Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неравенство и социальная стратификация




Существует два основных подхода к рассмотрению природы неравенства – марксистский и теория социальной стратификации. Согласно первому подходу классовая принадлежность определяется по отношению к собственности на средства производства: капиталисты (большое богатство и средства производства); мелкая буржуазия (средства производства с небольшим числом работников - магазины, лавки, сервис и т.п.); наемные работники (лишены собственности на средства производства). Согласно второму подходу понятие «класс» не годится для анализа структур современных постиндустриальных обществ, в которых отношения собственности оказались размыты, и оперируют более конкретным и гибким понятием «страта».

Термин «социальная стратификация» употребляется тогда, когда надо подчеркнуть неравенство.

Стратификация (от лат stratum - слой, пласт и facere - делать) - процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.

Основной элемент социальной структуры - страта - совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти или престижу. В основу деления на страты положены многие критерии (профессия, доход, образование, власть, престиж и др.). Критерии подразделения общества на слои могут быть объективными (уровень образования, дохода) и субъективными (самооценка личностью своей общественной позиции).

Три основные ценности, которые стремятся получить люди: власть, собственность и престиж. Социальная стратификация отождествляется с процессом их распределения в обществе. Разделение общества на классы объясняется неравным доступом к таким ценностям.

Функционалистская теория стратификации показывает, что система стратификации способствует поддержанию стабильности и порядка в обществе. Толкотт Парсонс утверждал:

· Различные слои общества и различные группы взаимосвязаны и обязаны сотрудничать, чтобы социальная жизнь была упорядочена.

· Существует «естественная» стратификация людей в обществе, т.к. люди от рождения имеют разные способности и таланты. В развитых странах стратификация осуществляется обычно на основании индивидуального успеха и напряженной работы, поэтому самые трудолюбивые и способные люди занимают более высокое положение, имеют более высокий заработок и заслуживают больший авторитет.

· Система стратификации, когда люди с более высокими заработками пользуются большим уважением, чем другие, рассматривается как неизбежная и справедливая.

· Власть высших социальных слоев рассматривается как законная, т.к. она осуществляется с целью принести пользу обществу.

 

В современном обществе не должно быть слишком большого расслоения, однако оно не может не иметь расслоения. Теоретически можно представить общество без социального неравенства (первобытные общества, современные коммуны). История показывает, что неравенство является мощным стимулом общественного развития, прогресса. Люди на низших позициях стремятся вверх по социальной лестнице, что побуждает их развивать свой потенциал, эффективно выполнять обязанности, учиться.Если же экономическое неравенство становится слишком сильным, может возникнуть социальная напряженность в обществе.

Особая роль в структуре современного развитого общества принадлежит среднему классу. Это люди экономически независимые, с довольно высокими доходами, с ярко выраженной профессиональной ориентацией, уверенные в будущем. Средний класс играет в обществе роль, которую образно можно сравнить с функцией позвоночника, который придает устойчивость организму. Чем материально обеспеченнее люди, тем больше среди них сторонников социального взаимодействия на основе взаимопонимания и сотрудничества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.

 

 

Социальные институты

Термин «институт» (от лат. institutum - установление, устройство) имеет множество значений. Со временем он приобрел два значения - узко техническое (название специализированных начальных и учебных заведений) и широкое социальное - совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений. Институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Институт - устойчивая и организованная форма взаимосвязи между людьми. Например, устойчивой формой взаимосвязи между мужчинами и женщинами является институт семьи; между слоями общества - институт государства. Наука, право, церковь, армия, образования, досуг, материальное производство – все это примеры социальных институтов. Выделяют такие типы социальных институтов как экономические, политические, правовые, семейно-брачные институты, социокультурные, институт образования и науки, институт религии, охраны здоровья.

По мере развития общества институты умножаются, дифференцируется система институтов. Современное развитое общество имеет множество институтов. Институты семьи, образования, охраны здоровья, досуга, обеспечения безопасности и т.д. образуют систему, обусловливающую функционирование социального организма.

Каждый развитый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, учреждениями и организациями, наличием специалистов, набором формальных и неформальных норм поведения, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого поведения и подавляющих нежелательное поведение.

