Заставляет основать теорию) 12 глава
Таким образом, в отношениях между чиновником и клиентом один структурный источник конфликта заключается в напряжении из-за формальной и обезличенной трактовки со стороны чиновника, тогда как для клиента желательно индивидуальное, личное рассмотрение. Следовательно, можно думать, что конфликт возникает из-за несоответствия установок и взаимоотношений. Конфликт внутри бюрократической структуры возникает из противоположной ситуации, а именно, когда личные отношения заменяют структурно необходимые безличные отношения. Этот тип конфликта можно охарактеризовать следующим образом. Бюрократия, как мы видели, организована как вторичная, формальная группа. Нормальные реакции, предполагаемые в этой организованной сети социальных ожиданий, поддержаны аффективными отношениями членов группы. Поскольку группа ориентирована на вторичные нормы обезличенности, любая ошибка в подчинении этим нормам вызывает антагонизм со стороны тех, кто идентифици- 22 В этом вопросе политический механизм часто становится функционально зна 23 Например, безработные люди говорят о клерках на Гринвичской бирже труда:
рует себя с легитимностью по отношению к этим правилам. Следовательно, замена безличного рассмотрения на личное внутри структуры сталкивается с широко распространенным неодобрением и характеризуется такими эпитетами, как взяточничество, фаворитизм, непотизм (семейственность), приукрашивание реального положения дел и т.д. Эти эпитеты являются очевидной демонстрацией оскорбленных чувств24. Функцию подобного практически автоматического чувства обиды можно понять, если уяснить требования бюрократической структуры. Бюрократия является вторичной групповой структурой, предназначенной осуществлять определенную деятельность, которая не может быть удовлетворительно исполнена на основе критериев первичной группы25. Поэтому поведение, которое противоречит этим формализованным нормам, становится предметом неодобрения, имеющего эмоциональный характер. В этом состоит функционально значимая защита, направленная против тенденции, которая угрожает исполнению социально необходимых видов деятельности. Конечно, эти эмоциональные реакции не являются рационально детерминированной практикой, явно предназначенной для осуществления этой функции. Более того, рассмотренное с точки зрения индивидуальной интерпретации ситуации, подобное чувство обиды является просто непосредственной реакцией, направленной против «непорядочности» тех, кто нарушает правила игры. Тем не менее, несмотря на субъективность этих референтных ориентиров, эти реакции являются латентной функцией, направленной на сохранение существенных структурных элементов бюрократии, подтверждая необходимость формальных, вторичных отношений и предотвращая дезинтеграцию бюрократической структуры, которая могла бы произойти, если бы они были вытеснены личными отношениями. Этот тип конфликта можно вообще описать как посягательство отношений первичной группы, в то время как институционально требуются отношения вторичной груп-
24 Социологи редко используют для диагностики значительности такие лингвис 25 С/. Ellsworth Faris, The Nature of Human Nature (New York: McGraw-Hill, 1937), пы; напротив, конфликт между бюрократом и клиентом часто возникает из-за того, что взаимодействие между ними носит безличный характер, когда требуется сугубо личный подход26. Проблемы для дальнейшего исследования Тенденция к возрастанию бюрократизации западного общества, которую Вебер давно предвидел, не единственная причина для социологов обратить свое внимание на эту область. Эмпирические исследования взаимодействия бюрократии и личности могли бы особенно углубить наше понимание социальной структуры. Большое количество специальных вопросов привлекает наше внимание. В какой степени различные личностные типы отбираются и модифицируются разными типами бюрократии (частным предпринимательством, государственными службами, полулегальными политическими механизмами, религиозными орденами)? Принимая во внимание, что господство и подчинение рассматриваются какчерты личности, несмотря на их изменчивость в различных ситуациях-стимулах, отбирает ли бюрократия определенные личности, с особой склонностью к господству или подчинению? И поскольку различные исследования показывают, что эти черты могут быть модифицированы, приводит ли участие в бюрократической администрации к возрастанию стремления к господству? Отбирают ли различные системы комплектования кадров (например, патронаж или открытая конкуренция, которая предполагает либо специальные знания, либо общие ментальные способности, либо практический опыт) различные личностные типы?27 Действительно ли продвижение по служебной лестнице уменьшает страх конкуренции и повышает эффективность административной дея-
26 Общественное неодобрение многих форм поведения можно проанализировать 27 Среди современных исследований о вербовке в бюрократию см.: Reinhard Bendix, тельности? Детальное изучение механизмов, наполняющих бюрократические кодексы аффектами, было бы поучительным как для социологии, так и для психологии. Приводит ли общая анонимность решений гражданских служб к ограничению престижно-символической сферы только определенным узким внутренним кругом? Существует ли тенденция для дифференцированного объединения, особенно заметная у бюрократов? Круг теоретически значимых и практически важных вопросов, по-видимому, ограничен только доступностью конкретных данных. Изучение религиозных, образовательных, военных, экономических и политических видов бюрократии, имеющих дело с взаимозависимостью социальной организации и личности, должно открыть дорогу перед плодотворными исследованиями. А функциональный анализ конкретных структур поможет даже воздвигнуть храм для социологов на этой дороге.
