Пятилетка эффективности и качества.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В докладе Брежнева основные направления развития хозяйства СССР на 76-80 годы много говорилось об интенсификации производства, без которой значительное повышение его эффективности в условиях развития НТП трудно представить. В этой связи особый упор делался на улучшение системы управления, на микро и макро уровнях. Решающим звеном становятся дальнейшее управление экономикой в самом широком смысле слова. Управленческая и прежде всего плановая деятельность должна быть нацелена на конечные народно-хозяйственные результаты. Очень важным в улучшении руководства экономикой признавалось совершенствование организационной структуры и методов управления. Главная задача 5 летки следующая: осуществление курса на подъём материального благосостояния и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности, ускорения НТП, повышение производительности труда, всемирного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства. На самом деле благие намеренья расходились с практикой. Противоречия между теорией и практикой, между объявленными целями и достигнутыми результатами становились всё больше очевидными. Действующие методы измерения экономического роста оценки и стимулирования хозяйственной деятельности были теоретически несостоятельны и практически расточительны. Предприятия получают плановые процентные задания от выше стоящих органов, которые не несут ответственность перед предприятиями за диспропорции в планах. Поскольку планы производства, финансирования, кредитования, материально-технического снабжения не согласованы друг с другом.
Управленческая сущность перестройки и переход к рыночному регулированию экономики. Суть перестройки, так же как и время в течение, которого она должна быть произведена. Толком не знал её даже инициатор. Все свои мероприятия связанные с изменениями в управлении обществом Горбачев называл перестройкой. Что касается управлением экономикой то здесь «перестройка» началась с шумной политической компании получившей краткое название «ускорение» и по существу направленной на повышение темпов социально-экономического развития СССР. В советской экономике это была 3 подобная компания. 1. начатая Хрущёвым после смерти Сталина называлась «Период развёрнутого строительства коммунистического общества. 2. Брежнев и Косыгин. В постановлении 65 года принятом в связи с началом экономического форума зафиксирована, что вся система планирования руководство производством и материального поощрения должна быть направлена на обеспечение высоких темпов роста производства и его эффективности. Этот этап назывался «Этап развитого социализма» В обоих случаях удалось повысить темпы роста экономики и добиться определённого улучшения материального и культурного уровня народа. Однако постепенно государство возвращалось на начальные позиции, и жизненный уровень оказывался ниже прежнего. 3. Попытка ускорения Горбачева оказалась самой кратковременной. Ему не удалось даже неуклонное ухудшение социально-экономического положения, а экономический кризис в эпоху перестройки обострился. Всё это завершилось развалом народного хозяйства СССР и ликвидации советской политической системы. Достижения НТП создали благоприятные условия для перехода со второй половины 20 века на интенсивный путь развития суть которого – увеличение производства товаров и услуг при тех же или меньших затратах.
Зарубежные страны с рыночной экономикой уверенно и с нарастающей активностью проводили курс на интенсификацию производства и добивались замечательных успехов. По иному складывалась судьба интенсификации в плановой экономики, где темпы роста экономики измерялись по объёму производства в рублях и использовались затратные методы оценки и стимулирования хозяйственной деятельности. Для прироста каждого процента темпа требуется соответственно увеличенная сумма производства в рублях. Интенсификация ведёт к снижению затрат, следовательно измерение экономического роста по общему объему в рублях от достигнутого уровня ведёт к падению темпов роста и уменьшению фонда зарплаты, потери других видов материального и морального стимулирования. Опытные руководители не были заинтересованы в освоении дешёвых изделий. В сфере управления экономикой в годы Горбачёва 1. 87 – ускорение социально экономического развития 2. 89 – радикальная экономическая реформа 3. 90 - переход к рыночным отношениям Течение первых 2 периодов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что привело к обострению экономического кризиса. Накручивание «липового» объёма производства в рублях и искусственное завышение цен, перевыполнение планов по дорогим изделиям и срыв заданий по дешёвым привело к: - Усиление диспропорции между отраслями и сферами общественного производства - Систематическое невыполнение планов выпуска продукции в натуральном выражении привело к плановой анархии производства, разбалансированию потребительского рынка, поскольку ежегодно в народное хозяйство накачивались 10 миллиардов рублей в фонд зарплаты за липовый объём производства в рублях, создавался дефицит на всё - Увеличение эмиссии денег, рост дефицита государственного бюджета, рост внешней задолженности. Всё это дискредитировало плановую систему управления экономикой и объективно содействовало её развалу.
Программа 500 дней. Для того, что бы развалить экономический фундамент единого народного хозяйства который был итогом социалистической революции понадобилось 500 дней. К переходу рыночному регулированию экономики предшествовали серьёзные изменения в период Горбачёвской перестройки.
- Отменена была статья конституции о «Руководящей и направляющей роли КПСС. - Осуществлён переход к много партийности, введены альтернативные выборы, ликвидирована цензура в СМИ, введена гласность. В мае 90 годов Рыжков выступил с докладом об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономики. Депутаты курс на переход к рынку одобрили и предложили правительству доработать программу с учётом обсуждения в парламенте альтернативных предложений. Более 100 альтернативных вариантов перехода к рыночной экономике можно было разделить на 3 группы: 1. Варианты внерыночного развития, по сути «косметический ремонт административно-командной системы управления». В целом направление было отклонено. 2. Варианты рыночного экстремизма. Цены складываются стихийно под воздействием спроса и предложения. Производители полностью самостоятельны. Такое направление развития экономики исключало вмешательство государства. 3. варианты регулирования рыночной экономики. Это направление было определено наиболее целесообразным, то есть была поддержана правительственная программа. В сентябре 90 года верховный совет СССР одобрил программ «500 дней» разработанную под руководством Шаталина и которую он рекомендовал правительству для реализации. Но союзное правительство возражало, называя программу методом шокотерапии. В итоге был принят компромиссный вариант перехода к рынку, по разному оцененный в союзных республик. Большинство, из которых объявили о своей независимости и стремились к экономической самостоятельности. В августе 91 года процесс обретения республиками политической и экономической состоятельности приобрёл необратимый характер. Важную роль в этом сыграла программа «500 дней» главной целью, которой была срочная ликвидации плановой системы и создание условий рыночного регулирования экономики путём стихийных цен, образующихся под воздействие спроса и предложения. В итоге эта программа теоретическим обоснованием практической ликвидации единого народно-хозяйственного комплекса СССР по принципу разрушим всё до основания. Блицкриг развала плановой системы управления намного опередивший формирование рыночных структур является одним из решающих факторов глубокого и продолжительного кризиса экономики в России и друг странах содружества независимых государств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|