Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историография немецкого Просвещения.




Эрнест Кассирер – " Философия Просвещения"; хотел опровергнуть миф об неисторичности Просвещения. В 1784 г. Иоганн Гердер опубликовал свое эссе " И еще одна Философия истории человечества". После этой работы Гердер создает монументальные " Идеи к философии истории человечества", где изложение начинается с картины постепенного формирования Земли и завершается очерком исторического развития человечества. Гердер выступал против телеологического понимания истории и подчеркивал, что в исторических событиях следует искать не какие-то тайные божественные предначертания, а породившие их земные причины. Главной идеей труда Гердера была идея закономерного и причинно обусловленного развития человечества. Гердер выступал за идею скачкообразного прогресса (содержание прогресса – зарождение, укрепление и расцвет идеи гуманности). Одна из заслуг Гердера в области истории – всемирно-исторический подход. Присущий И. Гердеру историзм исключал возможность сведения истории к сумме случайностей и волевых актов отдельных личностей. Он не мог не осознавать, что в историческом процессе присутствует какая-то необходимость, действует какая-то объективная сила. Назвав эту силу генетической, он по существу ничего не мог сказать о ней. Отсюда и провиденциализм, но очень своеобразный, ибо Божественный рассудок Гердер понимает не как стоящий над миром, над природой и обществом, а как существующий в самом мире. Юстус Мезер – " История Оснабрюка", в которой он высказал негативное отношение к идее прогрессивного развития общества и единства человечества, которым он противопоставлял идеи " золотого прошлого" и обособленную национальную историю. Идеалом Мезера являлся замкнутый сословно-корпоративный строй, оплотом которого должны были быть мелкие хозяева – крестьянин-собственник и городской ремесленник. Главную роль в построениях Мезера играла апелляция к исторической традиции, стремление к устойчивости форм прошлого и их сохранению. Стадиальная (предположительная) история. Теория 4-х стадий: собирательская, пастушеская, земледельческая и торгово-промышленная. Зачатки это теории имеются в трудах Гуго Гроция и фон Пуффендорфа(первые 3 стадии). Затем к ним добавилась торгово-промышленная. В достаточно четкой форме 4-хстадиальная теория была изложена у Тюрго. Впоследствии ее разрабатывали Далримпол, Генри Хоум, Гельвеций, Виктор де Мирабо и Франсуа Кенэ, Дюпон, Гердер. Кант – " Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане". Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма – " нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Эссе Канта появилось между " Критикой чистого разума" и " Критикой практического разума". Кант считал, что люди действуют как агенты, подавляя чувственные природные импульсы и что все люди эгоисты. Множество эгоистических действий сталкивается, пока не достигается согласие. Кант считал, что революция показала неготовность людей жить в республике. Советует подчиняться существующим монархам, а те должны управлять так, как будто это республика. Гегель добавил метафизику в историю. Метафизика – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Главное действующее лицо – дух. Дух доходит до идеальной стадии. Чтобы искупить человеческую историю, многие плохие поступки ведут к последствиям, которые превосходят поступки. Хитрость разума – разум позволяет работать на себя. Государство – предмет изучения истории. Рассмотрение законов как общих форм абстракции. Духовная сущность настолько могущественна, что может перестроить мир

 

Книги европейских философов-просветителей в середине XVIII в. можно было обнаружить в большинстве домашних библиотек состоятельных новоанглийских купцов и плантаторов южных колоний. Сам факт появления таких библиотек уже свидетельствовал о завершении эпохи интеллектуальной монополии пуританского духовенства. Многие собиратели книжных коллекций сами обращались к перу. Вирджинский плантатор Р. Беверли (1673—1722) в 1705 г. опубликовал «Историю Вирджинии», в которой уже не просматривается четкой связи между человеческой историей и Божественным провидением. Сочинение Беверли свободно от свойственных пуританским авторам теологических рассуждений, его гораздо больше интересовали географические и политические обстоятельства колониальной истории, повседневная жизнь вирджинцев.

Даже новоанглийские пасторы, следуя духу времени, переходили от церковной истории к светской. Наиболее известным из таких авторов считается Томас Принс (1687—1758). В своей «Хронологической истории Новой Англии» (1736)4, Принс хотя и начал изложение по традиции «от Адама», но в освещении событий последних десятилетий уделил основное внимание колониальной политике. Идея о том, что знание политической истории может способствовать более успешному политическому действию, распространилась и стала одним из главных мотивов, побуждающих к изучению прошлого.

В период конфликта между колониями и метрополией, и последовавшей Войны за независимость, «рационалистическая» историография достигла своего расцвета.

Характерным примером рационалистического подхода является творчество историка-патриота (сторонника независимости) Иеремии Белнапа (1744—1798). В трехтомнике «История Нью-Гэмпшира» (1784—1792) и «Американском биографическом словаре» он жестко критиковал труды пуританских авторов, высмеивал их аргументы, основанные, по его мнению, на предрассудках. Переходными от рационалистической к романтической стадии развития историографии можно считать сочинения историков конца XVIII – начала XIX вв., которые политически ориентировались на два основных идеологических течения той эпохи – федерализм и антифедерализм. В это время антиномия теологического и рационалистического мышления уже утратила былую остроту, необходимость рационального обоснования суждений о причинах и следствиях исторических событий мало у кого вызывала сомнения. На передний план стала выходить политическая ориентация авторов, в зависимости от нее историки обращались к различным сюжетам. К примеру, известный своими федералистскими взглядами Джордж Майнот издал в 1788 г. «Историю восстаний 1786 года»7, в которой нарисовал мрачную картину социального хаоса в штате Массачусетс, происходящего от слабости политической структуры Конфедерации. Другой федералист, знаменитый председатель Верховного суда Джон Маршалл (1755—1835), опубликовал монументальную пятитомную «Жизнь Джорджа Вашингтона» (1804—1807)8, в первом томе которой главный герой упоминался лишь дважды, а основной пафос исторического повествования был направлен против политических противников-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...