Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регнантные (главенствующие) процессы




СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Значительное внимание Меррея привлекает сущность личности, ее приобрете­ния и достижения. На его взгляды относительно структуры личности серьезно повлияла психоаналитическая теория, хотя во многих отношениях они решитель­но отличаются от ортодоксального психоанализа. По отношению к слову «струк­тура» Меррей проявляет осторожность, так как оно предполагает постоянство, регулярность, закономерность. Он же считает, что личность постоянно изменяет­ся. Здесь мы обсудим предложенное Мерреем определение личности и понятия, разработанные им для репрезентации структуры личности.

13 В русскоязычной литературе часто встречается вариант -«Тематический апперцепционный тест» — название менее точное, но лучше соответствующее английской аббревиатуре — ТАТ.


Структура личности

Определение личности

Хотя Мерреи предложил много определений личности, в основе своей они могут быть сведены к следующему.

1. Личность индивида — абстракция, сформулированная теоретиком, а не просто
описание поведения индивида.

2. Личность индивида соотносится с серией событий, охватывающих всю его
жизнь. «История личности есть личность».

3. В определении личности должны отражаться стабильные и повторяющиеся
элементы поведения, равно как новые и уникальные.

4. Личность — организующая и управляющая сила индивида. Ее функции —
интегрировать конфликты и понуждения, которым подвержена личность,
удовлетворять потребности индивида и строить планы на будущее.

5. Личность локализована в мозге. «Нет мозга — нет личности».

Таким образом, ясно, что в его подходе одинаковое значение придается исто­рии организма, организующей функции личности, стабильным и новым чертам индивидуального поведения, абстрактной или концептуальной природе личнос­ти и физиологическим процессам, составляющим основу психических.

События и сериалы

Основные данные для психолога представляют события, -- субъект-объектные или субъект-субъектные интеракции, достаточно продолжительные для включения важных элемен­тов любой данной поведенческой последовательности. По словам Меррея,

«события — это то, что мы наблюдаем, пытаемся представить при помощи мо­делей, объяснить то, что мы пытаемся предсказать; факты, на основании кото­рых мы проверяем наши формулировки» (1951Ъ, с. 269 — 270).

Хотя иногда событие можно определить достаточно точно — например, вер­бальный ответ, — как правило, возможно лишь очень общее определение. Учи­тывая это, Мерреи предлагает считать, что «в целом продолжительность события определяется 1) началом и 2) завершением динамически существенного паттерна поведения...» (1951Ь, с. 269).

Представление о том, что основная психологическая единица состоит из собы­тий, отражает убеждение Мерея в том, что поведение во временном отношении очень трудно уловимо. Событие — это компромисс между практическими ограни­чениями, заданными интеллектом и техниками исследователя, и эмпирической данностью поведения в том же измерении. Мерреи считает, что события можно классифицировать в зависимости от того, являются они внутренними (мечты, решение задач, планирование наедине с собой) или внешними (взаимодействие с людьми или объектами среды). Внешние события двуаспектны: есть субъектив­ный аспект переживаний и объективный поведенческий аспект.

Для большинства целей репрезентация поведения с точки зрения событий является вполне адекватной. Однако во многих случаях оказывается необходи­мым введение единицы, соответствующей большему периоду времени. Эта фун­кциональная единица поведения называется сериалом.


Персонология Меррея

«...Направленная последовательность событий может быть названа сериалом. Та­ким образом, сериал (например, дружба, любовь, брак, деловая карьера) пред­ставляет относительно продолжительную функциональную единицу, которую можно описать лишь приблизительно. Возможно записывать важнейшие события по ходу сериала, отмечать важнейшие показатели развития — изменение диспозиций, при­рост знаний, повышение способностей, улучшение качества работы и т. д. Ни одно событие сериала не может быть понято без соотнесения с тем, что к нему привело, без соотнесения с целями и задачами субъекта, его видением будущего» (1951Ь, с. 272).

