусульман тождественен американизации. Исламские идеологи и прежде проводили грань между модернизацией (необходимость которой большинство из них не отрицает, хотя трактуется это понятие неодинаково) и вестернизацией, в которой они всегда видели величайшую угрозу для “мусульманской души”. Следствием гегемонии Соединенных Штатов в западном мире и превращения этого государства после краха системы социализма в единственную сверхдержаву стало то, что именно на США сконцентрировалась вся ненависть воинствующих мусульман к чуждой “западной модели”. Причину упадка мусульманских стран нашел еще Ибн Абд-альВаххаб в середине XVIII в.: отход правящих слоев этих стран от чистого, праведного ислама, забвение заповедей Пророка, произвол, разложение, своекорыстие. Спустя два столетия к этому же выводу пришли египетские «Братья-мусульмане» с их лозунгом «Ислам— вот решение». Один из их лидеров Сейид Кутб, побывав в Соединенных Штатах, пришел в ужас, когда увидел, что в школе женщина преподает мальчикам, и проклял растленную и аморальную Америку. Его, как и его последователей, страшила сама мысль о том, что безбожный (именно безбожный, а не христианский) Запад когда-нибудь навяжет свою культуру, свои нравы мусульманскому обществу, разрушит его традиционные ценности.
Надо бороться, причем на два фронта — против западного империализма и сионизма, с одной стороны, и против их местных пособников, нечестивых и коррумпированных правящих клик — с другой. Выше других знамя исламизма поднял Усама бен Ладен, создавший не только «аль-Каиду», но и «Всемирный исламский фронт борьбы с евреями и крестоносцами». Оружием борьбы был провозглашен джихад, трактуемый исламистами, вопреки Корану, в узком смысле, только как вооруженный поход против врагов ислама. Лозунг исламистов-джихадистов — «убивать американцев, иудеевсионистов и их местных пособников». Люди бен Ладена, ваххабиты, повели борьбу против ваххабитов, правящих в Саудовской Аравии. Беспощадные ваххабиты обрушились также и на шиитов. Акцентируя внимание на «воинственных», «непримиримых «высказываниях, содержащихся в Коране, которые при желании найти нетрудно, так же как и «миролюбивые», исламисты апеллируют к простым, понятным всем мусульманам вещам: в современном мире господствует несправедливость, исламское сообщество оказалось— по вине как Запада, так и собственных нечестивых правителей — в самом низу глобальной политической иерархии, всем заправляют неверные, западные империалисты оскорбляют и унижают достоинство мусульман. «Салафийя» направлена против пагубного влияния Запада (материалистического, марксистского или безбожного).
Сообщалось, например, что после начала американской интервенции в Ираке в штаб-квартирах экстремистских организаций в Западной Европе не было отбоя от добровольцев, желавших записаться в ряды шахидов. Десятки миллионов мусульман во всем мире с одобрением встречали призывы Усамы бен Ладена к бескомпромиссной борьбе против тех, кто ведет войну в Ираке и Афганистане, для чего он расположил свои войска в Саудовской Аравии (ведь земля Аравийского полуострова священна, по ней некогда ступала нога Пророка). Особую роль, конечно, играет палестинская проблема. Лозунг освобождения Иерусалима (по-арабски это аль-Кудс, священный, третий по своей святости город ислама) не оставляет равнодушными миллионы мусульман во всем мире. Террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года перечеркнули надежды многих государств и народов мира на привычный ход эволюции человечества в новом, XXI веке. После событий «черного втор-ника» происходит консолидация ведущих стран мира в борьбе с единым врагом – международным терроризмом. Однако те меры, которые были предприняты, ни к чему не привели. В этой связи примечательно высказывание Рыбакова Р. Б. «В последних действиях американцев дают о себе знать два характерных их недостатка: во-первых, отсутствие настоящей исторической школы (история войн в Афгани-стане, где в свое время потерпели поражение и великая Британская империя, и могущественный Советский Союз, далеко еще не закончена), а во-вторых, па-тологическое непонимание и неприятие иного, неамериканского образа жизни. Оба эти недостатка нашли свое выражение в непонимании ислама, в агрессии в Афганистане, в определении «осей зла»». Таким образом, культурно-историческую почву исламизма («политического ислама») к началу XXI в. образовали: 1) исторический опыт мира ислама, сводящийся к почти непрерывному военному противоборству с миром христианства, при этом с XI в. — малоудачного для преимущественно оборонявшихся мусульман; 2) привнесение в это противоборство мессианского характера обеими сторонами, что усиливало религиозную составляющую конфликта, особенно в ходе крестовых походов XI—XIII вв. и падения в XV в. оплотов христианства на Востоке (Византии) и ислама на Западе (Гранадского эмирата); 3) обострение исламо-христианской борьбы за гегемонию в Средиземноморье и на востоке Европы в XVI-XVIII вв. с вовлечением в нее европейцев от Балкан до Пиренеев; 4) колониализм и борьба с ним как факторы, углубившие пропасть между двумя религиями и их последователями; 5) экономическое разорение и социальная маргинализация традиционного мусульманского общества в эпоху колониализма; 6) уроки, извлеченные мусульманами из неудачных попыток освобождения под знаменами панисламизма и национализма; 7) рождение исламского фундаментализма вследствие естественной реакции традиционных слоев мусульман и «реисламизации» осовременившейся их части, объединенных общим протестом против неоколониализма и угрозы утраты этноконфессиональной идентичности, духовного наследия и соответствующих социальных позиций; 8) использование ислама во внутриполитической борьбе против собственных прозападных правителей, объявляемых в соответствии с многовековой традицией «плохими мусульманами»; 9) необходимость задействовать весь мобилизационно-организующий потенциал ислама для борьбы с глобализацией, воспринимаемой в мире ислама как очередной этап более всесторонней, изощренной и опасной экспансии Запада против мира ислама
2. Ситуация, сложившаяся в Афганистане и вокруг него, придала затяжному внутриафганскому конфликту широкое региональное и международное измерение. В стране сформировался плацдарм для трансграничной экспансии религиозно-политического экстремизма и терроризма, которые стремительно обросли организационно-политическими и силовыми структурами. Закреплению Афганистана в качестве опорной базы международного терроризма и экстремизма способствовали фактический распад афганской государственности, резкий рост межэтнических противоречий, социально-экономическая и духовно-культурная деградация афганского общества. Стратегической целью обосновавшихся в Афганистане исламских радикалов – организации «Аль-Каида» и движения «Талибан» - выдвигались задачи насильственного изменения под религиозными лозунгами политических режимов в Центральной Азии, перекройкой карты региона и создания «халифата» с последующим распро-странением этого процесса на другие районы мира. Процесс развивался в направлении консолидации экстремистских сил под единым политико-идеологическим началом и создания общих военизированных формирований, своеобразных террористических интербригад. Ключевую координирующую и мобилизующую роль в этом играли возглавлявшиеся Усамой бен Ладеном ор-ганизации «Аль-Каида» и Всемирный фронт джихада, а также руководство движения «Талибан». Трагические события 11 сентября в Нью-Йорке и Ва-шингтоне в корне изменили ситуацию в Афганистане и вокруг него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|