Модель престижного потребления
Явная цель покупки товаров потребления — это, конечно, удовлетворение потребностей, для которых эти товары непосредственно предназначены. Так, автомобили явно предназначены для определенного вида перевозок; свечи — для освещения; деликатесы — для питания; раритетные произведения искусства — для эстетического удовольствия. Поскольку эти товары на самом деле имеют такое применение, в основном считали, что оно охватывает весь диапазон социально важных функций. Веблен действительно полагает, что таковым было обычно преобладающее мнение (до эпохи Веблена, естественно): «Целью приобретения и накопления обычно считают потребление накопленных товаров... Это по крайней мере осознают как экономически оправданную цель приобретения, учитывать которую как единственную и вменяется в обязанности теории»™. Хотя, в сущности, говорит Веблен, как социологи мы должны идти дальше и рассматривать латентные функции приобретения, накопления и потребления, а они весьма далеки от явных. «Но лишь когда потребление товаров рассматривается в смысле, весьма далеком от его наивного значения [т.е. явной функции], можно сказать, что оно дает побудительную причину, которой неизменно обусловлено накопление». И среди этих латентных функций, помогающих объяснить устойчивость и социальную локализацию модели престижного потребления, приводится та, которая символизирует «финансовую мощь и вследствие этого приобретение или сохранение репутации». Проявление «щепетильного умения разбираться» в преимуществах «пищи, напитков, жилья, услуг, украшений, одежды, развлечений» вызывает не только непосредственное удовольствие от потребления «лучших» в отличие от «худших» товаров, но также приводит, что, как считает Веблен, гораздо важнее, кповышению или подтверждению социального статуса.
Парадокс Веблена заключается в том, что люди покупают дорогие товары не столько потому, что они лучше, а потому, что они дорогие. Ибо в своем функциональном анализе он выделяет именно ла- 88 Veblen, Theory of Leisure Class, op. tit., стр. 25. — Примеч. автора. тентную функцию («дорогая цена = знак более высокого общественного положения»), а не явное тождество («дорогая цена = превосходство товаров»). Это не значит, что он вообще отказывает явным функциям в какой-либо роли в укреплении модели престижного потребления. Они тоже срабатывают. «Только что сказанное нельзя воспринимать так, будто нет других стимулов к приобретению и накоплению, кроме этого желания превзойти в финансовой мощи и тем самым завоевать уважение своих знакомых и вызвать у них зависть. Желание большего комфорта и стремление защитить себя от нужды присутствуют в качестве мотива на каждой стадии...» Или еще: «Было бы рискованно утверждать, что всегда в использовании любого товара или любых услуг отсутствует полезная цель, насколько бы ни была очевидной его первая задача и главный элемент — престижное расточительство» и вызванное им социальное уважение89. Просто дело в том, что эти прямые, явные функции не объясняют в полной мере преобладающие модели потребления. Выражаясь иначе, если удалить латентные функции укрепления или подтверждения статуса из моделей престижного потребления, то эти модели подверглись бы таким серьезным изменениям, которые «обыкновенный» экономист не мог бы предвидеть. В этом отношении анализ латентных функций, осуществленный Вебленом, значительно отличается от представления, продиктованного здравым смыслом, что конечная цель потребления — это, «конечно, непосредственное удовлетворение, которое оно дает»: «Люди едят икру потому, что хотят есть; покупают «кадиллак» потому, что хотят лучшую из возможных машин; обедают при свечах потому, что им нравится спокойная обстановка». Интерпретация, продиктованная здравым смыслом и основанная на выделеннии явных мотивов, уступает место в анализе Веблена дополнительным латентным функциям, которые тоже и, возможно, даже более значимо выполняют эти обычаи. Безусловно, за последние десятилетия анализ Веблена настолько внедрился в общественное сознание, что теперь эти латент-