Таким образом, представление поведения в терминах сериалов вынуждено, так как некоторые события настолько тесно между собой связаны, что их нельзя изучать изолировано без разрушения смысла.

Сериальные программы и планы

Очень важную для индивида роль играют сериальные программы, представляю­щие организованные по порядку субцели, простирающиеся в будущее на месяцы и годы и ведущие — если все хорошо — к желаемому. Так, индивид стремится стать врачом, но между настоящим и целью стоят годы учебы и специальной подготовки. Если человек вырабатывает ряд субцелей, каждая из которых уча­ствует в продвижении к медицинской степени, это может рассматриваться как сериальная программа.

Столь же важны планы — проекты снижения напряжения между конкурирую­щими потребностями и целями посредством организации разновременного прояв­ления тенденций. Посредством плана индивид может добиться максимального про­явления своих целей. Искусное планирование может существенно уменьшить ин­тенсивность конфликта.

Недавно Меррей объединил сериальные программы и планы под общим назва­нием «упорядочивание», включающее и процесс планирования, и его результат — программу или план. Согласно нынешним представлениям Меррея, упорядочива­ние — высший психический процесс того же уровня, что и познание. Цель позна­ния — полное концептуальное понимание окружения, но, когда внешняя ситуация в достаточной мере понята, утверждается процесс упорядочивания — для опреде­ления линии поведения, стратегии и тактики.

Способности и достижения

В отличие от многих психологов, занимающихся проблемами личности, Меррей постоянно проявлял интерес к способностям и достижениям, считая их важными составляющими личности. Эти составляющие играют главную роль в гюсредова-нии между диспозициями, действиями и конечными результатами, на которые ориентированы диспозиции. По сути, каждый субъект, исследовавшийся как лич­ность, оценивался с точки зрения способностей и достижений в различных облас­тях (физическая сфера, лидерство, социальная сфера, экономическая сфера, эро­тическая, интеллектуальная).


Структура личности

Основания личности

Даже если мы рассматриваем личность как постоянно меняющийся феномен, существуют определенные стабильные образования или структуры, принципи­альные для понимание поведения. Репрезентируя эти психические структуры, Меррей заимствует из психоанализа понятия ид, эго и суперэго, но содержа­тельно рассматривает их несколько иначе.

Меррей согласен с Фрейдом в том, что ид — вместилище примитивных и не--приемлемых импульсов. Здесь — источник энергии, внутренней мотивации, слепо­го и несоциализированного в человеке. Однако, полагает Меррей, ид включает и импульсы, приемлемые и с собственной, и с общественной точки зрения. Ид не просто включает тенденции к добру и злу; их сила у различных индивидов неоди­накова. Следовательно, различны и сложности, с которыми сталкиваются люди в плане управления тенденциями ид.

Далее, эго — не только препятствующая и подавляющая сила. Эго должно не только сдерживать и подавлять определенные импульсы и мотивы, но, что важ­нее, организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются. Однако часть этой системы предназначена для поддержки и содействия опреде­ленным импульсам ид. Сила и эффективность эго — важная детерминанта инди­видуальной регуляции.

Суперэго в теории Меррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры. Суперэго представляет интернализированную подсистему, которая ре­гулирует поведение индивида так же, как некогда это делали внешние по отноше­нию к индивиду силы. Эти силы — в основном родители, но, помимо них, ровес­ники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи, — действуют как представители культуры, так что интернализация их предписаний представляет интернализацию (по тенденции) предписаний культуры.

С суперэго тесно связан эго-идеал — идеализированный образ самого себя, себя желаемого, или ряд амбиций индивида. Эго-идеал может быть абсолютно отделен от суперэго — например, если индивид хочет быть преступником, — или же может быть тесно с ним связан, и тогда индивид движется к своим целям соответственно общественным предписаниям. Если суперэго доминирует, а эго-идеал подавляется, человек может пытаться служить «Божьей воле» или «обще­ственному благу», отказываясь от личных амбиций.

