Заставляет основать теорию) 11 глава
© Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006 1 Для изучения понятия «рациональная организация» см. Karl Mannheim, Mensch unciGeselhchaft im Zeilalterder Umbaus (Leiden: A.W. Sijthoff, 1935), esp. 28 ft - Примеч. автора. чиненный защищен от произвольных действий своего начальника, поскольку взаимно признанный ряд правил сдерживает поступки каждого. Специальный процедурный механизм способствует развитию объективности и ограничивает «быстрое проведение побуждения в действие»2. Структура бюрократии Бюрократия является идеальным типом такой формальной организации. Во многих отношениях классический анализ бюрократии был сделан Максом Вебером3. Как показал Вебер, бюрократия предполагает точное распределение нескольких интегрированных видов деятельности, которые рассмотрены как обязанности, неотделимые от должности. В регулирующих инструкциях установлена система разграничения типов контроля и санкций. Распределение ролей происходит на основе специальной квалификации, которая определяется через формализованную, объективную процедуру (например, экзамен). В структуре иерархически организованной власти деятельность «подготовленных и получающих установленный оклад штатных экспертов» подчинена общим, абстрактным и ясно определенным правилам, которые исключают необходимость издания специальных инструкций для каждого отдельного случая. Универсальность правил требует постоянного использования категоризации, с помощью которой определенные критерии применяются для классификации и соответствующего рассмотрения отдельных проблем и обстоятельств. Как правило, чиновник получает назначение на должность либо благодаря начальству, либо пройдя объективную экспертизу; он не является избираемым лицом. Степень гибкости в бюрократии достигается с помощью избранных высших функционеров, которые, предполагается, выражают волю электората (например, гражданского общества или совета директоров). Выборы высших чиновников предназначены для влияния на цели организации, но технические процедуры для достижения этих целей выполняются неизменным бюрократическим персоналом4.
2 H.D. Lasswell, Politics (New York: McGran-Hill, 1936), 120—121. — Примеч. автора. 3 Max Weber, WirtschaftundGesellschaft (Tubingen: J.C.B. Mohr, 1922), Pt. Ill,chap. 4 Karl Mannheim, Ideology and Utopia (New York: Harcout, Brace, 1936), 18n., 105 ff. Большинство бюрократических должностей предполагают вероятность долговременного пребывания в должности при отсутствии разрушающих факторов, которые могут сократить размер организации. Бюрократия стремится к максимальным гарантиям профессиональной безопасности5. Функция гарантированного пребывания в должности, пенсий, пособий, возрастающего должностного оклада и упорядоченной процедуры продвижения по службе заключается в том, чтобы обеспечить полноценное исполнение служебных обязанностей, несмотря на посторонние влияния6. Главное достоинство бюрократии в ее технической эффективности, она вознаграждается за точное, быстрое и квалифицированное управление, последовательность и ответственность, а также оптимальный ответ на поступивший сигнал. Именно бюрократическая структура обращается к полной ликвидации личных взаимоотношений и нерациональных соображений (враждебности, страха, аффективных осложнений и т.д.). С ростом бюрократизации становится очевидным для всех, кто хочет видеть, что управление людьми в очень значительной степени определяется их социальными отношениями по поводу средств производства. Это больше не может выглядеть только догмой марксизма, это — упрямый факт, который должен быть признан всеми, совершенно независимо от их идеологической принадлежности. Бюрократизация сразу делает очевидным то, что первоначально было туманным и непонятным. Все больше и больше людей обнаруживают, что для того, чтобы работать, они должны быть кем-либо наняты. Для того, чтобы работать, человек должен иметь инструменты и оборудование. Но инструменты и оборудование все в