Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35. Этноконфессиональные конфликты современности и подходы их урегулирования. Россия на Ближнем и Среднем Востоке.




35. Этноконфессиональные конфликты современности и подходы их урегулирования. Россия на Ближнем и Среднем Востоке.

Этнополитические и этноконфессиональные конфликты стали одной из важных характеристик современного мира. Выход на политическую арену новых национальных элит, мобилизация на этнической основе, борьба за территорию и ресурсы, стремление к самоопределению на основе создания собственной государственности — все эти элементы этнополитического противостояния делают отдельные регионы современного мира более фрагментированными, несмотря на процессы глобализации.

В этнополитических конфликтах терроризм нередко становится средством воздействия на оппонента, в них действуют нелегальные вооруженные формирования, их широко использует в своих целях криминал. Этнические чистки, беженцы также являются порождениями конфликтов. Конфликтные ситуации с сильной этнической и/или конфессиональной составляющей особенно сложны для урегулирования.

Предметом конфликта могут быть территория, ресурсы, борьба за власть и привилегии, экономические противоречия, культурное отторжение.

Большинство современных конфликтов развивается в рамках одного государства. Речь идет о мощных полиэтничных образованиях, властные структуры которых в условиях системной дезинтеграции потеряли возможности контроля и управления. Так, конфликтной зоной стало постсоветское пространство и бывшая Югославия. Этнополитические конфликты обладают своей спецификой: они более эмоциональны, менее рациональны, вовлеченным в них сторонам труднее найти компромисс. Это объясняется тем что причины конфликта рассматриваются сторонами как затрагивающие проблемы, связанные с их идентичностью, т. е. как жизненно важные для сохранения этнической группы.

В рамках одного конфликта могут существовать противоречия интересов и противоречия, имеющие ценностную характеристику. Например, территориальные споры Израиля с отдельными арабскими государствами можно было бы разрешить — граница между Израилем и Иорданией была определена и подтверждена достаточно легко.

5. Урегулирование этнических и религиозных конфликтов.

Разрешение конфликта (conflict resolution) считается наиболее радикальным способом. Этим термином обозначают меры по искоренению всех породивших конфликт причин. Формально разрешение конфликта означает его устранение, исключает попытки реванша, так как лежащие в его основе причины полностью устранены.

Урегулирование конфликта (conflict settlement) предполагает поиски компромиссов, увязывание интересов различных сторон, попытки связать их обязательствами, которые не дадут возможности возобновить военные действия или прибегнуть к иным методам давления на противника. Процесс урегулирования предполагает разработку соглашений и мирных договоров, которые являются лучшей гарантией сохранения стабильности.

Управление конфликтом (conflict management) подразумевает оказание воздействия на конфликт, которое должно способствовать снижению уровня напряженности, деэскалации. Этот подход не предполагает урегулирования конфликта, но может, смягчив противостояние, облегчить поиски политического решения.

Под прекращением конфликта (conflict termination) понимается процесс, позволяющий завершить фазу активного противостояния и даже заключить некое соглашение, касающееся спорных вопросов и позволяющее сторонам сосуществовать без открытого и явного взаимного давления по крайней мере некоторое время. Прекращение конфликта может быть результатом того, что на некоторое время конфликтные вопросы отложены (например, Хасавюртовские соглашения и отложенный статус Чеченской республики), или достигнут временный и хрупкий компромисс, или даже окончательное урегулирование. Таким образом, «прекращение» конфликта является более широким термином, чем приведенные выше определения, относящиеся к урегулированию конфликта и его деэскалации.

Миротворчество (peacemaking) — это действия, направленные на то, чтобы склонить конфликтующие стороны к соглашению, главным образом с помощью мирных средств, предусмотренных в главе VI Устава ООН. В рамках такого подхода ООН провела множество операций по поддержанию мира (ОПМ). Для того чтобы побудить стороны воздержаться от насилия или прекратить его используются различные формы миротворчества, предусматривающие введение контингентов ООН с соответствующим мандатом.

 

Россия на Ближнем и Среднем Востоке

В иерархии российской внешней политики Ближний Восток, как правило, располагается за Америкой, Европой, Китаем и ведущими странами Азии. Но теперь, когда Кремль поставил задачу добиться признания России в качестве глобальной великой державы, Москва больше не может игнорировать такой географически близкий, богатый углеводородами и нестабильный в социальном и политическом плане регион, как Ближний Восток. В 2015 году, с началом военной операции в Сирии и сопутствующих ей российско-американских дипломатических действий, Ближний Восток стал полигоном, на котором Россия тестирует свои возможности для возвращения на глобальную арену в качестве одного из ведущих игроков.