Важно отметить, что представления Меррея о суперэго и эго-идеале предпола­гают более широкие возможности изменения в годы, следующие за детством, чем воззрения ортодоксального психоанализа. В нормальном развитии отношения между тремя инстанциями меняются; там, где в свое время на первых ролях было ид, главное значение обретает суперэго и — в конечном итоге — эго. Возможен счас­тливый случай, когда доброе суперэго и сильное и искусное эго объединяются для того, чтобы обеспечить возможность адекватного проявления импульсов ид в культурно одобряемой ситуации.

Позже, пересматривая свою теорию, Меррей (1959) выделил более позитив­ные основания личности. Существуют, полагает он, созидательные и конструк-


/70 Персонология Меррея

тивные процессы, которые не просто полезны для выживания или защиты от тревоги, но обладают собственной энергией, целями и способами осуществле­ния. Человек испытывает потребность в творчестве и воображении, сочине­нии и конструировании — тогда он остается психологически здоровым. Твор­ческое воображение, в сущности, может быть важнейшей характеристикой лич­ности — и вместе с тем той, которой предоставляются наименьшие возможности для выражения.

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ

Основной вклад Меррея в психологическую теорию наиболее очевиден тогда, когда он рассматривает человеческие стремления, влечения, страсти, желания, волеизъявления. Можно сказать, что созданная им психология — это прежде всего психология мотивации. Это внимание к мотивационным процессам абсо­лютно соответствует убеждению Меррея относительно того, что ключ к понима­нию человеческого поведения —изучение основных тенденций человека. «...Са­мое главное, что следует открыть в человеке —...это преобладающая направ­ленность (или направленности) его активности, ментальной, вербальной или физической» (1951Ь, с. 276). Интерес Меррея к направленности привел к созда­нию самой сложной и тщательно выстроенной системы мотивационных кон­структов в современной психологии. Здесь явно проявилась его любовь к так­сономии — в осуществлении тщательной объемлющей классификации челове­ческого поведения с точки зрения основополагающих мотивационных детерминант.

Разумеется, Меррей не первый заговорил о важности анализа мотивационной сферы. Однако предложенное им описание содержит ряд существенных особен­ностей. Аналогичные попытки описания в психологии в основном строились исходя из принципа простоты и включали небольшое количество понятий. Мер­рей же настаивал на том, что адекватное понимание мотивации должно опирать­ся на использование достаточно большого числа переменных, хотя бы частично отражающих всю сложность человеческой мотивации. Он предпринял также серьезные попытки дать эмпирические дефиниции этих переменных, которые, даже не будучи исчерпывающими, по меньшей мере далеко продвинули опера­циональную состоятельность предшествующих схем человеческой мотивации. Результатом явился набор представлений, отражающих смелую попытку свя­зать клиническое описание и требования, предъявляемые к эмпирическому ис­следованию.

Рассмотрение теории мотивации Меррея мы начнем с обсуждения понятия «потребность», которое с самого начала было для него центральным, вслед за чем обсудим взаимосвязанные понятия «давление», «редукция напряжения», «тема», «интеграт потребностей», «единая тема» и «регнантностъ». Наконец, мы обра­тимся к взаимосвязанным понятиям «ценность» и «вектор», отражающим после­дний поворот в его теории.


Динамика личности /7/

Потребность

Хотя понятие «потребность» в психологии использовалось и используется очень широко, ни один теоретик не подверг его столь тщательному анализу и не дал столь полной классификации потребностей, как Меррей. Особенности проведен­ного Мерреем анализа отражены в определении:

«Потребность — это конструкт (конвенциональная фикция или гипотетичес­кое представление), который обозначает силу, действующую в мозге, силу, которая организует перцепцию, апперцепцию, интеллектуальную деятельность, произвольные действия таким образом, чтобы наличная неудовлетворитель­ная ситуация трансформировалась в определенном направлении. Иногда по­требность побуждается напрямую определенными внутренними процессами.., но чаще (в состоянии готовности) — появлением одного или нескольких обыч­но эффективных давлений (сил среды)... Таким образом, она проявляется в том, что направляет организм в плане поиска или избегания встречи или, в случае встречи, в плане обращения внимания и реагирования на определен­ное давление... Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам из­менения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или про­должительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направле­ние внешнему поведению (или фантазиям), что изменяет исходные обстоятель­ства так, чтобы приблизить конечную ситуацию, которая должна успокоить (умиротворить или удовлетворить) организм» (1938, с. 123—124).