большей степени находятся в распоряжении бюрократии, частной или государственной. Следовательно, человек должен быть нанят бюрократией ради доступа к инструментам, ради работы и ради возможности жить. В этом смысле бюрократизация влечет за собой отделение человека от средств производства (на современном капиталистическом предприятии или на государственном коммунистическом предприятии образца 50-х годов), а в постфеодальной армии бюрократизация влечет за собой полное отделение человека от орудий уничтожения. Типично, что ни рабочий не имеет больше собственных инструментов, ни солдат — собственного оружия. И в этом специфическом смысле все больше и
5 E.G. Cahen-Salvator предполагает, что бюрократический персонал состоит в 6 H.J. Laski, «Bureaucracy», Encyclopedia of the Social Sciences. Эта статья написана больше людей становятся рабочими либо в «синих воротничках», либо в «белых воротничках», либо в «крахмальных рубашках». Так, например, создается новый тип научного работника как ученого, «отделенного» от своего специального оборудования, — в конце концов, физик не владеет своим собственным циклотроном. Для того чтобы осуществить свое исследование, он должен быть нанят бюрократией, распоряжающейся лабораторными ресурсами. Бюрократия — это такая администрация, которая почти полностью избегает публичного обсуждения своих методов, хотя возможны случаи публичного обсуждения ее политики7. Полной секретности не придерживается ни государственная, ни частная бюрократия. Полагают, что она необходима для охраны ценной информации от частных экономических конкурентов или от иностранных и потенциально враждебных политических групп. И хотя, возможно, не часто, но так называемый шпионаж среди конкурентов существует и в системах частного экономического предпринимательства (простой или сложно организованный), и в системах национальных государств. Но если необходимо публично защищать основу всех решений и политики, то должны быть обнародованы и смета расходов, и список заказчиков, и новые технологические процессы, и производственные планы — все, что обычно рассматривают как существенные секреты частной экономической бюрократии.
Дисфункции бюрократии В предыдущем рельефном очерке подчеркнуты позитивные достижения и функции бюрократической организации и почти полностью отброшены внутреннее напряжение и деформация подобной структуры. Тем не менее общество в целом явно подчеркивает несовершенство бюрократии, о чем говорит тот факт, что «мерзкий гибрид», «бюрократ» — стал эпитетом, бранным словом. Переход к изучению негативных аспектов бюрократии возможен благодаря применению таких понятий, как «вышколенная недееспособность» (Веблен), «профессиональный психоз» (Дьюи) или концепции «профессиональной деформации» (Варно). «Вышколенная недееспособность» относится к такому положению дел, при котором способности должностного лица функционируют как «несостоятельность» или «мертвая зона». Действия, которые основаны на обучении и навыках, успешно применяемых в прошлом, могут в итоге превратиться в ' Weber, op. cit., 671. — Примеч. автора. несоответствующие реакции при изменившихся обстоятельствах. Недостаток гибкости в применении навыков, воли в меняющихся условиях, приводит к более или менее серьезному несоответствию обстоятельствам8. Воспользуемся примером с птичьего двора, приводимым в этой связи Берке. Легко приучить цыплят воспринимать звук колокольчика как сигнал к получению корма. Тот же самый колокольчик может быть использован в час, роковой для приученных цыплят, чтобы созвать их, когда им будут рубить головы. Вообще если человек предпринимает меры в соответствии со своими прежними знаниями, не понимая, что новые условия существенно отличаются от старых, то именно высокое качество обучения может привести к принятию неверной процедуры. Вновь вернемся к Берке, к его почти эхолалической фразе: «Люди могут оказаться непригодными из-за их подгонки к негодной пригодности»; их обученность становится неполноценностью.
