Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

34. Укрепление ортодоксального христианства в западной Европе, рост церковных владений и прерогатив. Возрастание роли Римских епископов Папа Григорий Великий.




34. Укрепление ортодоксального христианства в западной Европе, рост церковных владений и прерогатив. Возрастание роли Римских епископов Папа Григорий Великий.

Благодаря таким выдающимся деятелям, как папа Григорий I Великий (590–604 гг. ), который стал последним папой античного мира и первым папой средневековья, Церковь во времена варварства и всеобщего упадка не только не разрушилась, но и добилась важных для себя результатов. С правлением Григория I связывают начало католицизма как особого направления в христианстве. Григорий Великий, Отец Западной церкви, первым унаследовал императорский титул Великого Понтифика, который до наших дней носят папы Римские.

К началу его правления Рим опустел. В 579 г. город разграбили лангобарды, во время войны остготов с византийцами Рим шесть раз был взят и разграблен готами. Григорий сравнивал «вечный» и «священный» Рим с обессиленным орлом, у которого выщипаны перья и подрезаны крылья. Население города уменьшилось с полутора миллионов до тридцати-сорока тысяч человек.

К этому времени папский престол в Риме стал достоянием нескольких аристократических родов. Образование национальных германских церквей в то время грозило распадом Западного христианства. Григорий I добивался строгого подчинения всей церковной иерархии папе. Он продолжил линию Льва I, утверждая светскую власть папства и его универсальную политическую роль. При Григории I впервые в истории папства выдвигается идея служения Вселенской церкви в противовес примату византийского императора и патриарха. При Григории I духовенство постепенно превращается в замкнутую касту. Выборщиками папы практически становятся римская аристократия и высшее духовенство, среди которого выдвигаются кардиналы (от лат. cardo — основа, опора). Вплоть до XI в. так называли священников 25 главнейших римских церквей и еще нескольких епископских соборов в Милане, Равенне и немецких городах. В дальнейшем число кардиналов увеличивается, и складывается кардинальский корпус.

Римлянин не только по рождению, но и по духу, бывший префект Рима, хорошо изучивший римскую бюрократию, Григорий I построил управление, опираясь на папский чиновничий аппарат – курию. Римская курия и сегодня управляет делами Католической церкви во всем мире. К тому же папам принадлежала судебная власть не только в Риме, но, как патриархам Запада, также над Западными церквами. Еще большее значение имело сосредоточение в руках Церкви огромных земельных богатств, которые объединялись в папскую вотчину. Под управлением пап оказалось «наследие Святого Петра» – Patrimonium Sancti Petri, которое складывалось из «дарений Св. Петру» и переходило папам как его наследникам. Развал центральной римской системы управления привел к тому, что власть в городах перешла к епископам, а в провинциях – к крупным землевладельцам. Папы выступают как предводители итальянской земельной аристократии. Отдавая свои земли под защиту Церкви, аристократия становится ее вассалом, и к концу VI в. папа стал самым крупным сюзереном Италии. Экономическое могущество определяло политическую роль пап. Из писем Григория известно, что он тратил огромные деньги на оборону Рима от лангобардов и выкуп пленников, и с горечью называл себя «императорским казначеем».

С середины VI в. исчез институт консулов, а сенат, вероятно, прекратил существование. Управление Римом естественно перешло к папам. С тех пор как в 568 г. лангобарды создали свое королевство в Италии и Византия не могла защищать ее, единственной политической властью здесь становятся папы. Папа Григорий выступает как посредник между византийцами и лангобардами, успешно ведет с ними переговоры и таким образом утверждает политическую самостоятельность Западной церкви. Реально императорскую власть осуществлял в глазах населения и лангобардов Римский папа, формально признавая верховенство Византии.

Оформление христианской догматики. Вселенские соборы.

 В IV в. церковь не была внутренне единой. Поэтому, когда в 323 г. Константин I стал единодержавным правителем всей империи, он выступил инициатором созыва церковного собора, который должен был за­ложить основы кафолической, вселенско-единой христианской церкви. Но отличие Вселенских соборов состоит в том, что они были призваны дать точное общецерковное определение по ос­новным вопросам христианского вероучения, истинам веры (дог­матике) и правилам церковной организации и дисциплины (ка­нонам). Эти постановления считались важнейшими и обязатель­ными для всего христианского мира.