89 Ibid., 32, 101. В дальнейшем повсюду будет отмечаться, что Веблен не любит строгой терминологии. В отмеченных отрывках (и периодически в других местах) он использует термины «стимул», «желание», «цель» и «функция» как взаимозаменяемые. Поскольку контекст обычно проясняет предметную отнесенность этих терминов, большого вреда в этом нет. Но ясно, что явно выраженные цели конформности культурной модели никоим образом не идентичны латентным функциям этой конформности. Веблен периодически признает это. Например, «строго говоря, в рязряд престижных трат нельзя включать ничего, кроме таких расходов, которые при сравнении представляются возмутительной тратой денег. Но чтобы включить любой данный элемент в этот разряд, не обязательно, чтобы его признавал как излишнюю трату в этом смысле тот человек, который несет расходы» (Ibid, 99; курсив мой). Ср. А.К. Davis, «Veblen on the decline of the Protestant Ethic», op. cil. — Примеч. автора. ные функции являются общепризнанными. [В связи с этим возникает интересная проблема изменений, происходящих в преобладающей модели поведения, когда еелатентные функции получают общее признание (и таким образом перестают быть латентными). У нас не будет возможности обсудить эту интересную проблему в данной книге.] Открытие латентных функций не только уточняет понятие функций, выполняемых определенными социальными моделями (что происходит и при изучении явных функций), но и знаменует качественно иной этап познания. Оно препятствует подмене социологического анализа наивными моральными суждениями. Поскольку нравственные оценки в обществе обычно основаны на явных последствиях сложившихся обычаев или моральных норм, мы должны быть готовы к тому, что анализ, построенный на латентных функциях, иногда может идти вразрез с преобладающими нравственными оценками. Ибо ниоткуда не следует, что латентные функции будут проявляться таким же образом, как явные последствия, обычно лежащие в основе таких суждений. Так, во многих слоях американского общества политическую машину или «политические махинации» недвусмысленно оценивают как «плохие» или «нежелательные». Основания для такого нравственного суждения бывают разными, но в основном при этом подчеркивают, что политические машины нарушают законы морали: политический патронаж нарушает принципы подбора персонала, основанный на беспристрастной оценке квалификации, а не на преданности какой-то партии или взносах в партийную казну; институт местной политической власти нарушает ту норму, по которой голосование должно быть основано на индивидуальной оценке достоинств кандидатов и политических программ, а не на постоянной преданности феодальному лидеру; взяточничество и «честный подкуп» — явно недостойное приобретение собственности; «покровительство» преступности безусловно нарушает закон и противоречит нравственным устоям и т.д.
В связи с тем, что деятельность политических организаций во многом, хотя и в разной степени, идет вразрез с нормами морали и иногда с законом, уместен вопрос, как им удается продолжать функционировать. Знакомые «объяснения» сохранения политической машины здесь нам не важны. Безусловно, вполне возможно, что если бы «уважаемые граждане» жили согласно своим политическим обязательствам; если бы электорат был бдительным и просвещенным; если бы число кандидатов было сокращено по сравнению с десятками и даже сотнями, которых приходится оценивать среднему избирателю в ходе городских, окружных выборов и выборов в штате и во всей стране; если бы избиратели прислушивались к мнению «богатых и обра- зованных, без участия которых», как выражается не всегда демократически настроенный Брайс, «наилучшим образом сформированное правительство должно быстро деградировать», — если бы в политическую структуру были внесены эти и множество других сходных изменений, то, возможно, «злые духи» и были бы изгнаны из политической машины90. Но нужно отметить, что зачастую такие изменения не вносятся, что политические машины обладают способностью, подобно фениксу, возрождаться из пепла целыми и невредимыми, — короче говоря, эта структура проявляет замечательную жизнеспособность во многих областях американской политической жизни.