Понятие профессионального психоза, используемое Дьюи, основано во многом на сходных наблюдениях. Как результат ежедневной рутины люди вырабатывают особые предпочтения, антипатии, пристрастия и акценты9. (Дьюи использует термин «психоз» для обозначения «ярко выраженной характерной особенности ума».) Этот психоз развивается из-за требований, предъявляемых к человеку особой структурой его профессиональной роли. И у Веблена, и у Дьюи используемые понятия относятся к фундаментальной амбивалентности. Любое действие можно рассмотреть с точки зрения «того, что достигается», и «того, что не удается достичь». «Способ видеть также является способом не видеть — фокус на объекте А предполагает пренебрежение объектом В»10. Вебер, обсуждая этот вопрос, почти исключительно интересуется тем, что бюрократическая структура достигает: точность, надежность, эффективность. Та же самая структура может быть изучена с другой точки зрения, предполагающей амбивалентность. Что мешает организации, запланированной для достижения этих целей? По причинам, которые мы уже указывали, бюрократическая структура оказывает постоянное давление на чиновника для того, чтобы он был «методичным, предусмотрительным, дисциплинированным». Если бюрократия должна действовать успешно, она обязана достичь высокой степени надежности поведения, исключительной степени конформности по отношению к предписанным образцам действия. 8 Для дальнейшего обсуждения и применения этих понятий см. Kenneth Burke, 9 Ibid, 58—59. — Примеч. автора. 10 Ibid, 70. — Примеч. автора. И из этого следует фундаментальное значение дисциплины, которая может быть развита так же сильно в религиозной и экономической бюрократии, как и в армии. Дисциплина может быть эффективной только в том случае, если идеальные формы поддерживаются сильными чувствами, которые влекут за собой преданность обязанностям, тонкое восприятие ограничения власти и компетенции и методичное исполнение рутинных обязанностей. Эффективность социальной структуры зависит в конечном счете от группы участников, вдохновленных соответствующими установками и чувствами. Как мы увидим, для внушения и укрепления этих чувств в бюрократии существуют определенные мероприятия.
Иногда можно заметить, что для обеспечения дисциплины (необходимой надежности реакций) эти чувства даже более сильны, чем это формально необходимо. Существует, так сказать, запас прочности в воздействии, которое оказывается на бюрократа для подчинения его формальным обязанностям. Это во многом похоже на заложенные инженером при проектировании опор моста добавочные денежные выплаты (смету, преувеличенную из предосторожности). Но именно это усиление ведет к перенесению чувств с целей организации на отдельные детали поведения, требуемые правилами. Строгое соблюдение правил, первоначально задуманное как средство, превращается в самоцель, происходит хорошо известный процесс замены цели, из-за которого «техническая ценность становится конечной ценностью»". Дисциплина, легко интерпретируемая как конформизм к регулирующим инструкциям в любой ситуации и не рассматриваемая как мера, запланированная для специальной цели, тем не менее становится непосредственной ценностью для бюрократа в организации, с которой связана его жизнь. Такой акцент, возникающий из замены пер- 11 Этот процесс часто наблюдают в различных контекстах. Одним из его аспектов является гетерогония целей Вундта, другим — парадокс следствий Макса Вебера. См. также исследования МакИвера по трансформации цивилизации в культуре и замечание Лассуелла, что «человек отличается от животного своей неограниченной способностью достигать запланированной цели». См.: Merton, «The unanticipated consequences of purposive social action», American sociolodical Review, 1936, 1, 894—904. С точки зрения психологического механизма, этот процесс наиболее полно проанализирован Гордоном Олпортом, в обсуждении «функциональной автономности мотивов» Олпорт уточняет ранние формулировки Вудворта, Толмена и Вильяма Стерна и приходит к формулировке процесса с точки зрения индивидуальной мотивации. Он не рассматривает те фазы социальной структуры, которые ведут к «трансформации мотивов». Формулировка, принятая в этой главе, таким образом дополняет анализ Олпорта; одна подчеркивает психологический механизм, другая рассматривает напряжение в социальной структуре. Конвергенция психологии и социологии в этом центральном понятии наводит на мысль, что возможен концептуальный мост между двумя дисциплинами. См.: Gordon W. Allport, Personality (New York: Henry Holt & Co., 1937), chap. 7. — Примеч. автора. воначальной цели, развивается в непреклонность и неспособность легко справляться с регулированием вопросов. Формализм, даже