Из этого определения видно, что понятию «потребность», как и понятию «лич­ность», придается гипотетический статус, но тем не менее оно связывается с осно­вополагающими физиологическими процессами мозга. Понятно и то, что потребно­сти могут побуждаться «изнутри» или актуализироваться под влиянием внешней стимуляции. В любом случае потребность вызывает активность организма и под­держивает ее до тех пор, пока ситуация взаимодействия «организм-среда» не изме­няется так, что потребность редуцируется. Некоторые потребности сопровожда­ются эмоциями и чувствами и часто ассоциируются с конкретными инструментальными актами, эффективными в плане создания желательного конеч­ного состояния.

Меррей утверждает, что о существовании потребности можно заключить на основе: 1) эффекта или результата поведения; 2) конкретного паттерна или спо­соба осуществления поведения; 3) избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов; 4) выражения конкретной эмоции или аффекта; 5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут (1938, с. 124). Дополнитель­ные показатели представляют субъективные отчеты о переживаниях, целях, на­мерениях. Дав общее определение, выявив перечисленные показатели, Меррей на основе интенсивного изучения небольшого числа субъектов составил ориен­тировочный список из двадцати потребностей. Хотя этот перечень подвергался в


Миггау,

дальнейшей работе серьезной модификации, изначальные двадцать потребностей остаются высоко репрезентативными. Эти переменные были представлены в ра­боте «Исследования личности» (1938) с обозначением фактов, связанных с каж­дой из потребностей, и вопросов, с помощью которых можно осуществить оценку потребности; были указаны сопутствующие потребности эмоции и даны иллюст­ративные примеры. Двадцать потребностей приведены в таблице 5-1.

Типы потребностей. Таким образом, мы видели, как Меррей определяет потребность, рассмотрели предложенные им показатели или критерии для идентификации потребности и типичный перечень потребностей.

Помимо этого, важно рассмотреть основания для различения типов потребнос­тей. Прежде всего, различаются первичные и вторичные потребности. Первичные или висцерогеппые потребности связаны с характерными органическими явлени­ями и физическим удовлетворением. Примеры — потребность в воздухе, воде, пище, сексе, лактации, уринировании и дефекации. Вторичные или психогенные потребности предположительно выводятся из первичных и характеризуются от­сутствием очевидной связи с каким бы то ни было специфическим органическим процессом или физическим удовлетворением. Примерами служат потребность в приобретении, конструировании, достижении, признании, эксгибиции, доминиро­вании, автономии, уважении.

Во-вторых, различаются открытые и скрытые потребности, то есть прояв­ляющиеся и латентные. Речь здесь идет о тех потребностях, которым позволи­тельно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются. Можно сказать, что открытые потребно­сти обычно проявляются в моторном поведении, тогда как скрытые — в мире фантазий и сновидений. Существование скрытых потребностей — в значительной мере следствие образования интернализованных структур (суперэго), определяю­щих правильное или приемлемое поведение. Некоторые потребности не могут быть непосредственно выражены без нарушения условностей и стандартов, при­внесенных обществом через родителей, и эти потребности часто действуют на скрытом уровне.