Поэтому, если исходить из функциональной точки зрения, согласно которой нам следует обычно (но не всегда) ожидать появления устойчивых социальных моделей и социальных структур, выполняющих позитивные функции, которые в данное время неадекватно выполняют другие существующие модели и структуры, то возникает мысль, что, возможно, эта поносимая всеми организация удовлетворяет при данных условиях основным латентным функциям91. Краткий обзор современного анализа структуры этого типа может также послужить примером дополнительных проблем функционального анализа. Некоторые функции политической машины Не вдаваясь в детали различий между видами политических машин — ведь некие Твид, Вэер, Крамп, Флинн, Хэйг далеко не одинаковые типы начальников, — мы можем вкратце рассмотреть функ- 90 Эти «объяснения» — «причинные» по своему замыслу. Они претендуют на то, что 91 Я думаю, излишне добавлять, что эта гипотеза выдвинута отнюдь не «в поддер
ции, являющиеся более-менее общими для политической машины как определенного рода социальной организации. Мы не собираемся ни перечислять все ее разнообразные функции, ни утверждать, что каждая из них одинаково выполняет все эти функции. Ключевая структурная функция местного партийного босса — это организовать, централизовать и поддерживать в хорошем рабочем состоянии «разрозненные ветви власти», которые наданный момент рассредоточены по нашей политической организации. С помощью этой централизованной организации политической власти руководитель и его аппарат могут удовлетворить потребности разнообразных подгрупп большого района, которые в полной мере не удовлетворяются предусмотренными законами или культурно одобренными социальными структурами. Таким образом, чтобы понять роль института местного партийного босса и самой машины, нам надо рассмотреть два типа социологических переменных: (1) структурный контекст, который затрудняет, а то и делает невозможным выполнение важных социальных функций морально одобренными структурами и предоставляет тем самым возможность выполнять эти функции политическим машинам (или их структурным эквивалентам), и (2) подгруппы, чьи особые потребности остаются неудовлетворенными, за исключением латентных функций, которые политическая машина фактически и осуществляет92. Структурный контекст: весь конституционный строй американской политической системы целенаправленно пресекает любую легальную возможность чрезмерной централизации власти и, как отмечалось, тем самым «препятствует эффективному и ответственному руководству лидера. Творцы конституции, как отметил Вудро Вильсон, установили систему сдержек и противовесов, чтобы удерживать правительство в неком механическом равновесии посредством постоянного дружеского соревнования между ее несколькими органическими частями. Они не доверяли власти, считая ее опасной для свободы, и поэтому размазали ее тонким слоем и воздвигли препятствия на пути ее концентрации». Эта рассредоточенность власти обнаруживается не только на общенациональном уровне, но и на местах. «В результате, — как далее замечает Сайт, — котпалюди или отдельные группы требуют позитивных действий, никто не обладает достаточной властью, чтобы действовать. Машина предоставила противоядие»93. 92 Опять, как и в предыдущих случаях, мы не будем рассматривать возможные 93 Edward M. Sait, «Machine, Political», Encyclopedia of the Social Sciences, IX, 658 b я конституции децентрализация власти не только " ззаконие н?°* ой демократии. Поскольку юристу было по- законности офии тию 3акону, пришлось призвать местно- !яолеНО подчинить д чтобы вызвОЛИТЬ жертву> что он некоторым об- % партийно^ ще и за ВОЗНаграждение»^ L3oM и сделал, да ческаявласть рассредоточена. Радидостиже- V официально и были разработаны хорошо известные приемы, Г^еДй них не тальк у r нек0торой степени было ограничено сколами ветвям, ости и одобрена ротация кадров. И еще Пребывание ***** рамки полномочий для каждой должности, были строго опР^ функциональном плане отмечает Сайт, «руко- „ конституции ^ ю пределами>>9>. зответственнои Ф Р ^ это звучит так: ^нкцм0„аль«Ые «ейо- В более обоош, ы пороЖдают альтернативную (неофи- апагпки офи^аль ^ эффективного удовлетворения существу- шальную) для неск ^ ^ ^ Шт ее конкретНые исторические