Есть и другие важные задачи:

· Сдерживание и ослабление исламского экстремизма и радикализма, влияние которых может распространиться на территорию России и ее ближайших соседей из числа республик бывшего СССР.

· Поддержка дружественных сил и режимов в регионе, создание долгосрочных геополитических альянсов.  

· Обеспечение ограниченного военного присутствия России в регионе и на его границах.

· Расширение российского присутствия на региональных рынках вооружений, ядерного топлива, нефти и газа, продовольствия и др.

· Привлечение в Россию инвестиций, в том числе и из богатых стран Персидского залива.

Приоритеты Москвы на сегодняшний день включают: совместный с США поиск путей мирного урегулирования в Сирии; расширение и укрепление связей с Ираном; поддержание тесных отношений с Египтом, Ираком и курдами — как сирийскими, так и иракскими; создание оси дружественных стран от Тегерана до Каира; по мере возможности — установление прагматичных отношений с Саудовской Аравией и прочими государствами Персидского залива; координация действий с Израилем.

Таким образом, кремлевская политика на Ближнем Востоке строится прежде всего на геополитических стимулах.

ОСНОВНЫЕ ПАРТНЕРЫ РОССИИ

Традиционно с Ближним Востоком Россия контактировала в основном через Турцию и Иран. За неполных 30 лет, миновавших с конца холодной войны, Россия и Турция, при всех своих различиях, совершили впечатляющий переход от вековой вражды к взаимному уважению и пониманию. Казалось, у российско-турецкого регионального партнерства есть большой потенциал. Однако в ноябре 2015 года все в одночасье переменилось: Турция сбила российский истребитель на сирийской границе, а Москва в ответ ввела экономические санкции против Анкары.

Россия и Иран по-прежнему остаются в непростых отношениях. Россия одобряет воинственную позицию Ирана по отношению к Соединенным Штатам, однако в то же время поддерживает Запад в стремлении контролировать иранскую ядерную программу;

С Саудовской Аравией Россия находится в напряженных отношениях. Во времена холодной войны между двумя странами не было даже дипломатических связей. После ввода советских войск в Афганистан Саудовская Аравия стала главной опорой местных моджахедов. Военная конфронтация завершилась, но отношения не наладились — считается, что саудиты финансируют реисламизацию постсоветского пространства и распространение радикальной ваххабитской идеологии.

С середины 1950-х до 1972 года Египет был главной опорой советских геополитических построений на Ближнем Востоке. Отношения между Москвой и Каиром существенно улучшились после прихода к власти в 2013 году генерала ас-Сиси. Путин считает нынешнего египетского лидера единственным человеком, способным хоть в какой-то степени восстановить стабильность в крупнейшем арабском государстве мира.

Нужно особо подчеркнуть, что интересы Москвы в сирийском конфликте шире, чем собственно Сирия. Решив стать военным союзником режима Асада, Россия старается превратить Сирию в свой геополитический оплот в регионе.

ВОЗМОЖНОСТИ

По большому счету Москва пытается создать в регионе образ прагматичного, неидеологизированного, надежного, искушенного и достаточно сильного игрока, способного воздействовать на ситуацию как дипломатическими, так и силовыми методами. Россия как крупная мировая держава готова предлагать партнерство всем, кто разделяет концепцию полицентричного мира. Военная операция в Сирии существенно увеличила вес России в регионе. Российская сторона напрямую вмешалась в конфликт, когда возникла угроза свержения режима Асада и перехода Дамаска под контроль «Исламского государства». Победа исламских экстремистов могла привести к серьезному усилению их поддержки во всем исламском мире, в том числе в Центральной Азии и среди мусульманского населения России.

РЕСУРСЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Возможности России ограниченны, особенно теперь, когда страна переживает самый серьезный кризис с начала 2000-х. Кремлю удалось добиться многого, причем не только в Сирии, довольно скромными силами. Стоимость операции в Сирии (на настоящий момент около $500 млн) сопоставима с расходами на крупные военные учения — отдельного бюджета она не потребовала. Россия оказывает дипломатическую поддержку правительствам Египта, Ирана и Ирака, попутно предлагая им контракты на поставку оружия и прочих своих экспортных товаров. После наступления мира Россия готова предложить Сирии свои услуги в восстановлении разоренных войной земель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...