В-третьих, существуют фокальные потребности и диффузные потребнос­ти. Некоторые потребности тесно связаны с определенными объектами сре­ды, тогда как другие являются настолько общими, что подходят почти к любой ситуации. Меррей отмечает, что, за исключением некоторых особых случаев фик­сации, объект потребности может изменяться, как и способ удовлетворения. То есть сфера, с которой связана потребность, может расширяться или сужаться, а количество инструментальных актов, связанных с удовлетворением потребности, может увеличиваться или уменьшаться. Если потребность прочно связана с не­адекватным объектом, это называется фиксацией и обычно расценивается как патология. В то же время Меррей отмечает, что неспособность потребности к относительно стабильному «предпочтению» объекта и «перескакивание» с объекта на объект может быть столь же патологичным, как и фиксация.

В-четвертых, существуют потребности проактивные и реактивные, Проактив-ные потребности преимущественно детерминированы изнутри, когда человек ста­новится «спонтанно действующим» в результате чего-то, происходящего в личнос­ти, а не в среде. Реактивные же потребности активируются вследствие некоторых событий в среде, как реакция на них. Различие здесь во многом то же, что между реакцией, вызванной соответствующим стимулом, и реакцией, вызванной отсут­ствием важной стимульной переменной. Эти понятия Меррей использует также для описания взаимодействия между двумя или более людьми, когда один индивид выступает как проактор (инициирует взаимодействие, задает вопросы, вообще продуцирует стимулы, требующие чужой реакции), а другой — как реактор (реа­гирует на стимулы, продуцируемые проактором).

В-пятых, различаются процессуальная активность, модальные потребности и эффектные потребности. Американские психологи, традиционно обращающие внимание на то, что функционально и полезно, постоянно выделяли эффектные потребности — потребности, направленные на определенное желательное состоя­ние или результат. Меррей же настаивал на равной значимости процессуальной активности и модальных потребностей — тенденций к осуществлению определен­ных актов ради самого осуществления. Беспорядочное, некоординированное, не­функциональное действие различных процессов (зрение, слух, мышление, речь и т. д.), возникающее с рождения, называется процессуальной активностью. Это — «чистое функциональное удовольствие», делание ради делания. Модальные лее пот­ребности предполагают, что нечто осуществляется на определенном уровне качества и совершенства. Это все еще активность, к которой стремятся и которая приносит радость, но доставляет истинное удовлетворение лишь тогда, когда выполняется на определенном — высоком — уровне.

Взаимоотношение потребностей. Очевидно, что потребности не полностью изоли­рованы друг от друга, и природа их взаимодействий или взаимовлияний имеет огромное теоретическое значение. Меррей принимает положение о том, что суще­ствует иерархия потребностей, при которой определенные тенденции занимают более высокое положение, чем другие. По отношению к потребностям, которые,


/76 Иерсонология Меррея

«не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой» (1951а, с. 452), используется понятие доминирования. Так, в ситуации, когда две или более потребностей требуют несовместимых реакций, именно доминиру­ющая потребность (связанная с болью, голодом, жаждой, например) станет дей­ствующей, так как ее удовлетворение не может быть отсрочено. Минимальное удовлетворение таких потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. При исследовании личности Меррей обычно рассматривал конф­ликт, в который включены потребности. В его работах каждый субъект обычно оценивается в плане интенсивности конфликта в определенных ключевых сфе­рах, например — автономия против уступчивости, достижение против удовольст­вия.

В определенных обстоятельствах посредством единой линии поведения мо­жет быть удовлетворено множество потребностей. В тех случаях, когда раз­личные потребности реализуются в одном и том же поведении, Меррей гово­рит о смешении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотноше­ний потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность — та, что служит удовлетворению другой: например, индивид может проявлять потребность в агрессии, но это служит лишь удовлетворе­нию потребности в приобретении. Во всех случаях, когда действие одной потребности служит лишь инструментом удовлетворения другой, мы называ­ем ее субсидирующей другую. Отслеживание звеньев субсидиации может иметь большую ценность для выявления доминирующих основных мотивов индивида.

Мы исследовали то, как Меррей представляет мотивацию индивида. Однако эти личные мотивы тесно связаны с событиями, происходящими вне индивида, и нам предстоит рассмотреть то, как эти важнейшие события среды представляет Меррей.