ющих»°тРебНОы^сы* машик- ~—™ ™к аппаоатдля удовлетво- через обобщенное обращение к большим государственным вопросам, а через прямые квазифеодальные связи между местными представителями машины и избирателями в их округе. Победу на выборах обеспечивает избирательный участок. Политическая организация упрочивает свою связь с обычными людьми через искусно сотканную сеть личных отношений. Политика превращается в личные связи. Начальник избирательного участка «должен быть другом каждому, притворяясь, что сочувствует бедолагам, и используя в своих добрых деяниях все средства, которые руководитель предоставил в его распоряжение»96. Начальник участка постоянно выступает как друг, который познается в беде. В нашем по большей части обезличенном обществе такая машина через своих местных агентов выполняет важную социальную функцию, внося личный оттенок в разного рода помощь нуждающимся и облагораживая ее. Корзины с продовольствием и рабочие места, юридические консультации и советы, как обойти закон, урегулирование случаев легких нарушений закона, предоставление политической стипендии для учебы в местном колледже смышленому бедняку, помощь понесшим утрату — это тот ряд кризисных ситуаций, когда тебе нужен друг, а больше всего — такой друг, который знает что кчему и может что-то придумать, — и всем этим занимается всегда готовый прийти на помощь начальник избирательного участка. Чтобы адекватно оценить эту функцию политической машины, важно отметить не только то, что помощь оказывают, но и то, как ее оказывают. В конце концов, для оказания такой помощи существуют другие организации. Благотворительные организации, отделы социальных услуг для обитателей трущоб, курсы юридической помощи, медицинская помощь в бесплатных больницах, департаменты помощи населению, иммиграционные власти — эти и многие другие организации для того и существуют, чтобы оказать самую разную помощь. Но в отличие от профессиональных методов работника сферы социальной защиты, которые обычно в сознании получателя могут быть связаны с холодным, бюрократическим оказанием ограниченной помощи после подробного изучения законных оснований на получение помощи «клиентом», существуют непрофессиональные методы начальника избирательного участка, который не задает вопросов, не требует соблюдения юридических правил, определяющих право на помощь, и не «сует нос» в частную жизнь97. % Ibid., 659. — Примеч. автора. 57 Во многом такой же контраст с официальной политикой благотворительности обнаруживается в щедром и неполитическом распределении пособий по безработице Гарри Хопкинсом в штате Нью-Йорк под руководством Франклина Делано Рузвель- Для многих потеря «самоуважения» — слишком высокая плата за положенную по закону помощь. В отличие от работников, профессионально занятых улучшением культурно-бытовых условий населения, которые глубокой пропастью отделены от жителей трущоб — ведь эти работники часто принадлежат к другому общественному классу, этнической группе, имеют другое образование, — работник избирательного участка — «свой человек», который понимает что к чему. Снисходительная щедрая дама едва ли может соревноваться с проверенным и понимающим тебя другом. В этой борьбе между альтернативными структурами за выполнение номинально той же функции оказания помощи и поддержки нуждающимся именно политик явно лучше вписывается в группы, которые он обслуживает, чем обезличенный, профессиональный, социально далекий и зажатый в тиски юридических правил работник сферы социального обслуживания. А поскольку политик иногда может влиять на официальные организации по оказанию помощи и манипулировать ими, тогда как работник сферы социального обслуживания практически не имеет влияния на политическую машину, это лишь способствует большей эффективности его усилий. Наверное, наиболее доступно и проницательно эту функцию описал заинтересовавшемуся этим Линкольну Стеффенсу руководитель административного района в Бостоне Мартин Ломас-ни. «Я считаю, — сказал Ломасни, — что в каждом районе должен быть кто-то, к кому любой может прийти — что бы он ни натворил — и получить помощь. Помощь, понимаете? Не эти ваши законы и правосудие, а помощь»94. «Обделенные классы», таким образом, представляют собой одну из подгрупп, для которых политическая машина удовлетворяет потребности, неадекватно удовлетворяемые официальной социальной структурой. Для второй подгруппы, подгруппы бизнеса (прежде всего «большого», но также и «малого»), политический босс выполняет функцию