Историография английского Просвещения.
Хью Тревор-Ропер написал, что история началась с Вольтера, Гиббона и других (историки-философы). Они были первыми отказавшимися от описательных и дидактических методов определения цели истории. Философский взгляд выигрывал по сравнению с философами 19 в. Дэвид Юм – автор философских работ " Трактат о человеческой природе" и " Исследование человеческого разумения". В этих произведениях Юм обосновывает свою философию агностицизма. По его мнению, мы не знаем и не может знать, существует ли объективный мир, ибо человек воспринимает его как свои представления и сам строит причинную связь между вещами и явлениями. Юм представлял историю как процесс, на кот. оказывают воздействие география, климат, экономика, госучреждения, законодательство, религия. Основной исторический труд – 8-томная " История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г. ", по существу, первая попытка дать полную и связную историю страны. Катарина Маколей – " История Англии". " История Шотландии" Уильяма Робертсона, в которой автор активно использовал архивные материалы английских и шотландских хранилищ. Эдуард Гиббон – " История упадка и гибели Римской империи". Это произведение по содержанию и по форме один из лучших образцов просветительской историографии. Оно охватывает большой отрезок времени: изложение начинается со 2-го в. н. э. и завершается падением Константинополя в 1453 г. В центре внимания автора – история политических событий и религия. Главную причину гибели Римской империи Гиббон усматривал в христианстве. Английские просветители определяли историю как «философию, которая оперирует примерами». Согласно лорду Болингброку, автору «Писем об изучении и пользе истории», история воспитывает личностную и общественную добродетель, помогает избавиться от национальных пристрастий и предрассудков. А вот известный философ Д. Юм, напротив, своей восьмитомной «Историей Англии» помогал осознанию национальной принадлежности. Он не рассматривал историографию только в качестве инструмента, дающего читателю «уроки».
Юм верил в то, что исторические знания могут служить основой для науки управления общественными событиями. Предметом истории он считал возникновение, расцвет и гибель великих империй. Юм поставил важные проблемы исторического объяснения. «Ткань» истории, в его восприятии, состояла из двух рядов – исторических фактов и исторических характеров. История, по Юму, это не река, меняющая русло при пересечении разных ландшафтов, это море, состоящее из сотен сверкающих точек. Ему интересны пружины человеческих поступков, страсти, объясняющие поведение исторической личности: «лень» Якова I, «поспешность» Карла I и др. Исторические личности выступают у Юма метафорами своего времени. Ритмы истории выражаются через человеческие действия, но не определяются ими. Причинность истории Юм рассматривает как в конкретно-историческом, так и в философском плане. В отличие от Болингброка Юм стремился найти такие способы понимания прошлого, которые сделали бы историка менее восприимчивым к случайностям. Косвенно он пришел к выводу о том, что не индивиды создают проблемы истории, а стечение обстоятельств, в которых они оказываются. Историческое мировоззрение Просвещения не было историчным. Просветители не учитывали того, что законы истории по-разному проявляются в различные исторические эпохи, что каждой эпохе свойственны свои, особые закономерности. Поскольку средневековье не соответствовало, по их представлению, «разуму», они считали его провалом в истории. Такой подход был лишен историзма, т. е. понимания места каждой эпохи в историческом развитии человечества. Однако в центре внимания главных сочинений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром. По Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором долгое время пребывали люди, была характерна неограниченная личная свобода. И для обеспечения своей личной безопасности, охраны частной собственности и других личных прав. Людисознательнорешилипоступитьсяею, вверивеегосударству. Так что благо народа – высший закон государства, а забота о мире – основа «естественного права», созданного общественным договором. Наиболее совершенной формой государственной власти Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его воззрение: религиозные нравственные и даже научные. И, тем не менее, по Гоббсу, каждый подданный имеет право защищать себя. Когда подданный перестает пользоваться покровительством прежней власти, он волен подчиняться новой власти. Так ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был. Учение Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права сыграло огромную роль в развитие всего Просвещения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|