Каждый развитый институт имеет свою символику. Например, в период становления политической власти большое внимание уделялось внешней атрибутике, подчеркивающей исключительное место того или иного человека в политической иерархии. Цари Древнего Рима являлись перед народом в золотой короне, имитирующей венок из дубовых листьев. Символы власти, создаваемые каждым народом, должны были напоминать населению об особом статусе человека, который ими управляет.

Социальный институт внешне выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Так, право как социальный институт внешне есть совокупность лиц (юристы, судьи, адвокаты, нотариусы и др.), учреждений (юридические фирмы, нотариальные конторы, суды, прокуратура, коллегии адвокатов и т.д.), материальных средств. А содержательно институт права представляет собой совокупность формальных и неформальных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих социальную функцию обеспечения правопорядка в обществе. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для данного социального института (роль прокурора, адвоката и т.д.).

Понятие «институционализация» означает закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы. Так, институционализация какой-либо науки, например, социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

Функции социальных институтов. Главная функция любого социального института - удовлетворение социальных потребностей. Определяющим условием появления института служит соответствующая социальная потребность. Каждый социальный институт удовлетворяет те или иные социальные потребности. Например, институт семьи удовлетворяет такие социальные потребности, как обеспечение воспроизводства населения и регулирование семейно-брачных отношений, воспитание детей, поддержание нетрудоспособных членов общества. Институт армии обеспечивает защиту общества от внешних врагов и обеспечение правопорядка. Институт государства удовлетворяет такие потребности как обеспечение взаимодействия между слоями общества, обеспечение общественной стабильности, согласованности в деятельности других социальных институтов.

Другая важная функция любого социального института – осуществление социального контроля за поведением людей в обществе. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, которые согласуются с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов через систему поощрений и санкций.

Еще одна функция социальных институтов – социализация. Посредством социальных институтов индивиды усваивают принятые в данном обществе образцы поведения и способы деятельности.

Институты регулируют социальные отношения между людьми и группами. Например, институт собственности регулирует взаимодействие людей по поводу различных материальных или интеллектуальных объектов, делает все, чтобы постоянно возникающие в обществе взаимодействия по этому поводу осуществлялись исключительно на основе его институциональных норм.

Институт сохраняет свою стабильность на протяжении длительного времени, что является условием устойчивости всей системы. Социальные институты обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом.

Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Этот процесс может быть нормальным, однако возможны и нарушения. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате такого несоответствия в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, которые могут сказываться в характере и содержании деятельности социального института.

Дисфункция социального института – это нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. Внешне это может проявиться в падении престижа и авторитета института, в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций. Институт перестает регулировать поведение индивидов. Например, дисфункция института семьи выражается в возросшем числе разводов, распространении внебрачных отношений, увеличении количества социальных сирот и брошенных стариков. Дисфункция института армии выражается в существовании дедовщины, падении престижа армии, массовом уклонении призывников от службы, использовании солдат не по назначению. Дисфункция некоторых экономических институтов привела к существованию теневой экономики, а организованная преступность фактически выполняет функции арбитражных судов.

 

 

Социальная мобильность

Под социальной мобильностью (социальным перемещением) понимается изменение индивидов или социальной группой социальной позиции в обществе. Термин введен П. Сорокиным, который внес огромный вклад в изучение процессов мобильности.

Горизонтальная мобильность – переход индивида от одной социальной позиции к другой в рамках одного социального слоя. Разновидностью горизонтальной служит географическая мобильность (перемещение из одного района в другой при сохранении статуса). Если статус при этом меняется, то географическая мобильность определяется как миграция.

Больший интерес для социологов представляет вертикальная мобильность, при которой индивид переходит из одного социального слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть профессиональной (служебное повышение или понижение), экономической (изменение уровня жизни), политической (переход на другой уровень власти).

Различают восходящую социальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую (социальное падение) и иммобильность (нулевую мобильность, т.е. сохранение положения). Вертикальная мобильность может быть также индивидуальной (перемещение отдельных индивидов вверх или вниз по социальной лестнице) и групповой (изменение социальных статусов целой группы).