предоставления тех политических привилегий, которые ведут к та. Как сообщает Шервуд: «Официальные благотворительные организации резко критиковали Хопкинса за эту неположенную деятельность, утверждая, что «это непрофессиональное поведение», когда раздают такие пособия, не изучив тщательно каждого кандидата, его собственные финансовые ресурсы или ресурсы его семьи и, возможно, его религиозные взгляды. «Гарри послал эту организацию к черту», — говорит [соратник Хопкинса д-р Джекоб А.] Гольдберг» Robert E. Sherwood, Roosevelt and Hopkins, An Intimate History (New York Harper, 1948), 30. — Примеч. автора. щ The Autobiography of Lincoln Steffens (Chautauqua, New York: Chautauqua Press, '931), 618. Опираясь, по его собственным словам, в основном на Стеффенса, Ф. Стю-аРт Чэпин очень четко формулирует эти функции политической машины. См. его Contemporary American Institutions (New York: Harper, 1934), 40—54. — Примеч. автора. непосредственным экономическим выгодам. Корпорации, среди которых коммунальные предприятия (железные дороги, местные транспортные компании и компании по электроснабжению, корпорации средств связи) являются просто самыми заметными в этом отношении, ищут особой политической поддержки, которая позволит им стабилизировать свое положение и приблизить цель извлечения максимальных доходов. Довольно любопытно, что корпорации часто хотят избежать хаоса бесконтрольной конкуренции. Им хочется большей надежности, исходящей от экономического царька, который контролирует, регулирует и организует конкуренцию, при условии, что этот царек не является государственным чиновником, чьи решения подлежат публичному рассмотрению и контролю. (Последнее было бы «правительственным контролем», а следовательно, запрещающим.) Местный политический босс на месте превосходно отвечает этим требованиям. Если на минуту отвлечься от любых моральных соображений, политический аппарат, управляемый Боссом, идеально предназначен для выполнения этих функций с минимальными потерями в эффективности. Умело манипулируя различными правительственными решениями, комитетами и органами, Босс рационализирует взаимоотношения между государственным и частным бизнесом. Он выступает как посол деловых кругов в чуждом (и зачастую недружелюбном) царстве правительства. И четко, по-деловому его экономические услуги респектабельным деловым клиентам хорошо оплачиваются. В статье, озаглавленной «Оправдание взятки», Линкольн Стеффенс высказал мнение, что во взятках виновна «наша экономическая система, которая выставляет богатство, власть и уважение как награду людям, достаточно смелым и достаточно способным, чтобы за взятку скупать лес, шахты, нефтяные залежи и оставаться безнаказанными»99. И на встрече с сотней ведущих бизнесменов Лос-Анджелеса он привел всем им хорошо известный факт: местный партийный Босс и его аппарат являются неотъемлемой частью организации экономики. «Нельзя построить ни одной железной дороги, трамвайной линии, компании по снабжению газом, водой или электричеством или управлять их работой, разрабатывать рудники, выращивать и вырубать леса, руководить привилегированным бизнесом, не подкупая власти или не участвуя в коррупции. Вы говорите мне в частной беседе, что вынуждены делать это, и я вам сейчас говорю почти публично то же самое. И так по всей стране. А это значит, что наше общество организовано так, что по какой-то причине вы и вам подобные, самые способные, самые умные, самые сообразительные, смелые и изобретательные столпы общества, 99 Autobiography of Lincoln Steffens, 570. — Примеч. автора. противостоите и вынуждены противостоять обществу, его законам и его всестороннему развитию»100. Поскольку потребность в услугах по предоставлению особых привилегий встроена в структуру общества, Босс выполняет разнообразные функции для этой второй подгруппы, домогающейся привилегий для бизнеса. Эти «потребности» бизнеса в том виде, в каком они сложились на данный момент, не удовлетворяются адекватным образом обычными и одобренными культурой социальными структурами. В результате эти услуги оказывает неузаконенная, но более или менее эффективная организация — политическая машина. Занятьис- ключительно нравственную позицию в отношении «коррумпированной политической машины» — значит потерять из виду сами структурные условия, порождающие то «зло», которое так резко критикуют. Принятие функциональной