Заставляет основать теорию) 2 глава
13 Наверное, нет необходимости добавлять, что эти процедуры, инструменты и аппарат, в свою очередь, зависят от прежней теории. Но это не изменяет их стимулирующего воздействия на дальнейшее развитие теории. — Примеч. автора. го интервью» возродили интерес к теории межличностных отношений. Именно подобные методики сначала вызвали теоретический интерес к неформальным социальным структурам как промежуточному звену между индивидом и большими формальными организациями, а в итоге привели к тому, что можно было бы назвать «повторным открытием первичной группы». Этот интерес нашел отражение во всей литературе о роли и структуре неформальной группы, например, в заводских социальных системах, бюрократических и политических организациях. Сходным образом можно ожидать, что недавнее введение панельного опроса—повторного интервью с той же самой группой респондентов — с течением времени в большей степени сосредоточит внимание социальных психологов на теории формирования установки, выборе одной из альтернатив, факторах политического участия и детерминантов поведения в случае противоречивых ролевых требований, и это лишь несколько видов проблем, которым этот метод особенно подходит. Вероятно, самое прямое воздействие методик исследования на теорию имело место в результате создания социологической статистики, упорядоченной с помощью теоретически уместных категорий. Толкотт Парсонс заметил, что числовые данные представляют научную важность только тогда, когда их можно привести в соответствие с аналитическими категориями, и что «огромное число современных исследований представляют факты в таком виде, в каком их не может применить ни одна современная обобщенная аналитическая система»'4.. Эти совершенно заслуженные критические замечания, высказанные не так уж давно, постепенно теряют свою актуальность. В прошлом социологу в основном приходилось иметь дело с собранными заранее статистическими данными, обычно упорядоченными безотносительно к социологическим целям и поэтому не выраженными в категориях, непосредственно подходящих для какой-то теоретической системы. В результате, по крайней мере что касается количественных фактов, теоретик был вынужден работать с данными, заимствованными из других исследований и имеющими лишь отдаленное отношение к его проблемам. Это не только приводило к ошибкам — посмотреть хотя бы на весьма приблизительные индексы социальной сплоченности, на которые пришлось полагаться Дюркгей-му, — но также означало, что теории приходилось дожидаться случайно-
l4Talcott Parsons, «The role of theory in social research», American Sociological Review, 111 (1938), 19; cf. его The Structure of Social Action (New York, 1937), 328-329n. «...в социальной области большинство имеющейся статистической информации находится на том уровне, который никак не подходит категориям аналитической теории». — Примеч. автора. го появления нужных данных и она не могла быстро продвигаться. Теперь эта картина стала меняться. Теоретик уже не зависит почти исключительно от того, согласится ли административный совет или агентство по выплате пособий предоставить нужные ему количественные данные. Программный очерк Тарда15, написанный полвека назад и посвященный потребности социальной психологии (особенно тех ее разделов, которые связаны с изучением позиций, мнений и настроений) в статистике, уже наполовину воплощен в жизнь. Исследователи, изучающие организацию общества, тоже создают статистику по классовой структуре, поведению в ассоциациях, формированию клик, и это наложило свой отпечаток на теоретические интересы. Этнические исследования начинают предоставлять количественные данные, которые переориентируют теоретика. Вполне можно предположить, что огромный, накопленный во время войны социологический материал — особенно исследовательским филиалом отдела информации и образования военного министерства, — материал, появившийся отчасти благодаря новым методам исследования, увеличит интерес к теории морального состояния группы, теории пропаганды и лидерства153. Но наверное, и этих примеров достаточно.
