Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика американской модели менеджмента.




Впитал в себя основы классической школы. Л.Гьюлик и Л.Урвик внесли большой вклад в популяризацию основных положений классической школы. Другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Современный америк.менеджмент в том виде какой сложился в наст.время базир-ся на 3х исторических предпосылках:

1.наличие рынка

2.индустриальный способ орг-ии произ-ва

3.корпорация как основная форма предпринимательства

Американский экономист Р.Хейлбронер указал на 3 исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общ-ва:традиции, приказы и рынок. Традиц.подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общ-ва посред-м сложившихся традиций от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы, рыночный- предусматривает распределение с пом. рынка без какого либо вмешат-ва общ-ва. Этот подход наиб.эффективен. он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя которые самостоятельно устанав.цены требования к качеству товара и проч. рыночные отношения часто треб.принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность рынка за их разработку и принятие. Совр. Американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимат-ва как корпорация(акционерное общ-во), возникшую еще в начале 19го века. Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга Берли и Минз «Современная корпорация и частная собственность»(1932). Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли распределяющ-ся пропорционально кол-ву принадлежавших им акций. Корпорации пришли на смену неб-м предприятиям в кот-х вся собствен-ть принадлежала влад-м капитала, и они пол-тью контролировали деят-ть рабочих. По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собствен-ти от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Реальная власть по упр-ю корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В модели америк.менеджмента и в наст.время корпорация явл-ся основной структурной единицей. Американские корпорации широко использ.в своей деят-ти стратегическое управление. Слово «стратегия» в переводе с греч. означает искусство генерала. В общ.виде это способ использования средств и ресурсов направленных на достижение целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Содержание стратег.управления заключ.в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, а также в осущ-ии управ-я в реальном масштабе времени. Разработанная стратегией корпорация впослед-ии превращ-ся в текущие производственно-хозяйственные планы подлежащие реал-ии на практике. Концепция стратег.управ.основана на системном и ситуационном подходах к менеджменту. Предприятие рассматривается как открытая система. Основой стратег.управления явл-ся системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (НИОКР, кадры и их потенциал, финансы, орг.культура и проч.) среды. Стратег.управление треб.создание организационно стратегической структуры в состав которой входит отдел стратег.развития на высшем уровне управ-я и стратегические хоз-е центры(Схц). Каждый схц объединяет неск-ко производ-х подразд-й фирмы выпуск-х однотипную продук-ю, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Схц отвечает за своевременную разработку конкурентоспособной прод-ии и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска прод-ии по номенклатуре. ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПЛАНОВОЙ РАБОТЫ КОРПОРАЦИИ ЯВЛ-СЯ стратег.планирование возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратег.планирование сдерживает стремление руководителей к получению макс.текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратег.планирование позвол.руков-ву корп-ии установить обоснованные приоритеты распределения ограниченных как правило ресурсов. созд.базу для принятия эффектив-х управленческих решений. В 60е годы все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их соц.-эконом. положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению что целый ряд орг-ий не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстроменяющейся социальной среды. След-м сложившегося положения было появление доктрины «производственная демократия(демократия на рабочих местах)», связанной вовлечением в упр-е непрофессионалов как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д.,т.е. внешней по отн-ю к предприятию среды. Нек-е американские авторы назыв.привлечение непрофессионалов к упр-ю 3й революцией в упр-ии. 1я революция по их мнению связана с отделением управления от произв-ва и с выделение его в особый вид управленческой деят-ти. 2я революция характериз-ся появлением менеджеров то есть людей особой профессии. Производственная демократия или партисипативное управление сало рассматриваться как форма соучастия всех работников орг-ии в принятии решений затрагивающих их интересы. Авторами идеи принято считать социологов Коула и Горца, которые предлагали управление корпорациями осущ-ть посред-м производственных советов контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в орг-ии. Целью явл-ся совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Предполагает расширение привлечения работников к управлению по след. направлениям: 1.предоставление работникам права самостоятельного принятия решения. 2. привлечение работников к процессу принятия решения(сбор необходимой информации, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т.п.). 3. предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы. 4. участие работников в совершенствовании деятельности как всей орг-ии в целом, так и отдельных ее подразделений. 5.предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и проч. в наст. Время в США получили распространение 4 основные формы привлечения рабочих к управлению:

1.участие рабочих в упр-ии трудом и кач-вом прод-ии на ур-не цеха.

2.создание раб.советов(совместных комитетов рабочих и управляющих)

3.разработка систем участия в прибыли

4.привлечение представителей рабочих в советы директоров корпорации

В 60е годы в США получили распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества. След. Отметить что идея создания кружков принадлежит американским спец-м по прикладной статистике Демингу и Джурану, однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. Только во второй половине 70х годов они получили распространению в американских корпорациях. След. отметить привлечение рабочих к участию высших органов управ-я в корпорациях. Для снижения сопротивления рабочих организ-м изменениям разрабатыв-ся программы повышения качества трудовой жизни, с пом.которых работники привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации произ-ва, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. Авторы книги организация бизнеса и менеджмент петерсон и плоумен развивая теорию управления опред.менеджмент как психологический процесс осущ-я руководства подчиненными посред-м которого удовл-ся главные человеческие стремления. Видный представитель американского менеджмента Питер Друкер выступает против расширенного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающую различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

1. содержание менеджмента в целом аналогично в разных стран но методы его различны

2.в центре внимания наход-ся человек аоторый должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деят-ти с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

3.задачей менеджмента явл-ся направление действий всех работников на достижение общих целей предприятия

4.задачей явл-ся также и постоянное развитие способностей потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения.

5.каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осущ-ся посред-м коммуникаций

6.в конечном счете деят-ть предприятия оценив-ся большим количеством разнообразных способов и средств.

7.оценка и результат деят-ти предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих обязат-х фун-й присущих труду любого менеджера:

1.определение целей предприятия и путей их достижения

2.организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание орг.структуры и т.д.)

3.создание системы мотивации и координации деят-ти работников

4.анализ деят-ти орг-ии и контроль за работой персонала.

5.обеспечение роста людей в организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...