В центре внимания Первого и Второго Вселенских соборов была выработка единого взгляда на догмат о Св. Троице (тринитарное учение). Собравшиеся в 325 г. в Никее иерархи обсуждали учение александрийского священника Ария (ум. в 336 г. ). Он и его пос­ледователи (ариане) признавали Бога-Отца как совершенное зам­кнутое единство, что исключало возможность передачи этой сущ­ности кому-либо другому. Поэтому Бог-Сын, по представлениям ариан, был лишь высшим творением Бога, чужеродным и непо­добным Богу-Отцу. Учение Ария вызвало резкую критику св. от­цов и было осуждено как отрицающее по существу божественную троичность. Одним из главных догматических деяний I Вселен­ского собора было провозглашение вероопределения (ороса), в котором вносилось уточнение в крещальный символ веры о единосущности Бога-Сына Богу-Отцу, что означало постулирование равенства Отца и Сына по Божеству.

На соборе помимо догмати­ческих вопросов были приняты 20 постановлений канонического характера (о порядке выбора и утверждения епископов провин­ций; о предоставлении высшей власти над западными епископа­ми римскому, над восточными — антиохийскому, над Египтом, Ливией — александрийскому; и др. ). Несмотря на единогласное осуждение на соборе Ария и его сторонников, церковь не была единой в этом осуждении.

Сумев привлечь на свою сторону госу­дарственную власть уже в последние годы правления Константи­на Великого, ариане одержали победу над сторонниками никей­ского ороса (никейцами), которые в течение нескольких десяти­летий подвергались гонениям. Именно поэтому христианизация германских народов, совпавшая по времени с этим периодом, проходила в форме принятия ими арианства.

Второй Вселенский собор, собравшийся в 381 г. в Константино­поле, продемонстрировал торжество никейского символа не только над ересью Ария, но и над учением епископа Македония, высту­павшего против божественной природы Святого Духа, принимая его за сотворенную Богом силу. Никейское вероопределение на Константинопольском соборе было расширено, получив в исто­риографии название Никео-Цареградского. В нем, в частности, дана краткая формулировка основных положений тринитарного учения. Согласно догмату о Св. Троице, признается истинным единство природы Бога и единовременно его троичности в лицах (ипостасях): Бог есть Отец, Сын и Дух Святой. Лица Св. Троицы не являются соподчиненными одно другому. Они совершенно равны между собой, единосущны, несмотря на то различие, что Бог-Отец, нерожденный, есть начало других ипостасей — Сына, рожденного от Отца, и Святого Духа, от Отца исходящего. Именно это учение о триипостасности Бога отличает христианство от античного (философского), иудейского и мусульманского моно­теизма.

На Тре­тьем Эфесском соборе 481г. речь шла об учении константино­польского патриарха Нестория, отвергавшего божественную и при­знававшего за Иисусом Христом только человеческую природу. Несторий полагал, что рожденный как простой человек от Девы Марии (Христородицы) Иисус Христос стал некоей обителью Бога, действуя как орудие человеческого спасения (Богоносец). Собор осудил учение Нестория и выдвинул вероопределение, постули­рующее идеальное равновесие природ в Богочеловеке (что полу­чило окончательное определение в догматическом постановлении IV Вселенского собора). Однако несмотря на решение собора и низ­ложение Нестория, его последователи (несториане) основали свою церковь и развили миссионерскую деятельность в Персии, а за­тем в Китае, Монголии, Индии. Но в церковную историю Эфесский собор вошел прежде всего как собор, провозгласивший дог­мат о Пресвятой Богородице.

Самый представительный (650 иерархов) Четвертый Вселенский собор 451г. состоялся в Халкидоне. Обсуждению подверглось уче­ние архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия. В отличие от Нестория он впал в другую крайность и отвергал человеческую природу во Христе, полагая, что все в нем было поглощено божественной ипостасью, и Иисус Христос имел лишь кажущуюся человеческую плоть.

Итог: В соответствии с христианским догматом, Бог-Сын имел два воплощения. Первое — как одно из лиц Св. Троицы («по Божеству») было «прежде всех век», т. е. вневременным, веч­ным; второе — от Девы Марии — Богородицы («по человечест­ву»), когда непорочно зачав во чреве от Духа Святого, ниспослан­ного Богом-Отцом, она родила Иисуса Христа. Утверждение этого вероопределения явилось кульминационной точкой собора. Однако не все собравшиеся епископы приветст­вовали этот орос, около 150 иерархов не подписали его.

Пятый и Шестой Вселенские соборы проходили в Константино­поле в 553 и 680 гг. На них христологическое учение получило дальнейшее развитие в ходе полемики с монофелитами (по греч. - одна воля), которые хотя и признавали во Христе две сущности, но лишь одну действующую в нем божественную волю.