IX. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮРОКРАТИИ Долгое время американские социологи занимались изучением функциональных и профессиональных групп в обществе. Им удалось расширить современные представления о социальных проблемах и социальных девиациях. Например, многое известно о причинах юношеских правонарушений и преступности. Но, возможно, прошлое социологии слишком дорого для нас, возможно, мы не продвинулись достаточно далеко от наших ранних привязанностей в исследовании подобных социальных проблем, чтобы перейти к исследованию и другого круга проблем, которые также уходят корнями в социальную структуру и которые непосредственно связаны с совершенствованием этой структуры1. Например, интеллектуалы, посвятившие себя общественным наукам, настолько были заняты изучением поведения других, что в значительной степени пренебрегли исследованием своих собственных проблем, ситуаций и поведения. Мы выбирали для тщательного исследования и безработного, и продавщицу, но, кажется, мы не слишком охотно анализируем обществоведа как профессиональный тип. У нас есть эмпирические монографии о профессиональном воре и профессиональном нищем, но до последнего времени никто не обращался к роли профессионального интеллектуала в нашем обществе2. Хотя очевидно, что хорошо бы начать с порядка в собственном доме. © Перевод. Черемисинова Е.Р., 2006 1 Наводящая на размышления интерпретация различной ориентации в социоло 2 Мы не пренебрегаем рядом исследований, существующих в настоящее время, Интеллектуалы как профессиональная группа Признаком этого пробела в наших современных исследованиях является отсутствие множества необходимых подробных данных. Интеллектуалы-должны вспомнить, что и они люди, и, следуя афоризму Теренция, не чуждаться познания самих себя. И действительно, в последние критические десятилетия интеллектуалы обратили внимание на свое место в обществе3. Многие из них, испытав непрочность своего положения в обществе, начали исследовать более общие причины этой ненадежности не только для других слоев общества, но и для себя. Они начали оценивать взаимосвязь между своим местом в социальной структуре и своими понятиями, теориями и перспективами. Некоторые пришли к убеждению, что их желания не могут быть удовлетворены в рамках существующей институциональной структуры, и задали вопрос: почему? В настоящее время стало почти респектабельным признавать существование классовых конфликтов; они настолько признаны, что в журнале большого бизнеса «Fortune» автор отвергает «ханжеское туманное словоблудие» и «сладкоречивые высказывания» ради «более реалистичной терминологии и аналитических методов, принятых в Европе, где существование классов и конфликтов их интересов является очевидно признанным как не марксистскими политическими аналитиками, так и марксистскими, которые впервые указали на них»4.