Сказанное не означает, что большое количество статистических материалов само по себе развивает теорию, а также что теоретический интерес обычно перемещается в те области, где в избытке есть подходящие статистические данные156. Более того, мы всего лишь привлекаем внимание к смещению акцента, а не оцениваем его. Вполне может быть, что при этом внимание переносится на проблемы, которые в теоретическом или гуманитарном смысле являются «незначительными»; это может отвлечь внимание от проблем с большей значимостью, переключая его на те, которые кажутся быстроразреши-мыми. Ввиду отсутствия детального исследования трудно утверждать что-нибудь определенное по этому вопросу. Но сама модель кажется достаточно ясной как в социологии, так и в других дисциплинах: когда благодаря применению новых методов появляются новые и ранее недоступные факты, теоретики обращают свой аналитический взор на осмысление этих данных и разрабатывают новые направления исследования. 15 Gabriel Tarde, Essais et melanges sociologique (Paris, 1895), 230—270. — Примеч. автора. 15a Как и оказалось после публикации работы: S.A. StoufTer et al. «The American Soldier». — Примеч. автора. 156 Статистические данные тоже способствуют достаточной точности в исследовании, чтобы подвергнуть теорию окончательной проверке; см. обсуждение функций точности в главе IV. — Примеч. автора. 4. Уточнение понятий (Эмпирическое исследование требует ясных понятий) Большая часть работы, называемой «теоретизированием», посвящена уточнению понятий, и это вполне оправдано. Именно в вопросе четкого определения понятий социологическое исследование и бывает зачастую несовершенным. Исследование, продиктованное интересом к методологии, может быть запланировано как установление причинных отношений без должного анализа переменных, используемых в исследовании. Этот методологический эмпиризм, как можно назвать план исследования без соотносительного интереса к уточнению основных переменных, характерен для большей части современного исследования. Так, в ряде эффективно задуманных экспериментов Чэпин находит, что «переселение семей из трущоб в муниципальные дома приводит к улучшению жизненных условий и социальной жизни этих семей»16. Или посредством контрольных экспериментов психологи выясняют, как влияет проживание ребенка у приемных родителей на его результаты тестов умственного развития17. Или опять-таки через эксперимент исследователи пытаются установить, достиг ли пропагандистский фильм своей цели — улучшить отношение к британцам. Эти несколько случаев — а они дают представление о большом числе исследований, способствующих развитию социологического метода, — объединяет то, что эмпирические переменные не анализируются с точки зрения их концептуальных элементов18. Как с присущей ей ясностью Ребекка Уэст сформулировала эту общую проблему методологического эмпиризма, «можно знать, что А, В и С связаны некими причинными связями, но никогда нельзя сколько-нибудь точно предугадать природу А, В или С». В результате эти исследования развивают исследовательские методики, но их данные не являются базой кумулятивной социологической теории.
Но в целом уточнение понятий, обычно считающееся областью теоретика, часто является результатом эмпирического изучения. Ис- 16 F.S. Chapin, «The effects of slum clearance and rehousing on family and community 17 R.R. Sears, «Child Psychology», в Wayne Dennis, ed., Current Trends in Psychology 18 Какими бы они ни были приблизительными, методики, подобные фокуси
следование, чутко осознающее свои собственные задачи, не может спокойно проигнорировать настоятельную необходимость уточнить понятия. Ибо основное требование исследования заключается в том, чтобы понятия, переменные были определены с достаточной ясностью, позволяя тем самым продолжить исследование. Этому требованию не соответствует тот вид дискурсивного изложения, который часто ошибочно называют социологической теорией. Уточнение понятий в ходе эмпирического исследования обычно заключается в установлении индексов рассматриваемых переменных. Чисто умозрительно можно сколько угодно рассуждать о «моральном состоянии» или «социальной сплоченности», не имея точного представления, какое значение закреплено за этими терминами, но ихне-обходимо уточнить, если исследователю предстоит заниматься своим обычным делом, систематически наблюдая примеры высокой и низкой степени морального состояния, социальной сплоченности или социального раскола. Если он не хочет застопориться в самом начале, он должен создать такие индексы, которые будут наблюдаемыми, достаточно точными и предельно ясными. Целое направление мысли, получившее название «операционализм», является лишь одним наглядным примером того, что исследователю требуется достаточно точное определение понятий, чтобы он мог приступить к работе. Это обычно понимают те социологи, у которых теоретическая ориентация сочетается с систематическим эмпирическим исследованием. Дюркгейм, например, несмотря на то что его терминология и индексы теперь кажутся приблизительными и спорными, четко осознавал необходимость создания индексов для своих понятий. Он неоднократно утверждал, что «необходимо... заменить внутренний факт, ускользающий от нас, на внешний, который его символизирует, и изучать первый через второй»19. Индекс, или знак концептуализированного предмета, находится в идеальном взаимно однозначном соответствии с тем, что он обозначает (и трудность установления этого отношения является, конечно, одной из главных задач исследования). Поскольку индекс и его объект связаны именно таким образом, можно задать вопрос, на каком основании один берется как индекс, а второй как индексированная переменная. Как полагал Дюркгейм и как заново указала Сюзан Лэнгер, индекс — это тот элемент в корреля- 19 Emile Durkheim, Division of Labor in Society (New York: Macmillan, 1933), 66; также: Les regies de la methode sociologique (Paris, 1895), 55—58; Le Suicide (Paris, 1930), 356 and passim. Cf. R.K. Merton, «Durkheim's Division of Labor in Society», American Journal of Sociology, 1934, 40, esp. 326—327, в которой затрагивается вопрос об индексах; подробно разработанный анализ см.: Lazarsfeld and Rosenberg, eds., The Language of Social Research, Intro. To Section I. — Примеч. автора.