ри-туализм, стремится с настойчивостью, не вызывающей сомнений, к педантичному исполнению правил и к формализованным процедурам12. Это может быть преувеличено до такой степени, когда первоначальная забота о конформистском отношении к правилам начинает наносить вред целям организации, в этом случае мы получаем хорошо известный феномен формализма или волокиты чиновников. Крайним продуктом этого процесса «замены цели» является бюрократ-виртуоз, который никогда не забывает единственное правило, сковывающее его действие, и поэтому не способен помочь большинству своих клиентов13. Подходящим примером того, как строгое признание границ полномочий и буквальное строгое исполнение правил дают такой результат, является ужасное положение Бернета Бальхе-на, пилота адмирала Берда, во время перелета через Южный полюс. Согласно постановлению Департамента труда, ему нельзя выдать документы о получении гражданства США. Бернет Бальхен, уроженец Норвегии, декларировал свое намерение в 1927 году. Признано, что он не исполнил условие пятилетнего постоянного пребывания в Соединенных Штатах. Он выбыл из страны в связи с антарктической экспедицией адмирала Берда, хотя он был на корабле, несущем американский флаг, был бесценным членом американской экспедиции и находился в регионе, на который американцы предъявляют притязания, поскольку он исследуется и заселяется американцами и поэтому является Малой Америкой. Бюро натурализации объяснило, что не может исходить из допущения, что Малая Америка является американской землей. Это было бы нарушением международного права, где подобные вопросы не предусмотрены. Поэтому бюро натурализации полагает, что Бальхен был вне пределов страны и формально не исполнил закон о натурализации14. Структурные источники сверхконформизма Подобная неадекватность в ориентации, которая включает вышколенную недееспособность, несомненно, возникает из структурных источников. Можно сделать краткое резюме этого процесса. (1) Эф- 12 См.: Е.С. Hughes, «Institutional office and the person», American Journal ofSociology, 13 Mannheim, Ideology and Utopia, 106. — Примеч. автора. 14 Цитируется из Chicago Tribune (June, 24,1931, p. 10) by Thurman Arnold, The Symbols фективная бюрократия требует надежности реакций и беззаветной преданности, не допускающей отклонений от регулирующих инструкций. (2) Подобная преданность правилам приводит к их трансформации в самодовлеющие правила; они не могут больше восприниматься как подчиняющиеся ряду целей. (3) Это мешает быстрой адаптации при особых обстоятельствах, которые не были детально предусмотрены теми, кто создавал общие правила. (4) Таким образом, именно те элементы, которые способствуют эффективности в общем, являются причиной бездействия в особых случаях. Члены бюрократических групп, глубоко проникнувшись тем значением, которые эти правила имеют для них, все же редко доходят до полной неадекватности. Но иногда эти правила становятся скорее символическими, чем строго утилитарными. До сих пор мы рассматривали прочно укоренившиеся чувства, позволяющие относиться к строгой дисциплине как к чему-то данному. Тем не менее можно думать, что определенные черты бюрократической организации так способствуют этим чувствам. Жизнь должностного лица планируется для него желанием «сделать карьеру», то есть добиться более высокого положения, пенсий, возрастающей оплаты труда и т.д., причем все это призвано обеспечить стимулы для дисциплинированного поведения и конформистского отношения к служебным правилам15. Подразумевается, что чиновник по большей части приспособит свои мысли, чувства и действия к перспективам своей карьеры, что и происходит на самом деле. Но именно эти механизмы, которые увеличивают вероятность конформизма, ведут также к преувеличению значения строгого выполнения инструкций, что вызывает робость, консерватизм и формализм. Смещение чувств от целей к средствам способствует развитию огромного символического значения средств (правил). Другая черта бюрократической структуры направлена на получение во многом сходных результатов. У функционеров есть представление об общности судьбы всех, кто работает вместе. Они разделяют одни и те же интересы, конкуренция относительно невелика, поскольку продвижение по службе зависит от старшинства. Таким образом, внутри группы агрессивность минимизирована, и, следовательно, эта согласованность является позитивно функциональной для бюрократии. Тем не менее дух группы и неформальная социальная организация, которая обычно формируется в такой ситуации, часто ведет пер- 15 Mannheim, Mensch und Gesellschaft, 32—33. Манхейм подчеркивает важность «Lebensplan» и «Amtskarriere» См. комментарии Hughes, op. cit., 413. — Примеч. автора. сонал