многочисленные краткие исследования в литературе (главным образом европейской). Однако эти исследования в целом не базируются на подробных эмпирических данных, относящихся к роли интеллектуалов в социальной политике и решениях. Общие биографии интеллектуалов есть в работах Мангейма и в статье Roberto Michel, «Intellectual», Encyclopedia of the Social Sciences. — Примеч. автора. 3 См., например, H.D. Lasswell, «The relation of ideological intelligence to public 4 Sherry Mangan, «State of the Nation», Fortune, 28 (1943), 138. Ее дальнейший ком Вероятно, когда американские интеллектуалы признают эти проблемы, они соберут данные, необходимые для оценки своей реальной и потенциальной роли в широкой социальной политике. Возможно, они убедятся в необходимости описать свой опыт подробно. Какую роль они призваны исполнять? С какими конфликтами и фрустрациями им приходится сталкиваться при исполнении своей роли? Какое институциональное давление оказывается на них? Кто, например, определяет их интеллектуальные проблемы? При каких обстоятельствах именно они выдвигают проблемы для исследования? Как влияют на политику такие исследования? Как влияет бюрократизация на взгляды интеллектуалов? Считают ли они, что склонны рассуждать с точки зрения строго ограниченного числа альтернатив, даже при выборе проблем для анализа? Каковы характерные проблемы в поддержании общения между политическими деятелями и интеллектуалами? Можно и дальше продолжить этот перечень вопросов для интеллектуалов, работающих в бюрократии или наблюдающих ее со стороны. Только такая подробная информация даст нам возможность перейти от приблизительных представлений к глубокому и хорошо обоснованному анализу отношения интеллектуалов к социальной политике. Только когда мы получим эти данные в большом объеме, социология знания не будет так часто обращаться к широким обобщениям, которые не были просеяны сквозь сито соответствующей эмпирической проверки. Но поскольку данных не хватает, обсуждение этих вопросов должно опираться на отдельные опубликованные материалы и на неформальные беседы с интеллектуалами об их опыте участия в государственной политике. Таким образом, мы можем только кратко описать некоторые аспекты роли интеллектуалов: их возможности и пределы, тщетность их усилий и вознаграждение. Наше обсуждение этих вопросов даже не рекогносцировка, которая может определить важные направления для дальнейшего исследования. Мы всего лишь обратимся к избранным аспектам роли интеллектуала, главным образом в правительственной бюрократии5. Американской торговой палаты, призвавшим заменить такие сладкоречивые выражения, как «система свободного предпринимательства» и «американский образ жизни», точным научным термином «капитализм». Будет ли такое признание классового конфликта означать, что социальный кризис начинает разрушать защиту ложного сознания? — Примеч. автора. 5 Эта статья была прочитана на встрече в Американском социологическом обществе и включала развернутый анализ деятельности интеллектуалов, помогавших определять и осуществлять политику во время Парижской мирной конференции. — Примеч. автора. Статус интеллектуала и социальная политика Для наших целей нам не нужно абсолютно точно определять понятие «интеллектуал». Мы будем рассматривать людей как интеллектуалов, поскольку они посвятили себя развитию и формулировке знания. Им доступны накопленные в культуре знания, которые нельзя получить только из непосредственного личного опыта6. Их деятельность может быть профессиональной или любительской, это не имеет значения. Тот факт, что Джон Стюарт Милль провел долгие годы в Ост-Индской компании, не исключает его из числа интеллектуалов. Следует заметить, что понятие «интеллектуал» относится к социальной роли, а не к личности в целом. Хотя эта роль частично совпадает с различными профессиональными ролями, она не должна отождествляться с ними. Таким образом, мы обычно причисляем учителя и профессора к интеллектуалам. В определенном смысле это может быть верно, но из этого не следует, что каждый учитель или профессор является интеллектуалом. Он может им быть, а может и не быть в зависимости от реального характера своей деятельности. Такое разделение возникает в случае, когда учитель просто передает содержание учебника, без дальнейшей интерпретации или применения. В этом случае учитель не является большим интеллектуалом, чем диктор радио, который просто читает текст, приготовленный для него другими. Он является просто винтиком в механизме, передающем мысли других людей. Нас будет интересовать определенный класс интеллектуалов: те, кто специализируется в области социального, экономического и политического знания. Это в основном социологи и юристы. Во многих аспектах их роль, особенно по отношению к