Прессы

Так же как понятие «потребность» отражает важные внутренние детерминанты человеческого поведения, понятие «пресс» отражает важные детерминанты по­ведения, исходящие из среды. Проще говоря, пресс — это характеристика или свойство объекта среды или человека, которое облегчает или затрудняет дос­тижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имею­щими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетво­рения своих потребностей. «Пресс объекта — это то, что он может сделать с субъектом или для субъекта, — сила, которая так или иначе влияет на благо­состояние субъекта» (1938, с. 121). Представляя среду в терминах прессов, исследователь надеется выделить и классифицировать важные части того мира, в котором живут индивиды. Разумеется, мы лучше представляем, что — скорее всего — сделает индивид, если располагаем картиной не только его мотивов или направляющих тенденций, но и картиной его интерпретации среды. Поня­тие пресса предназначено именно для этого.


7 у# Нерсоналогия Меррея

Для различных целей Меррей разработал различные перечни прессов. Это отражено в классификации, представленной в таблице 5-2, отражающей важ­ные события или воздействия, имеющие место в детстве. На практике эти прессы не только определяются как действующие в данном индивидуальном опыте, но им приписывается и количественный рейтинг для обозначения силы или значимости в жизни индивида.

Важно различать значимость объектов среды в восприятии или интерпретации индивида (бета-прессы) и свойства этих объектов в реальности или в том, как они открываются в объективном исследовании (альфа-прессы). Поведение инди­вида теснее связано с бета-прессами, однако важно выявить ситуации значитель­ных расхождений между бета-прессом, на который реагирует индивид, и альфа-прессом, действующим в реальности.

Редукция напряжения

Как мы уже видели, с точки зрения Меррея индивид действует на основе слож­ной системы мотивов. Далее, он признает, что при актуализации потребности индивид оказывается в состоянии напряжения, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Наконец, организм научится обращаться к тем объектам и осуще­ствлять те акты, которые в прошлом ассоциировались со снижением напряжения.

Хотя Меррей одобряет такую формулировку, он утверждает, что она не полно­стью соответствует положению вещей. Индивид не только научается действовать так, чтобы редуцировалось напряжение и он таким образом был бы удовлетво­рен; помимо этого, он научается действовать так, чтобы увеличить напряжение, которое будет редуцировано в будущем — в связи с чем и удовольствие будет сильнее. Пример повышения напряжения с целью получения удовлетворения — игра, предваряющая завершение полового акта.

Следует заметить, что это положение применимо только к эффектным потреб­ностям. Когда речь идет о процессуальной активности и модальных потребнос­тях, удовлетворение приносит сам процесс активности и интенсивность удовлет­воренности в начале и в середине может быть той же, что в конце.

Меррей принимает положение, согласно которому человек действует как бы имея в виду возрастание удовлетворения и снижение напряжения. Однако это лишь намерение или вера со стороны действующего, и не всегда оказывается так, что действие, которое, как он полагает, приведет к снижению напряжения и удовлетворению, действительно к этому приведет. Более того, люди не мотиви­рованы на удовлетворение вообще; в каждом случае речь идет о специфическом напряжении, релевантном конкретной потребности: именно это напряжение чело­век старается редуцировать. Таким образом, удовлетворение — во многом след­ствие потребностных состояний и их поведенческих следствий.

Тема

Тема — молярная и интерактивная единица поведения. Она включает побуждаю­щую ситуацию (пресс) и потребность. Таким образом, она соотносится с взаимо­действием между потребностями и прессами и обеспечивает возможность более


глобального, менее «частичного» взгляда на поведение. Благодаря этому поня­тию теоретик может представить ситуации, активирующие определенные потреб­ности, а также исход или результирующие действия этих потребностей.