Различают межпоколенную мобильность (дети принадлежат другому социальному слою, чем родители) и внутрипоколенную (индивид в течение жизни меняет социальную позицию).

Эмпирическими показателями мобильности служат: дистанция мобильности (количество ступенек, на которую поднялся или опустился индивид), объем мобильности (число индивидов, которые изменили статусы за определенный промежуток времени), масштаб мобильности (определяется как процентная доля тех, кто сменил, по сравнению с отцами, свой социальный статус). Очень высокий масштаб мобильности был в СССР. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается показателями: коэффициент мобильности выхода из социального слоя и коэффициент мобильности входа в социальный слой.

В зависимости от того, как интенсивно протекают процессы вертикальной мобильности в обществе и насколько непроницаемы барьеры между слоями, различают три типа общества: закрытое, открытое и промежуточный тип (относительно закрытое обществе). В закрытом обществе статус предписан человеку от рождения и переход из одного социального слоя в другой крайне затруднен или невозможен (рабовладельческое общество, кастовая система в Индии). В открытых обществах человек может подниматься или опускаться по социальной лестнице благодаря собственным усилиям, способностям или удаче, т.е. допускаются свободные переходы из одного социального слоя в другой. Примером промежуточного типа является феодальное общество, где формально переходы из сословия в сословие были запрещены, но практически допускались.

Эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальности в настоящее время не существуют. Общество, наиболее близкое к закрытому, - Индия (кастовое общество). Современные развитые общества – это открытые общества, хотя и в них существуют барьеры между слоями.

Одним из барьеров является наличие у каждого социального слоя своей субкультуры, которая готовит детей представителей данного слоя к занятию соответствующих социальных позиций. Поэтому у всех людей разные «стартовые возможности».

Кроме различий в культуре такие институциональные образования, как профсоюзы, союзы предпринимателей, художников, коллегии адвокатов и прочие, также создают социальные барьеры, снижающие свободу вертикальной мобильности. Средствами, создающими барьеры на пути свободной социальной мобильности, являются дипломы, научные степени, звания, требования к состоянию здоровья или личным качествам в некоторых профессиях.

Эти институциональные образования служат средством защиты социальных групп от проникновения людей некомпетентных, неталантливых, «случайных», не способных грамотно выполнять соответствующие социальные роли. Особенно закрытой социальной группой является элита – верхний слой социальной структуры, который в стабильных обществах является потомственным. В целом, чем выше социальный слой, тем сложнее в него проникнуть. Однако открытость является необходимостью для современного развитого общества, которое не может обойтись без постоянного притока на высшие ключевые позиции талантливых людей из всех слоев общества.

В группах с нисходящей и восходящей мобильностью по-разному оценивают роль социальных институтов и человеческих качеств в социальном продвижении. Люди с восходящей мобильностью выше ценят профессионализм, считают, что мобильность зависит от целеустремленности, упорного труда. Основным препятствием для продвижения считают лень, пьянство, личные качества, а не деятельность социальных институтов. Люди с нисходящей мобильностью склонны обвинять социальные институты в невозможности продвинуться. Разные взгляды и на неравенство. Люди с восходящей мобильностью намного чаще считают расслоение справедливым и одобряют политику государства.

К регулированию социальной мобильности подключается государство. Оно может облегчить или усложнить положение тех или иных социальных групп, используя законы, налоговую политику, другие средства перераспределения национального дохода. Например, в развитых европейских странах и США государство поддерживает фермерство и малый бизнес.

Мобильность, которая регулируется государством, называют организованной. Она может быть добровольной (с согласия людей) и недобровольной (принудительной). Примеры первого типа – общественные призывы на комсомольские стройки, социалистический оргнабор; примеры второго – раскулачивание, репатриация народов, репрессии, которым подвергались целые социальные слои в сталинские годы.

От организованной следует отличать структурную мобильность, которая вызвана изменениями в структуре народного хозяйства, достижениями НТП, что приводит к перераспределению больших масс людей между отраслями или профессиями.