к защите своих укоренившихся интересов более, чем к содействию своим клиентам и избранным высшим должностным лицам. Как писал ректор Лоуелл, если бюрократы уверены, что их статус неадекватно признан вступившим в должность избранным официальным лицом, подробная информация будет утаиваться от него, что приведет его к ошибкам, за которые он будет нести ответственность. Или, если он стремится полностью доминировать и таким образом нарушит полноту функций бюрократии, он может получить документы в таком количестве, что не сможет управиться с тем, чтобы подписать их, даже не читая16. Это иллюстрирует оборонительную позицию неформальной организации, которая стремится возникнуть всякий раз, как только появляется явная угроза целостности группы17. Было бы слишком большим снисхождением и отчасти ошибкой отнести подобное сопротивление бюрократов просто к законным интересам. Законные интересы противостоят какому-либо новому порядку, который либо отменяет, либо по крайней мере делает неопределенным их различные преимущества, проистекающие из существующего положения дел. Несомненно, что это вызвано частично бюрократическим сопротивлением изменениям, но, возможно, большее значение имеют другие процессы. Как мы видели, должностные лица эмоционально отождествляют себя со своим образом жизни. У них есть профессиональная гордость, которая руководит ими в сопротивлении изменению установившейся рутины по крайней мере тем изменениям, которые воспринимаются как навязанные другими. Эта нелогичная профессиональная гордость встречается даже, если судить по «Профессиональному вору» Сазерленда, у воров-карманников, которые, несмотря на риск, получают удовольствие от овладения несущим престиж мастерством «бить по левой штанине» (то есть мастерски воруя из левой стороны брючного кармана). В своей увлекательной статье Хьюджес применил понятия «светский» и «сакральный» к различным типам разделения труда; «сакраль-ность» касты и сословные прерогативы ярко контрастируют с возрастающей секуляризацией профессиональной дифференциации в нашем обществе18. Тем не менее, как мы предположили в нашем об- 16 A.L. Lowell, The Government of England (New York, 1908), I, 189 fl - Примеч. автора. " Полезное описание исследования такой защитной организации в группе рабочих см.: F.J. RoethlisbergerandW.J. Dickson, Management and the Worker( Boston: Harvard School of Business Administration. 1934). — Примеч. автора. 18 E.C. Hughes, «Personality types and the division of labor», American Journal of Sociology, 1928, 33, 754-768. Bo многом такое же различие сделано Leopold von Wiese and Howard Becker, Systematic Sociology (New York: John Wiley & Sons, 1932), 222-225 e'passim. — Примеч. автора. суждении, в отдельных родах деятельности и в особого типа организациях может происходить процесс сакрализации (рассматриваемый как противоположность процессу секуляризации). Это свидетельствует о том, что благодаря формированию чувств (эмоциональной зависимости от бюрократических символов и статусов, аффективного вовлечения в сферу компетенции и власти) складывается определенное отношение к моральной легитимности, которая становится абсолютной ценностью и больше не рассматривается как просто формальное средство для повышения действенности администрации. Можно отметить, что существует определенная тенденция для некоторых бюрократических норм, первоначально введенных по формальным соображениям: они постепенно укрепляются, их все больше почитают, хотя, как сказал бы Дюркгейм, они laique en apparence19. Дюркгейм затронул эту проблему в своем описании отношений и ценностей, которые продолжают существовать в органическом единстве в высо-кодифференцированном обществе. Первичные и вторичные отношения Другая характерная черта бюрократической структуры — особое значение обезличенности отношений — также играет свою роль в бюрократическом тренинге недееспособности. Структура личности бюрократа имеет своим ядром именно норму обезличенности. Как эта норма, так и тенденция «разбивать людей по категориям», которая развивается из доминантной роли общих, абстрактных правил, становится причиной конфликта в контактах бюрократа с обществом или заказчиками. Поскольку функционеры сводят на нет личные отношения и «раскладывают всех по категориям», то особенности индивидуальных случаев часто игнорируются. Но вполне понятно, что клиент, который абсолютно убежден в специфическом характере своей проблемы, часто протестует против подобной классификационной трактовки. Стереотипное поведение не приспособлено к остроте индивидуальных проблем. Обезличенная трактовка дел, которые, одна- " Хьюджес признает одну фазу в этом процессе освящения, когда он пишет, что профессиональное обучение «несет дополнительную ассимиляцию кандидатом ряда профессиональных установок и правил, профессионального сознания и солидарности. Профессиональные требования и цели становятся моральным единством». Hughes, op. cit. [Курсив мой.