Седьмой Вселенский собор состоялся в Никее в 787 г. Он реши­тельно осудил ересь иконоборцев, завершив первый период ико­ноборческого движения. Главным определением собо­ра было провозглашение догмата иконопочитания. Согласно ему честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняю­щийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Становление доктрины папства. Параллельно с институтом Все­ленских соборов складывается другое представление об общецер­ковном авторитете: в случае сомнений или разногласий следует обращаться к апостольским епископским кафедрам. Такие кафед­ры были основаны самими апостолами Христа, и поэтому пред­полагалось, что их преемники сохранили христианское вероуче­ние в первозданной чистоте. Главной из кафедр считалась рим­ская, основанная «князем апостолов» Петром. К нему, согласно Евангелию, были обращены слова Христа: «Ты — Петр (по лат. — камень), и на сем камне Я создам церковь Мою... И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет свя­зано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мат. 16, 18—19).

Обоснование общецерковного примата (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности пап­ства в IV—V вв. Наиболее полно эту доктрину выразил папа Лев I Великий (440—461). Он рассматривал римского епископа как пол­ноправного наследника Петра, как его викария (наместника) на Земле, принявшего от Петра высшую власть над церковью всего христианского мира и ключи от царства небесного. Однако на востоке империи первенство римского епископа признавали лишь формально. Сначала к нему были приравнены по положению епи­скопы крупнейших богословских школ христианского мира - Александрии и Антиохии, а затем и Константинополя — новой столицы империи. Почетное место занимала древнейшая Иеру­салимская церковь. На Халкидонском соборе 451 г. окончательно складывается пентархия, т. е. система пяти вселенских патриархатов, каждый из которых управлял церковью определенной части христианского мира. Римскому патриарху отводилась роль главы только западной церкви. Притязания же папы Льва Великого встать над самими Вселенскими соборами, которые продолжали считаться высшим церковным авторитетом, были отвергнуты.

Вместе с тем, среди восточных патриархатов уже в V в. лиди­рующее положение занял Константинополь. Халкидонский со­бор утвердил почетное первенство среди остальных патриаршеств не только за Римом, но и за Константинополем, который факти­чески являлся проводником императорской церковной полити­ки. Вселенские же соборы, созывавшиеся по инициативе импера­торов и проходившие под их председательством, стали важным инструментом осуществления императорской власти над церко­вью. Еще Константин Великий в своей церковной политике ос­новывался на религиозных прерогативах языческих императоров — великих понтификов, блюстителей божественных культов. Эту традицию переняли и византийские василевсы.

Если на востоке империи церковь оказалась под жестким кон­тролем императора, активно вмешивавшегося в решение догма­тических вопросов, то на западе папство стремилось отстоять авто­номию духовенства, а соответственно, и своей власти. Этому немало содействовал перенос столицы империи из Рима, а затем и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V в. сформулировал так называемую теорию двух властей. Он стро­го разграничил компетенцию светской и духовной власти, считая безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви. Правда, полностью реализовать эту теорию папство смогло лишь в XI в.

Союз Каролингов с папством. Патримоний св. Петра. Склады­вавшийся союз с папством майордом Пипин Короткий в 751 г. использовал для окончательного утверждения своей власти в ко­ролевстве франков. Папство в свою очередь рассчитывало при поддержке франков избавиться от лангобардов, подступивших к Риму, и опеки Византии. Пипин, нанеся поражение лангобар­дам, в 756 г. подарил папе земли в Средней Италии, основав та­ким образом светское государство пап — патримоний св. Петра. Это государство призвано было гарантировать независимость папы от светских властителей. Однако во второй половине VIII—IX в. патримоний св. Петра входил в состав франкского государства, правители которого взяли на себя обязанности защищать Апос­тольский Престол.

Каролинги, восприняв от св. Бонифация идею церковной ре­формы, добивались унификации всей церковной жизни на осно­ве римских обычаев. Карл Великий попросил у папы аутентич­ные римские тексты, а именно записи римской литургии, церковного права, устав св. Бенедикта. Была осуществлена редакция римского перевода Библии, созданного в IV в. св. Иеронимом. Именно с IX в. Библия Иеронима постепенно становится Вульга­той, т. е. общеупотребительной.

Карл Великий считал, что лишь римские обычаи угодны Богу, а потому искоренял все локальные церковные традиции. Римские тексты тиражировались и рассылались во все концы франкской империи как образцовые. С этой целью в монастырях, по повеле­нию Карла, создавались скриптории, библиотеки и школы. Од­ним из важнейших занятий бенедиктинского монашества стано­вится с тех пор хранение и передача знаний. Большое значение имели структурные реформы церкви. Именно с Карлом Великим связано создание устойчивой сети приходов, а соответственно уг­лубление христианизации деревни. Население конкретной облас­ти прикреплялось к тому или иному храму-приходу, которому отныне оно должно было вносить десятину.

Реформы Бонифация и Каролингов создали в целом римскую церковь в Западной Европе. Лишь христиане арабской Испании (мосарабы), сохраняли особые традиции вестготской церкви. Однако на деле и римская церковь Каролингской империи не была полностью под управлением пап, но контролировалась им­ператорами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...