точки зрения ведет не к апологии политической машины, а к созданию более прочной основы для модификации или ликвидации этой машины при условии внесения особых структурных преобразований, имеющих своей целью либо «снятие» этих реальных требований деловых кругов, либо, если цель заключается именно в этом, их удовлетворение альтернативными средствами. Третий комплекс типичных функций, выполняемых политической машиной для особой подгруппы, — это предоставление альтернативных источников социальной мобильности тем, кому в противном случае становятся недоступными более обычные пути личного «продвижения». Как причины этой особой «потребности» (в социальной мобильности), так и то, в каком отношении политическая машина приходит на помощь, чтобы удовлетворить эту потребность, — все это можно понять, рассматривая структура культуры и общества в целом. Как известно, американская культура придает огромное значение деньгам и власти как цели «преуспевания», которую имеет право ставить перед собой любой член общества. Не являясь никоим образом единственной в нашем списке культурных целей, она тем не менее остается одной из самых значительных по положительному воздействию и ценности. Однако у определенных подгрупп и в определенных экологических районах возможность достижения этих (денежных и властных) видов преуспевания значительно меньше. Они представляют собой, короче говоря, такие подгруппы, в которых «куль- т Ibid., 572—573 [курсив мой]. Это помогает объяснить, как заметил Стеффенс вслед за комиссаром полиции Теодором Рузвельтом, «выдающееся положение и респектабельность тех мужчин и женщин, которые вступаются за жуликов», замеченных в неоднократных попытках «подмазать политическую машину». Cf. Steffens, 371, и passim. — Примеч. автора. турный акцент на финансовый успех был воспринят, но у которых почти нет доступа к традиционным и законным средствам достижения такого успеха. Обычные возможности занятости людей (в таких районах) почти полностью ограничены физическим трудом. Так как в нашей культуре физический труд не в почете101, а его коррелятом является престижная работа «белых вопротничков», то в результате появляется стремление достичь этих одобренных культурой целей какими угодно средствами. С одной стороны, от этих людей «требуют ориентировать свое поведение на перспективу приобретения богатства [и власти], а с другой — они, как правило, лишены реальной возможности достичь этого в рамках существующих общественных институтов». В этом контексте даже коррумпированная политическая машина и рэкет «представляют собой торжество аморального разума над предписанной моралью «неудачей», когда закрыты и сужены пути вертикальной мобильности в том обществе, которое поощряет экономическое изобилие, [власть] и социальное продвижение для всех своих членов»т. Как заметил один ученый на основе многолетнего наблюдения в трущобах, Социолог, отбрасывающий рэкет и политические организации как отклонения от желаемых стандартов, тем самым игнорирует некоторые из главных элементов жизни в трущобах... Он не раскрывает функции, которые они выполняют для обитателей трущоб [или существующих там 101 См. обследование Исследовательского центра общественного мнения, касаю 102 Merton, Socialstucture and anomie. Chapter VI данной книги. — Примеч. автора. группировок]. Ирландцы и другие иммигранты испытывали огромные затруднения, пытаясь найти свое место в нашей городской социальной и экономической структуре. Неужели кто-то думает, что иммигранты и их дети могли бы достичь нынешней степени социальной мобильности, не взяв под контроль политические организации в некоторых из наших крупнейших городов? То же самое верно и в отношении рэкета. Политика и рэкет предоставляют важнейшее средство социальной мобильности тем, кто в силу этнического происхождения и принадлежности к низшим классам лишен возможности продвинуться «респектабельным» путем1113. Таким образом, здесь мы имеем третий тип функции, выполняемой для особой подгруппы. Эта функция, отметим мимоходом, выполняется самим существованием и действием политической машины, поскольку именно в самой машине эти индивиды и подгруппы находят большее или меньшее удовлетворение своих индуцированных потребностей. Это относится к услугам, которые политическая машина оказывает своим собственным сотрудникам. Но при рассмотрении ее в более широком социальном