8 Мертоп «Социальи. теория» ционнои паре, который является воспринимаемым, а второй, который почти (или совсем) недоступен, является теоретически релевантным20. Так, шкала установок делает доступными индексы таких установок, которые нельзя четко выделить во всяком ином случае, а экологическая статистика выявляет индексы разнообразных социальных структур в самых различных регионах. Таким образом, то, что в исследованиях, позволяющих ввести количественный подход (например, разработав шкалу), часто выглядит как тенденция, можно рассматривать как попытку уточнить понятия настолько, чтобы стало возможным проведение эмпирических исследований. Разработка обоснованных и наблюдаемых индексов становится определяющим моментом для использования понятий при проведении исследования. Заключительный пример покажет, как настоятельно исследование требует уточнения устаревших социологических понятий, которые на уровне дискурсивного изложения оставались недостаточно определенными и неуточненными. Концепция, являющаяся основной для социологии, гласит, что у индивидов есть множественные социальные роли и они склонны организовывать свое поведение с точки зрения определенных структурой ожиданий, связанных с каждой ролью. Считается далее, что чем менее интегрировано общество, тем чаще индивиды будут испытывать напряжение из-за несовместимости социальных ролей. Типичные случаи многочисленны и хорошо известны: католик-коммунист, испытывающий давление от партии и церкви, маргинал, страдающий от требований противоборствующих групп, женщина с престижной работой, разрывающаяся между семьей и карьерой. В каждом социологическом учебнике приводится масса примеров несовместимых требований, предъявляемых к людям с множественными ролями. Возможно потому, что она подвергалась лишь дискурсивным интерпретациям и редко была главным предметом систематического исследования, эту центральную проблему конфликтующих ролей еще предстоит существенно уточнить и разработать, не останавливаясь на том, что было достигнуто десятилетия назад. Томас и Знанецкий давно уже указывали, что конфликты между социальными ролями можно ослабить с помощью конвенционализации и сегментации ролей (закрепляя каждый набор ролевых требований за разными ситуациями)21. А другие отмечали, что частый конфликт между ролями является дисфункциональным и для общества, а не только для индивида. 20 Suzanne К. Langer, Philosophy in a New Key (New York: Penguin Book, 1948), 46— 21 W.l. Thomas and F. Znaniecki, The Polish Peasant (New York: Knopf, 1927), 1866— Но при этом не затрагивают очень многие бросающиеся в глаза проблемы: на чем следует основываться, прогнозируя поведение людей с конфликтными ролями? А когда нужно выносить решение, то какая роль (или какая групповая солидарность) превосходит другие по важности? При каких условиях та или другая оказывается господствующей? На уровне дискурсивного мышления предполагалось, что преобладающей окажется роль, с которой индивид отождествляет себя полнее всего; тем самым предлагалось тавтологическое псевдорешение проблемы. Или возьмем проблему прогнозирования поведения, вытекающего из несовместимости ролей: от этой исследовательской проблемы, требующей операционального уточнения понятий солидарности, конфликта, ролевых требований и ситуации, уходили, отделавшись замечанием, что конфликты ролей типичным образом приводят к фрустрации. Совсем недавно эмпирическое исследование потребовало уточнения ключевых понятий, связанных с этой проблемой. Были созданы индексы, характеризующие взаимное давление конфликтных групп, и проведены наблюдения за появившимся в результате поведением в определенных ситуациях. Началом работы в этом направлении послужило определенное обстоятельство; было показано, что в конкретной ситуации принятия решения, такой, как голосование, индивиды, испытывающие на себе эти перекрестные давления, реагируют следующим образом: они откладывают свое решение на потом. А при условиях, которые еще предстоит определить, они пытаются уменьшить конфликт, покидая поле битвы: они теряют интерес к политической кампании. И наконец, в этих данных есть указания на то, что в случаях перекрестного давления на избирателя основное значение обычно имеет его социально-экономическое положение22. Как бы то ни было, важным моментом является то, что в этом примере, как и в других, сами требования эмпирического исследования способствовали уточнению полученных понятий. В ходе эмпирического исследования возникают концептуальные вопросы, которые могут дол го оставаться неопознанными в