государственной политике, отличается от социальной роли специалистов в области физических и биологических наук. Во-первых, существует значительная степень неопределенности в исследованиях социолога, поскольку они связаны с проектируемыми действиями. Он сталкивается со значительно большим числом непредвиденных обстоятельств, чем, скажем, инженер-электрик. Последний может предсказать, например, как электронная лампа, изобретенная для определенных целей, будет работать в тех условиях, в которых будет использоваться; предсказания в социальных делах являются только грубым приближением, и большая степень случайности существует даже в определении условий, в которых предложенный план будет реализован. Следовательно, предлагаемые социологами альтернативы не могут обладать авторитетом убедительного 6 Znaniecki, op. tip., стр. 37—38. — Примеч. автора. предсказания, подходящего для поставленных целей. Экспертное знание здесь состоит скорее в сокращении числа явных ошибок в суждениях. Возможно, эта неопределенность лежит в основе амбивалентного отношения (то безнадежного, то оптимистичного) к способности социолога быть советником. Во-вторых, этот элемент неопределенности вносит неопределенность и в отношения между экспертом и заказчиком. В оценке компетенции эксперта заказчик не может всегда опираться на результаты, поскольку суждения всегда относительны. Возможно, проблема могла быть решена более эффективно другим специалистом, а возможно, и нет. Существует большая область неопределенности при оценке деятельности эксперта. Следовательно, в роли эксперта присутствует значительный компонент доверия. Должна существовать социальная организация, например, профессиональное сообщество, университет, который подтверждает компетентность и, вероятно, дает заказчику основания в целом доверять эксперту. Но чем меньше определенности в объективных стандартах оценки деятельности эксперта, тем вероятнее влияние личных отношений, чувств и других необъективных факторов на степень доверия заказчика эксперту. На этом фоне нам становится ясна одна из причин досады экспертов, которые видят коллегу с точки зрения формальных норм менее компетентного, чем они сами, но сидящего по правую руку от политического деятеля. Неопределенность в оценке прокладывает дорогу к несоответствию между положением эксперта и его компетенцией. Мы полагаем, что подобные несоответствия чаще встречаются среди социологов, которые служат в качестве советников, чем среди технологов, работающих в областях, где относительную эффективность их работы можно оценить более точно. В-третьих, эта неопределенность при оценке достижений в социальной области усиливает трудности политических деятелей, которые опираются на суждения экспертов для подбора нового экспертного персонала. Группа советников стремится разрастаться именно таким образом, который отличается от умышленного протекционизма. Для экспертов, работающих в организации, удобно пригласить других экспертов, которых они знают и о которых могут высказать свое мнение на основании непосредственного знакомства. Сеть личных отношений между интеллектуалами служит часто фактором возникновения замкнутой группы, по крайней мере среди самых важных советников. В-четвертых, интеллектуалы, работающие в социальной области, обращаются к данным и проблемам, которые политические деятели часто считают прекрасно известными им самим. Именно по этой причине политическому деятелю ясно, что эксперт не более компетентен в обсуждении данных проблем, чем он сам. Когда ученый-обществовед полностью уверен в обоснованности своего совета, это чаще всего относится к мелким вопросам. Когда он поднимает более серьезные проблемы, его знания о них могут оказаться не столь глубокими, как полученные политическим деятелем за долгие годи личного опыта. Может быть, в этом причина незавидной участи интеллектуала в социальных науках, который обречен на муки чистилища, никогда не зная точно, что уготовано ему — рай или ад. Он востребован, но редко считается необходимым. Если его советы не поддерживают точку зрения «людей действия», он может остаться при своих личных переживаниях. Поскольку очень трудно однозначно предвидеть последствия тех или иных политических альтернатив, советами ученых-обществоведов можно легко пренебречь. И, наконец, интеллектуал, который работает в области человеческого поведения и культуры, изучает альтернативные решения, которые непосредственно и очевидно имеют ценностное значение. В частности, он подвержен нападкам тех людей, интересы и чувства которых были задеты его исследованиями. Этот аспект его работы в сочетании с низким уровнем вероятности его предсказаний, касающихся реализации политических альтернатив, делает его особенно уязвимым и приводит к быстрой смене кадров среди