Темы варьируют от простых формулировок относительно субьект-объектных взаимодействий до более общих и приблизительных относительно длительных трансакций; возможны и формулировки, отражающие сочетания простых тем (сериальные темы). Тема как единица анализа — естественное следствие убеж­денности Меррея в том, что межличностные отношения следует описывать как диадические. Это означает, что теоретик должен представлять не только интере­сующего его субъекта, но и того, с кем он взаимодействует. Чтобы предсказать конкретные социальные взаимодействия между двумя людьми, теоретик должен равное внимание уделить и субъекту, и объекту.

Потребностный интеграт

Хотя потребности не обязательно «привязаны» к особому объекту среды, часто случается, что индивид — вследствие опыта — начинает ассоциировать конкрет­ные объекты с определенными потребностями. Равным образом с потребностью могут ассоциироваться усвоенные реакции, способы приближения к объекту или избегания объекта. Когда имеет место такая интеграция потребности, образа объекта или мысли о нем, и инструментальных актов, Меррей говорит о потребностном интеграте. Потребностный интеграт — это устойчивая «тематическая диспози­ция» — потребность в определенном способе взаимодействия с определенного рода человеком или объектом. При наличии потребностного интеграта возбуждение потребности обычно побуждает человека к осуществляемому соответствующим образом поиску того объекта среды, который соотносится с образом, выступаю­щим как часть потребностного интеграта.

Единая тема

Единая тема — это, по существу, единичный паттерн связанных потребностей и прессов, извлеченный из инфантильного опыта, придающий смысл и связность большей части поведения индивида. В основном он действует как бессознатель­ная сила. Единую тему не всегда возможно раскрыть, хотя возможно прийти к формулировкам относительно развития, которые проливают свет на поведение индивида (в целом или в большей части) и без которых поведение невозможно упорядочить. Меррей рассматривает единую тему человека как «ключ к его уникальной природе» и говорит:

^Единая тема — это соединение взаимосвязанных (сотрудничающих или кон­фликтующих) доминирующих потребностей, с прессом, воздействию которого индивид подвергался в одном или более случаях, испытывая удовлетворение или травматические переживания, в раннем детстве. Тема может означать пер­вичное детское переживание или последующее реактивное образование. Но, неза­висимо от природы и особенностей генеза, она в многообразных формах повто­ряется в течение последующей жизни» (1938, с. 604 — 605).


Регнантные (главенствующие) процессы

Регнантный процесс — это физиологическое сопровождение доминирующего пси­хического процесса. В предлагаемом Мерреем определении личности, как и при обсуждении понятия потребности, мы видели, что он явно подчеркивает важ­ность физиологических или неврологических процессов, стоящих за феноменами, представляющими интерес для психолога. Намерение локализовать или соотнести все психические процессы с функционированием мозга привело к возникновению особого понятия — регнантности — предназначенного удержать эту идентичность мозга и личности на переднем плане внимания теоретика. Определяя это понятие, Меррей говорит:

«Может оказаться удобным отнестись к взаимосвязанным процессам, образую­щим доминирующие конфигурации в мозге, как к регнантным, и далее, обозна­чить тотальность процессов, возникающую в определенный момент (унитарный темпоральный фрагмент мозговых процессов) как регнантностъ... До опреде­ленной степени регнантная потребность господствует в организме» (1938, с. 45).

Меррей также поясняет, что все сознательные процессы являются регнантны-ми, но не все регнантные сознательны. Таким образом, сознательность — лишь одно из свойств доминирующего психического процесса и, следовательно, в каж­дом конкретном случае может как присутствовать, так и отсутствовать.

Векторно'Ценностная схема

Одним из недостатков понятий «потребность» и «пресс» — в той мере, в какой мы успели их обсудить, — является то, что они недостаточно соотнесены с глу­бинными основами поведения, с тем, насколько потребности связаны с другими потребностями и прессами. Меррей пытался представить взаимодействие между детерминантами поведения более адекватно. Он рассуждает о том, что потреб­ности всегда действуют в связи с некоторой ценностью или же предполагают возникновение некоторого итогового состояния, и, таким образом, ценность должна учитываться при анализе мотивдции.