контексте, выдвинутом нами, она уже не представляется просто средством самовозвеличивания для жаждущих выгоды и власти индивидов, а выступает как организованное оказание помощи подгруппам, исключенным из гонки за «продвижением» или находящимся при этом в невыгодном положении. Точно так же, как политическая машина оказывает услуги «законному» бизнесу, она действует и для оказания аналогичных услуг «незаконному» бизнесу: проституции, преступности и рэкету. И, повторяю снова, мы можем с достаточной полнотой оценить фундаментальную социологическую роль этой машины в данном отношении 105 William F. Whyte, «Social organization in the slums», American Sociological Review, Feb. 1943, 8, 34—39 [курсив мой]. Таким образом, политическая машина и рэкет представляют собой один из способов организационного приспособления к условиям, описанный в главе VI. Они представляют собой, заметьте, организационное приспособление: здесь возникают и действуют определенные структуры, с тем чтобы несколько ослабить сильное напряжение и проблемы индивидов, попавших в описанную ситуацию конфликта между «культурным акцентом на успех для всех» и «социально структурированным фактом неравных возможностей для успеха». Как указано в главе VI, возможны и другие виды индивидуального «приспособления»: преступления одинокого волка, психопатологические состояния, бунт, уход в себя при отказе от культурно одобренных целей и т.д. Точно так же бывают и другие виды организационного приспособления; рэкет или политическая машина не одни предлагают себя в качестве организационных средств для решения этой социально индуцированной проблемы. Например, в этом контексте участие в революционных организациях можно рассматривать как альтернативный способ организационного приспособления. Все это представляет теоретический интерес, иначе мы можем не разглядеть основные функциональные понятия — функциональных заместителей и функциональных эквивалентов, которые предстоит обсудить подробно в следующих главах. — Примеч. автора. лишь в том случае, если временно откажемся от выражения морального негодования, чтобы изучить с нравственной беспристрастностью фактическую деятельность этой организации. В таком разрезе сразу же становится очевидным, что у подгруппы профессионального преступника, рэкетира или азартного игрока есть сходство в организации, требованиях и функционировании с подгруппой промышленника, бизнесмена или биржевика. Если есть король древесины или нефтяной король, то есть также и король проституции или король рэкета. Если растущий законный бизнес организует административные и финансовые синдикаты, чтобы «рационализировать» и «интегрировать» разнообразные сферы производства и делового предпринимательства, то и растущий рэкет и преступность организуют синдикаты для упорядочения сферы производства незаконных товаров и услуг, которая в противном случае осталась бы хаотической. Как законный бизнес считает увеличение предприятий малого бизнеса расточительным и неэффективным, заменяя, например, огромными универсальными магазинами сотни бакалейных лавок, так и незаконный бизнес занимает такую же деловую позицию и создает синдикаты в сферах преступности и проституции. И наконец, очень важным является глубинное сходство, если не полное тождество", экономической роли «законного» и «незаконного» бизнеса. Оба в некоторой степени обеспечивают товарами и услугами, на которые есть экономический fnpoc. Если отбросить в сторону мораль, оба являются бизнесом: промышленными и профессиональными предприятиями, предоставляющими товары и услуги, нужные некоторым людям, и имеющие рынок, где товары и услуги превращаются в предметы потребления. А в преимущественно рыночном обществе нам следует ожидать появления соответствующих предприятий каждый раз, когда возникает рыночный спрос на определенные товары или услуги. Как известно, проституция, преступность и разного рода рэкет являются «большим бизнесом». Стоит лишь сказать, что, по имеющимся данным, количество профессиональных проституток в Соединенных Штатах в 1950 году составляло 500 000, а теперь сравним это с примерно 200 000 врачей и 350 000 профессиональных медицинских сестер. Трудно подсчитать, у кого больше клиентура: у профессионалов от медицины или у профессионалов от порока. Конечно, трудно подсчитать экономические акти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|