теоретическом исследовании. Теперь остается сделать несколько заключительных замечаний. Мой анализ был исключительно посвящен четырем видам воздействия эмпирического исследования на развитие социальной теории: основанию, новой формулировке, переориентации и уточнению теории. Несомненно, есть и другие. Также несомненно, что акценты, расставленные в этой главе, можно неправильно понять. Можно прийти к а Lazarsfeld, Berelson and Gaudet, The People's Choice, Chapter VI, и следующая за этим работа: D. Berelson, P.F. Lazarsfeld and W.N. McPhee, KotogCUniversity of Chicago Press, 1954). — Примеч. автора. выводу, что я сделал обидное для теории и теоретика сравнение. Это не входило в мои намерения. Я лишь высказал ту мысль, что эксплицитно сформулированная теория не обязательно всегда предшествует эмпирическому изучению, что теоретик не обязательно является факелом, освещающим путь к новым наблюдениям. Порядок следования часто бывает обратным. Также недостаточно сказать, что эмпирическое исследование и теория должны вступить в брак, чтобы социология принесла законные плоды. Они должны не только дать друг другу торжественную клятву — им надо научиться жить вместе дальше. Нужно четко определить их обоюдные роли. В этой главе дается сжатый набросок такого определения.
Часть II Исследования по социальной и культурной структуре ВВЕДЕНИЕ В состав II части вошли восемь глав, в которых избранные проблемы социальной структуры рассмотрены с теоретических позиций функционального анализа. Глава VI, «Социальная структура и аномия», была впервые опубликована в 1938 году, но совсем недавно расширена и переработана. В ней есть примеры для освещения теоретической ориентации представителей функционального анализа, рассматривающих социалъно-девиантное поведение в качестве такого же продукта социальной структуры, как и конформистское поведение. Направленность этой ориентации находится в резком противоречии с ложным допущением (глубоко укоренившимся в теории Фрейда, а также лежащим в основе работ таких ревизионистов фрейдизма, как Фромм), согласно которому структура общества прежде всего ограничивает свободное выражение человеческих врожденных импульсов и человек в соответствии с этим периодически вступает в открытую борьбу с данными ограничениями ради достижения свободы. Подчас рядовые представители общества не слишком расположены к подобной свободе нравов и немедленно объявляют ее криминальной, патологической и социально опасной. Политическая философия, которую косвенно отражают подобные доктрины, — это, разумеется, теоретически не разработанный анархизм. По Фромму, это — человеколюбивый анархизм; в то время как у Фрейда и Гоббса концепция анархизма-вражды представляет человека, вступающего в общественный договор с целью защитить себя от этой вражды. В любом случае социальная структура выглядит как неизбежное зло: впервые возникнув из ограничения свободного выражения враждебных импульсов, она продолжает ограничивать их и впредь. В отличие от подобных анархических доктрин функциональный анализ рассматривает социальную структуру как активно продуцирующую новую мотивацию, которую невозможно предсказать на основе знания о врожденных человеческих побуждениях. Если соци- © Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006 альная структура и ограничивает некоторые предрасположенности к действию, то она создает и другие. Следовательно, функциональный подход отказывается от позиции, разделяемой различными индивидуалистическими теориями, полагающими, что разная интенсивность девиантного поведения в различных группах и социальных слоях является случайным результатом наличия в этих группах и слоях некоторого переменного числа патологических личностей. Вместо этого функциональный подход стремится к решению вопроса, каким образом социальная и культурная структура воздействуют на людей, занимающих различное положение в этой структуре, способствуя возникновению девиантного поведения в обществе. В шестой главе эта общая ориентация дает начало некоторым специфическим гипотезам о структурных источниках девиантного поведения. Мы считаем, что большая часть отклонений от институциональных требований является результатом глубинных, вызванных культурой мотиваций, которые не могут быть удовлетворены среди социальных слоев с ограниченными возможностями. Культура и социальная структура имеют разные цели. Комментируя отклонения от институциональных требований, я стремился объяснить, что некоторые девиации можно рассмотреть как новые образцы поведения, возникающие с большой вероятностью в тех