экспертов, которую мы встречаем в бюрократических организациях. По этим причинам (и по другим, несомненно) интеллектуалы, работающие в социальной сфере, в целом находятся в менее безопасном положении, чем физики или биологи, которые оказывают влияние на государственную политику. Интеллектуалы в бюрократии и независимые интеллектуалы Мы можем для удобства классифицировать интеллектуалов как два основных типа: тех, кто исполняет советнические и технические функции в бюрократии, и тех интеллектуалов, которые не служат в бюрократических организациях. На эти разграничения указывает признание разных «саказчиков» У этих двух видов интеллектуалов: для бюрократического интеллектуала ими являются политические деятели в организации, для кото- рых он прямо или косвенно исполняет штатные функции; для независимого интеллектуала7 заказчиком является общество. В первую очередь мы рассмотрим отношение к политике интеллектуалов в государственной бюрократии, уделяя в связи с этим вопросом некоторое внимание независимым интеллектуалам. Мы считаем, что независимый интеллектуал, который временно входит в государственную бюрократию в период социального кризиса, является промежуточным типом. Вербовка интеллектуалов в государственную бюрократию Главнейшая черта бюрократизации заключается в рационализации делопроизводства (в определенных пределах), для чего необходимы интеллектуально подготовленные сотрудники. Все больше и больше молодых интеллектуалов в Соединенных Штатах вербуется государственной бюрократией, по крайней мере последние тридцать лет. Два аспекта этого процесса заслуживают внимания: 1) его значение для смены ценностей у молодых интеллектуалов; 2) методы, с помощью которых бюрократия превращает политически мыслящих интеллектуалов в специалистов. Многие интеллектуалы отчуждены от обязанностей, целей и вознаграждений частного предпринимательства. Этот разрыв с ценностями класса бизнесменов является отражением институциональных нарушений, которые вызывают беспокойство и сомнения. В отказе доверять господствующим структурам власти ощущается пережитой опыт повторной экономической депрессии. Интеллектуалов стали вдохновлять ценности и нормы, которые, как они считают, несовместимы с деятельностью в мире бизнеса. Некоторые из них обратились к преподавательской деятельности, в частности к преподаванию в университетах, которое, по их мнению, дает возможность реализовать свои интеллектуальные интересы и избежать прямой зависимости от «власти бизнеса». Но для многих отчужденных интеллектуалов профессия преподавателя означает скорее по- 7 Понятие «независимый интеллектуал» здесь не применяется в смысле, который был у Мангейма или Альфреда Вебера. Оно относится просто к тем интеллектуалам, которые, помогая формулировать или осуществлять политику в бюрократии, не выполняют штатные функции. Люди из университета или академии также относятся к независимым интеллектуалам, несмотря на их связь с «академической бюрократией». Их роль отличается от бюрократических интеллектуалов, поскольку от них, как правило, не ждут, что они применят свои специальные знания к формированию политики бюрократии. — Примеч. автора. зицию стороннего наблюдателя, чем участника современного исторического процесса. Они предпочитают находиться не в стороне от истории, а создавать историю, работая в государственной бюрократии, которая, вероятно, приближает их к действительно важным решением. Вашингтон привлекает интеллектуалов; возможно, это симптом убеждения в том, что центр эффективного управления обществом сместился (переместился, если можно так сказать, с Уолл-стрит на авеню Конституции). Здесь мы говорим нечто противоположное тому, что имел в виду Уолтон Гамильтон, предположивший, что Уолл-стрит превратит свою штаб-квартиру в столицу. Отчужденные интеллектуалы, работающие в правительственной бюрократии, вообще не рассматривают свою карьеру как косвенный вклад в деятельность бизнес-класса. Они, вероятно, рассматривают правительство и свою роль в нем (большую или маленькую) как средство для изменения той системы власти бизнеса, с которой они порвали. Для этих людей государственная служба представляет фронтальное наступление на интересы групп, которые ранее принимали важные решения. Интеллектуалы, которые ранее могли поручиться за свою преданность политическим движениям, стремящимся изменить нашу экономическую и политическую структуру, сейчас все чаще принимают альтернативную возможность — воплотить эти изменения через установленную государственную власть. Поскольку интеллектуал именно так представляет современную роль правительства, он, вероятно, должен считать себя экспертом по информации, на которой основаны административные решения для нововведений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|