«Поскольку наблюдения и опыт свидетельствуют о том, что агрессия, как и другие виды поведения, имеет цель (функцию), которую лучше всего опреде­лить с точки зрения некоторой ценностной сущности (ее строения, консерва­ции, выражения или репродукции), то указание на эту ценность в связи с на­званной активностью может сослужить хорошую службу для понимания дина­мики поведения» (1951Б, с. 288).

В своей схеме Меррей предлагает представить поведение в виде векторов, отражающих широкий спектр «физических или психологических направлений активности». Ценности, которым служат вектора, представлены рядом понятий. Хотя схема не до конца разработана Мерреем, он предложил пробный перечень ценностей и векторов. К векторам относятся отвержение, принятие, обретение, конструирование, сохранение, выражение, трансмиссия, исключение, деструкция,


Развитие личности /$/

защита, избегание. К ценностям относятся тело (физическое благополучие), со­бственность (полезные объекты, благосостояние), власть (сила принимать реше­ния), аффилиация (межличностная привязанность), знание (факты и теории, наука, история), эстетические формы (красота, искусство) и идеология (система ценностей, философия, религия). На практике предполагается, что эти вектора и ценности образуют таблицу взаимопересекающихся рядов и столбцов, каждая ячейка которой обозначает поведение, соответствующее конкретному вектору, обслуживающему конкретную ценность.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Мы рассмотрели систему рабочих понятий, разработанных Мерреем для репре­зентации диспозиций или стремлений индивида; кроме того, мы рассмотрели поня­тия, отображающие значимые события среды. Таким образом, теперь индивида можно в любой момент времени представить как сложный интеграт потребностей и прессов или векторов и ценностей, а также личностных структур, способностей, достижений, чувств. Но мы узнали и то, что «история организма есть организм», и это ясно указывает на то, что представлять индивида в отдельный момент време­ни явно недостаточно. Лонгитюдинальное исследование индивида — предмет пер­востепенной важности, и Меррей много сообщает о путях психического развития.

Переменные, которые мы обсуждали, могут, разумеется, рассматриваться при­менительно к любому моменту развития. Однако в дополнение к этому Меррей разработал более совершенное по сравнению с психоаналитическим представление о комплексах, дающее возможность отобразить особенно важные детские пережи­вания. Хотя взгляды Меррея по поводу развития испытали сильное влияние психоаналитической теории, он вводит новые параметры, а также проявляет ис­ключительную изобретательность в разработке средств измерения некоторых важ­ных переменных.

Обсуждение развития мы начнем с рассмотрения детских комплексов, за чем последует краткое изложение позиции Меррея в отношении ряда теорети­ческих проблем, включая проблемы наследственности и созревания, науче­ния, социокультурных детерминант развития, уникальности индивида, роли бессознательных факторов, процесса социализации.

Детские комплексы

Если мы согласны с тем, что ранние события жизни являются чрезвычайно важными детерминантами взрослого поведения, то перед нами встает проблема эмпирического плана, связанная с тем, что эти события во многом предшеству­ют языковому развитию. Следовательно, обычные методы измерения и оценки неприменимы, и исследователь вынужден ориентироваться на внешнее наблюде­ние за ребенком и неопределенные реконструкции, которые может осуществить индивид после овладения языком. На основании этих двух источников были выделены несколько сфер переживаний, особенно важных для развития ребенка, и следовательно, взрослого. Меррей считает, что это:


«...пять в высшей степени приятных состояний или форм активности, каждая из которых прерывается, фрустируется или ограничивается (на определенном этапе развития) внешними силами: 1) безопасное, пассивное и зависимое существова­ние в утробе матери (грубо прерываемое болезненным переживанием рождения); 2) чувственное удовольствие от сосания хорошей пищи из материнской груди (или бутылочки), покоясь на руках у матери в ситуации безопасности и зависимости (что прерывается отнятием от груди); 3) радость от приятных чувств, сопровож­дающих дефека<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...