подгруппах, которые не в ладах с институциональными нормами, соответствующими закону и поддерживаемыми другими группами. Недостаточно сослаться на «институты», как будто бы все группы и слои в обществе их поддерживают одинаково. Если мы не рассмотрим систематически степень поддержки отдельных институтов специфическими группами, мы не заметим важное место власти в обществе. Говоря о «легитимной власти» или авторитете, мы часто используем упрощенное или ошибочное выражение. Власть может быть легитимной для некоторых групп без легитимности для всех групп в обществе. Поэтому было бы ошибочно описывать нонконформизм по отношению к отдельному социальному институту просто как де-виантное поведение: возможно, он символизирует начало нового альтернативного образа жизни с его собственными особыми требованиями к моральной обоснованности. Таким образом, в 6-й главе я рассматривал в первую очередь распространение теории функционального анализа на проблемы социальных и культурных изменений. Как я уже отмечал в другом месте, представители функциональной социологии и антропологии проявляют наибольший интерес к проблемам «социального порядка» и «сохранения социальных систем»; их научное внимание обычно направлено на изучение процессов, посредством которых социальная система остается в значительной степени неизменной. Вообще они не уделяют большого внимания процессам, детерминирующим основные изменения в социальной структуре. И если анализ, предложенный в главе 6, не дал существенных решений в этом направлении, то по крайней мере мы признаем значение проблем социальной динамики и изменений и ориентируемся на них. Ключевыми понятиями, восполняющими разрыв между статикой и динамикой в функциональной теории, являются понятия «деформация», «напряжение», «противоречие» или «расхождение» (несоответствие между составляющими элементами социальной или культурной структуры). Подобные деформации могут быть как дисфункциональными для существующих в социальной системе в определенное время форм, так и инструментальными, приводящими к изменениям в этой системе. В любом случае они влияют на возникновение изменений. Когда социальные механизмы, контролирующие их, действуют эффективно, эти деформации сдерживаются в таких пределах, которые ограничивают изменения социальной структуры. (В некоторых системах политической теории и идеологии действие этих контрольных механизмов названо «уступками», «компромиссами», препятствующими процессу основных структурных изменений.) Все это не говорит, конечно, о том, что только эти деформации влияют на процесс возникновения изменений в социальной структуре. Но они действительно отражают в теории исключительно важную причину изменений, ставшую объектом довольно длительных кумулятивных социологических исследований. Среди проблем, избранных для дальнейшего исследования, назовем следующие: степень фактической ассимиляции одних и тех же индуцированных культурой ценностей и целей в различных социальных слоях американского общества*; действие социальных механизмов (таких как социальная дифференциация), которые минимизируют деформации, возникающие из этих видимых противоречий между культурными целями и социально ограниченным доступом к этим целям; действие психологических механизмов, посредством которых несогласованность между индуцированными культурой стремлениями и социально осуществимыми достижениями становится терпимой; функциональное значение различных нефинансовых вознаграждений для стабильности социальной системы, обладающей различными сферами занятости (возможно, таким образом, сдерживающих некоторую невыносимую напряженность); степень давления этих деформаций как на культуру * Шаг в этом направлении был сделан Гербертом Хайманом; Herbert H. Hyman, «The value systems of different classes», in Reinhard Bendix and Seymyr Martin Lipset (editors), Class, Status and Power: A Reader in Social Stratification (Giencoe: The Free Press, 1953), 426—442. — Примеч. автора. в целях ее изменения (замена «чувства безопасности» на «честолюбие» как приоритетную ценность), так и на социальную структуру (изменение правил взаимодействия ради расширения области экономических и политических возможностей для людей, лишенных их ранее). Со времени первого издания этой книги некоторые из указанных проблем были систематически изучены. В главе 7, подготовленной заново, я подробно рассмотрел эти исследования (включая отчасти выводы этих исследований в переработку ранней статьи) ради выявления существенного значения последовательных разработок и концепций для развития