| В этом же отношении понятие Самнера «пафос», как ореол чувств, которые охраняют социальные ценности от критики, отчасти уместно, поскольку оно пытается дать ключ к механизму, включенному в процесс освящения. См.: Folkways, 180—181. — Примеч. автора. ко, имеют большое личное значение для клиента, дает повод обвинить бюрократов в «надменности» и «кичливости». Так, на Гринвичской бирже труда безработный, который добивается страхового пособия, возмущается тем, что он считает «безличным отношением и в то же время явной грубостью и даже резкостью в обхождении клерков с ним... Некоторые люди жалуются на высокомерное отношение, которое проявляют клерки»20. Еще один источник конфликтов с общественностью происходит из бюрократической структуры. Бюрократ, частично безотносительно ксвоему положению внутри бюрократической иерархии, действует как представитель власти и престижа всей структуры. В своей официальной роли он облечен определенной властью. Это часто приводит к действительному или кажущемуся высокомерному отношению, которое может только усилиться из-за несоответствия между его позицией внутри иерархии и его позицией по отношению к публике21. Протест со стороны клиента и его обращение за помощью к другим чиновникам часто неэффективны или вообще предотвращаются ра- 20 «Они относятся к вам, как к пустой породе. Я видел одного чернорабочего, который проник за конторку и тряс одного из них за воротник. Все остальные поддерживали его... Конечно, он потерял свое пособие после этого... Но клерк заслужил это за свое грубое обращение» (E.W. Bakke, The Unemployed Man, 79—80). Отметим, что безработный клиент вменил в вину начальственное отношение, он находился в напряженном состоянии из-за потерянной работы и самоуважения в обществе, которое склонно к идеологии, что «способный человек» всегда найдет работу. Обвинение в высокомерности происходит в основном из душевного состояния, что видно из собственных наблюдений Бакке: «Клерки были перегружены работой, и у них не было времени для шуток, но были некоторые признаки грубости и превосходства в их отношении к людям». Поскольку существуют объективные основания для обвинения бюрократов в надменном поведении, это, возможно, объясняется следующими сопоставимыми утверждениями. «Современный чиновник — как в качестве официального, так и частного лица — всегда добивается и чаще всего пользуется особым, повышенным «сословным уважением» со стороны общества» (Weber, op. cit., 652). «В людях, в которых преобладает стремление к престижу, враждебность принимает форму желания унижать Других» (К. Homey, The Neurotic Personality of Our Time, 178—179). — Примеч. автора. 11 В этой связи заметим уместность комментария К. Кофка, относящегося к определенным чертам упорядоченности у птиц: «Если сравнивать поведение птицы, находящейся на самой вершине иерархии, с поведением птицы, находящейся на гораздо более низких (но не самой последней) ее ступенях, то можно обнаружить, что последняя относится более жестоко к тем, над которыми возвышается, чем первая ко всем остальным. По мере того как мы переходим от предпоследней группы к более высоким, поведение становится мягче и может стать даже дружелюбным... Нетрудно обнаружить аналогию с человеческим обществом, и, следовательно, такое поведение Должно быть связано с воздействием социальной группы, а не только с индивидуальными чертами» (К. KofTka, Principles ofGestalt Psychology (New York: Harcourt, Brace, 1935), 668-669). - Примеч. автора. нее упомянутым «духом корпоративности», который объединяет чиновников в более или менее солидарную внутреннюю группу. Эта причина конфликта может быть «сведена на нет» в частном предпринимательстве, поскольку клиент может выразить протест и перенести свою сделку в другую организацию внутри конкурирующей системы. Но в государственных организациях, имеющих монополистический характер, такая альтернатива невозможна. Более того, в этом случае напряжение возрастает из-за несоответствия между идеологией и фактом: считается, что правительственный персонал является «слугой народа», но фактически они часто обладают превосходством начальства, и редко удается ослабить напряжение, обратившись в другие агентства22. Эта напряженность частично может быть приписана смешению статусов бюрократа и клиента; клиент может считать себя социально превосходящим по отношению к чиновнику, который в данный момент доминирует23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|