Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генетические детерминанты и факторы созревания




В последних изложениях своих взглядов Меррей (1968Ь) отводит в развитии личности важную роль генетическим факторам и факторам созревания. Он пола­гает, что генетически обусловленные процессы созревания отвечают за програм­мирование последовательности эпох индивидуальной жизни. Во время первой эпохи, включая детство, отрочество и юность, возникают и множатся новые структурные композиции. Средние годы отмечены консервативными рекомпози-циями уже возникших структур и функций. Заключительная эпоха, старость, связана с уменьшением способности формирования новых композиций и способ­ности рекомпозиции, постепенной атрофией существующих форм и функций. В рамках каждого периода существуют бесчисленные «меньшие» программы собы­тий, связанных с поведением и переживаниями, и эти события протекают соответ­ственно генетически обусловленным процессам созревания.

Меррей приписывает эти особенности развития метаболическим процессам. В первую эпоху анаболизм превышает катаболизм; во вторую они примерно рав­ны; в третью катаболизм превышает анаболизм. Меррей принимает метаболичес-


Развитие личности

кую модель, поскольку «она согласуется с концепцией реальности, которая мо­жет быть выражена не в терминах пространственных структур материи, как таковых, а в терминах взаимозависимых действующих свойств материи — то есть в терминах процесса, времени, энергии» (1968Б, с. 9). Более того, эта мо­дель позволяет рассматривать прогресс, креативность, само-актуализацию, кото­рые ускользают от чисто психоаналитического подхода.

Научение

При обсуждении научения генетические факторы не могут быть проигнорирова­ны — Меррей считает их ответственными за наличие в мозге центров удоволь­ствия (гедонического) и неудовольствия (ангедонического). Научение же со­стоит в обнаружении того, что порождает в индивиде удовольствие, а что — неудовольствие. Есть несколько способов классификации этих гедонических и ангедонических генераторов. Они могут быть ретроспективными (воспомина­ния о прошлых переживаниях — радостные или болезненные), спективными (текущий опыт) или проспективными (антиципация будущих удовольствий или страданий). Генераторы, действующие в настоящее время, могут быть класси­фицированы в зависимости от того, локализованы они преимущественно в лич­ности, в среде или в межличностных трансакциях. Далее, эти генераторы мож­но разделять на подгруппы. Например, в личности генераторы могут быть лока­лизованы в теле, в некотором эмоциональном центре мозга, в психическом процессе определенного типа или в «голосе совести». Меррей не слишком приемлет поло­жение о том, что в развитии личности главную роль играет навык. Индивид — не порождение навыков; он постоянно ищет новых путей самовыражения, жаждет новых форм стимуляции, идет на риск, стремится к новым достижениям, способен к изменениям на основе духовных озарений (1968Ь, с. 12).

Социокультурные детерминанты

Меррей, в отличие от большинства теоретиков, с трудом уходящих от психоана­литической теории, очень взвешенно приписал ведущую роль факторам среды. Мы уже видели, что он, в отличие от большинства исследователей мотивации, создал развернутую систему понятий (прессы) для репрезентации окружения индивида. Частично он сделал это исходя из теории Дарвина, согласно которой эволюционной единицей является не индивид, а группа. Выживание наиболее приспособленного соотносится с соперничеством групп. Соответственно, пишет Меррей, «эта теория групповой эволюции помогает нам понять, почему человек является социальным... существом, и почему он, будучи социальным сущест­вом, одновременно гуманен и жесток» (1959, с. 46). Далее, он часто обращается к положению о том, что путь развития невозможно адекватно понять, не рас­смотрев полностью социальные условия, в которых протекает процесс разви­тия. Соответственно, его понятия «событие» и «тема» подразумевают интеракци-онистские убеждения — веру в то, что полное понимание поведения возможно лишь тогда, когда адекватно представлены и субъект, и объект. Из этих рассуж­дений следует, что Меррей принимает и подчеркивает важность «полевого» под­хода к поведению.


Персонология Меррея

Уникальность

Несмотря на свой интерес к общим категориям анализа, Меррей всегда принимал как очевидное уникальность каждого человека и даже каждое поведенческое явле­ние. Его уважение к принципам натуралистического наблюдения, а также талант литератора позволяют ему понять и тонко выразить неповторимость и неулови­мую сложность каждого человека или события. Вот его слова:

«Каждое событие оставляет за собой некий след — новый факт, зародыш идеи, переоценку чего-либо, большую привязанность к кому-то, небольшое совершен­ствование умения, возрождение надежды, новый повод для уныния. Так — иног­да медленно, трудно улавливаемыми шагами, а иногда внезапно, броском вперед или падением, — человек изменяется день ото дня. Изменяются и его знакомые; так что можно сказать, что, когда он кого-то из них встречает, оба они уже не те, что прежде. Короче говоря, каждое событие в каком-то отношении уникально» (1953, с. 10).

Бессознательные процессы

Среди академических психологов Меррей был одним из первых, кто понял роль коварных и вездесущих бессознательных детерминант поведения (1936). Как мы видели, в первом своем главном теоретическом труде (1938) он пояснил, что не все регнантные процессы имеют сознательные корреляты, и — естественно — те, что таковых не имеют, детерминируют человеческое поведение так, что сам чело­век об этом не знает. Дело не только в том, что индивид не знает об определен­ных тенденциях, но, что важнее, некоторые из них активно защищены и отделе­ны от сознания. Таким образом, Меррей не только признает роль бессознатель­ных детерминант поведения, но также признает действие выделенных Фрейдом механизмов вытеснения и сопротивления,

Процесс социализации

Меррей полагал, что человеческая личность — своего рода компромисс между собственными импульсами индивида и требованиями и интересами других лю­дей. Требования других коллективно представлены институтами и культурны­ми паттернами, которым подвержен индивид, и процесс, посредством которого собственные импульсы согласуются с этими силами, обозначается как процесс социализации. Конфликты между индивидуумом и принятыми социальными пат­тернами разрешаются благодаря тому, что индивид так или иначе подчиняется групповым паттернам. Лишь иногда — и это относится к особым индивидуу­мам — человек может вносить изменения в культурные паттерны так, чтобы конфликт был ослаблен. По большей части более податлива именно личность, и конфликт обычно разрешается через изменения в человеке.

Важный элемент социализации — развитие адекватного суперэго. Как мы уже видели, интернализируя определенные аспекты авторитарных фигур, с которыми взаимодействует человек, он вырабатывает внутреннюю структуру,


служащую для поощрений и наказаний в случаях поведения, соответствующе­го или не соответствующего культурным паттернам с точки зрения этих авто­ритарных фигур. Предполагается, что родители — как наиболее значимые ав­торитарные фигуры — являются главными агентами процесса социализации. Эффективность родительского поощрения за одобряемое поведение и наказа­ния за неодобряемое во многом определяет успешность социализации. Важная составляющая социализирующей роли родителей — формирование отношений вза­имной привязанности к ребенку, когда контроль за детским поведением осу­ществляется простым одобрением или неодобрением.

Социализация имеет и негативные черты. Индивид может быть сверхсоциализи-рованным, но ведь все общество может быть подвергнуто таким социальным процессам, которые препятствуют продуктивной жизни, расслабляя человека. Как считает Меррей, человек в основе своей — животное, и в той мере, в какой общество низвергает эту фундаментальную биологическую природу, оно может разрушить ту спонтанность и энергию, которая существенна для наиболее важного в человеческом продвижении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...