такой дисциплины, как социология. Таким образом, я уверен, можно подчеркнуть значение последовательности в теоретических и эмпирических исследованиях, которые расширяют, модифицируют и корректируют ранние формулировки и, следовательно, соответствуют признакам систематического исследования. Функциональная теория используется для анализа бюрократической структуры и личности в главе 8 так же, как и для анализа девиан-тного поведения в двух предшествующих главах. Я вновь допускаю, что структура воздействует на людей, различным образом включенных в нее, и вынуждает их развивать культурные предпочтения, социальные поведенческие формы и психологические склонности. И еще раз я допускаю: то, что является истинным для социального конформизма и функций, является столь же верным для девиаций и дисфункций. Мы убедились, что девиации не обязательно дисфункциональны для социальной системы, а конформность не всегда функциональна. Функциональный анализ бюрократической структуры дает представление о том, что при определенных условиях конформизм по отношению к регулирующим инструкциям может стать дисфункциональным как для осуществления структурных целей, так и для различных общественных групп, которым должна служить бюрократия. В подобных случаях инструкции применяются даже тогда, когда обстоятельства (первоначально сделавшие их функциональными и эффективными) настолько существенно изменились, что конформизм по отношению к правилам лишает их целесообразности. Очевидно, это далеко не новая точка зрения, хотя бы в свете библейского различия между духом и буквой. На протяжении многих веков люди отмечали, что нормы, однажды санкционированные благодаря культурным ценностям, продолжают оставаться обязательными, даже когда изменившиеся условия сделали их устаревшими. Действительно, это еще одно из старых, укоренившихся наблюдений, настолько обычных и банальных, что их привычность вредит глубокому пониманию. В результате важный социологической смысл этого обще- принятого утверждения еще не был серьезно изучен, то есть изучен систематически и с техническим мастерством. Каким образом в бюрократической организации непреклонность такого рода становится неизбежной? Потому ли, что инструкции слишком сковали бюрократический персонал, или потому, что инструкции были насквозь пропитаны определенными аффектами и чувствами, вследствие чего они остаются жестко закрепленными и неизменными, даже когда они не соответствуют более своему функционированию? Долг, честь, верность, порядочность — это только несколько высоких слов, якобы описывающих конформизм к определенным социальным нормам. Будут ли эти нормы более непреложными и, следовательно, более устойчивыми к изменению, чем нормы, рассматриваемые как полностью инструментальные? Подобные вопросы рассмотрены в главе 8. В этой главе бюрократические дисфункции рассмотрены как происходящие не только от слишком точной и неизменной регламентации в изменившихся обстоятельствах, но и от распада обычно саморегулирующегося социального механизма (например, ориентация бюрократов на хорошо организованную карьеру может привести при определенных условиях к чрезмерной предусмотрительности, а не просто послужить в качестве наиболее эффективного критерия конформности к регулирующим инструкциям). Принимая во внимание растущий интерес к механизмам саморегуляции в социальных системах (данный интерес нашел отражение в понятиях «социальный гомеос-таз», «социальное равновесие», «механизмы обратной связи»), в первую очередь необходимо обратиться к эмпирическому исследованию условий, при которых подобные, когда-то объединяющие механизмы прекращают саморегуляцию и становятся дисфункциональными для социальной системы. Как недавно показали исследования Филипа Селзника «Администрация Долины Теннеси и народ»*, эта теоретическая проблема может быть эмпирически исследована в бюрократической организации с большим успехом, поскольку здесь взаимосвязи структуры и механизмов наблюдать легче, чем в менее организованной социальной системе. Не только глава 8 посвящена отношению бюрократической структуры к развитию личности профессионала, но и глава 9 рассматривает осложнения, ограничения и возможности, с которыми может встретиться профессиональный социолог-эксперт в государственной бюрократии. Обе главы исследуют, во-первых, общие структурные проблемы бюрократии и, во-вторых, проблемы социологии занятости. Очевидно, обе эти области социологии требуют намного больше кумулятивных эмпирических исследований, чем ранее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|