 

Социальное взаимодействие

Взаимодействия социальные - система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием действий другого субъекта. Социальные действия можно сравнить со звеньями в неразрывной цепи, называемой социальным взаимодействием. Человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, общаясь с другими индивидами.

Элементами социального взаимодействия (по Парсонсу) являются: мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки, с помощью которых Парсонс пытается разрешить проблему социального порядка. Большая роль в осуществлении взаимодействий принадлежит системе взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами или социальными группами перед совершением социальных действий. Ожидания складываются на основе социальных норм, дают возможность оценивать поведение субъектов действия и строить собственное поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями. Если есть неудовлетворенность результатом взаимодействия, то оно может прерваться и остаться ситуационным, кратковременным.

Социальные взаимодействия чрезвычайно разнообразны по формам проявления и могут классифицироваться по различным основаниям. П. Сорокин разграничивал их: 1) по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух людей друг с другом; одного и многих; многих и многих; 2) по характеру взаимоотношений – на односторонние и двусторонние, на солидарные (согласные) и антагонистические (враждебные); 3) по длительности – на кратковременные и долговременные; 4) по наличию или отсутствию организованности – организованные (например, семья, коллектив, партия) и неорганизованные (толпа); 5) по сознательности взаимодействия – на сознательные и бессознательные; 6) по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственные (эмоциональные) и волевые. Взаимодействия могут быть также непосредственные и опосредованные.

Два самых общих типа взаимодействий, имеющих полярный характер, – сотрудничество и соперничество (конкуренция). Сотрудничество предполагает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Соперничество – это попытки опережения, отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

Если одни и те же типы взаимодействий в обществе постоянно повторяются, имеют упорядоченный и устойчивый характер, то они становятся социальными отношениями.

 

 

Социализация

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной деятельности в данном обществе. Другими словами, социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. Ресоциализацией называется процесс усвоения личностью новых знаний, ролей, навыков вместо прежних.

Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», означающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный к отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Феральные люди (маугли) - существа, выросшее в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация осуществляется под влиянием ближайшего окружения человека, ее осуществляют те, кто связан с нами личными отношениями. Вторичная социализация осуществляется под воздействием учреждений и институтов, формального окружения.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агенты первичной социализации - родителя, родственники, братья и сестры, учителя, друзья и т.п. Агенты вторичной социализации - администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т.п.

Агенты первичной социализации универсальны, выполняют множество функций; агенты вторичной - одну-две функции. Семья - основной агент социализации. Вторым после семьи агентом социализации считается церковь.

З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, подкрепление, чувство стыда и вины.

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения (родителей, родственников, друзей). Идентификация - это осознание принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение окружающих, их нормы, ценности как свои собственные. Подкрепление - поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, какие - нет. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения.

Американский ученый Л. Колберг в основу выделения стадий социализации положил критерии нравственного развития детей, в т.ч. формирование способности к сопережеванию (эмпатии). Эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убеждения. Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в т.ч. служение обществу, забота и ближних и т.д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них.

Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности. Особенно остро это противоречие проявляется в подростковом возрасте. Таким образом, существует конфликт между идентификацией личности в обществе и обособлением ее в обществе, стремлением к уникальности. Каждый человек сам ищет баланс между двумя полюсами.

Человек, полностью адаптированный и не приобретший второй составляющей, - конформист. В то же время, человек, не адаптированный в обществе, становится девиантом: преступники, бомжи. Все эти люди могут рассматриваться как жертвы социализации.

Жертвами социализации могут быть также: дети с физическими и психическими дефектами и отклонениями, сироты (в первую очередь); дети, растущие в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнем. Потенциальные жертвы - дети мигрантов, беженцев, переселенцев (из села в город), дети инонациональных групп в местах проживания одного этноса. У них могут формироваться ущербные отношения с собой, миром, неадекватные отношения с людьми.

Плохо на процесс социализации влияют ограничения социальных контактов. Исследования показывают, что дети, ходившие в детские сады, более коммуникабельны, легче адаптируются в новой среде по сравнению с детьми, которые воспитывались дома.

.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...