Социологические теории девиации
Таблица 3
Теории, объясняющие причины возникновения девиантного
Поведения
Тип объяс-нения
| Теория
| Основная идея
|
Биоло-гичес-кое
| Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо)
| «Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный
|
| Строение тела (Шелдон)
| Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело)
|
Психо-логи-ческое
| Психоаналитическая теория (Фрейд)
| К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации
|
Социо-логиче-ское
| Аномия (Дюркгейм)
| Девиация происходит вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей
|
| Аномия (Мертон)
| Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами
|
| Социальная дезорганизация
| Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми
|
Продолжение табл. 3
Тип объяс-нения
| Теория
| Основная идея
|
| Теория стигматизации (клеймения)
| Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп
|
| Культурологи-ческие теории
| Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ
|
| Теория дифференци-альной связи (Сатерленд)
| Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах
|
44. Социальный контроль
Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка в группе и обществе. С одной стороны, это процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформизм в отношении доминирующих в данном обществе ценностей и норм, что придает стабильность обществу и обеспечивает возможность управления им. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, социальной дезорганизации. С другой стороны, это целостная система различных регуляторов поведения: государственных и общественных институтов, норм права, морали обычаев, традиций, установок.
Функции социального контроля: поддержание, охрана и укрепление нормативной системы; предупреждение социальных отклонений и наказание за них.
В русской социологической мысли тема социального контроля была разработана П. Сорокиным в его первом значительном труде петербургского периода «Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (СПб., 1914). Сорокин наметил определенную динамику применения кар и наград: от интенсивного в более примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в желаемом будущем. Но если последнее вызывает большие сомнения, то умножение кар и наград в авторитарных, недемократических, тоталитарных режимах подтверждено опытом ХХ века.
В системе социального контроля социальные санкции выполняют ключевую роль. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать социальное поведение.
Контроль может быть внешний и внутренний. Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний контроль бывает:
Ø неформальный (внутригрупповой) - осуществляется родственниками, друзьями и др., основан на силе общественного мнения;
Ø формальный (институциональный) – его осуществляют социальные институты, призванные поощрять конформизм среди членов общества (суд, армия, образование, производство, правительство).
Методы контроля зависят от применяемых санкций и бывают: жесткие и мягкие, прямые и косвенные (например, со стороны СМИ). В организациях также существует общий и детальный контроль (надзор).
Исследования показывают, что к числу сдерживающих элементов социального контроля относятся:
· совесть;
· возможность уголовного наказания;
· общественное осуждение;
· стереотипы правомерного поведения;
· отсутствие условий для совершения преступлений.
Эти сдерживающие элементы оказываются препятствиями на пути удовлетворения потребностей незаконными способами. Наличие хотя бы одного из этих препятствий предотвращает совершение преступлений. Соответственно, отсутствие этих препятствий оказывается криминогенным фактором.
Внутренний контроль (самоконтроль): индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются так прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. В таком случае обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Самоконтроль заставляет индивидов поступать в соответствии с нормами даже тогда, когда их не видят или они знают, что наказание не последует.
Совесть - это проявление внутреннего контроля. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Импульсивное поведение характерно для детей, его называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами служит признаком взрослости. Таким образом социальный контроль является важнейшим фактором социализации личности.
Социальные изменения
Формы социальных изменений:
Реформистский. Реформа - одна из форм социальных изменений, затрагивающая отдельные институты, сферы общественной жизни, и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавность таких изменений.
Реформа должна соответствовать эволюционному уровню развития общества. Время для реформы должно созреть. Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Они взаимосвязаны. Однако реформы могут быть и регрессивные, например, введение цензуры.
Революционная форма социальных изменений. Социальная революция - коренной, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер. Революции могут быть также прогрессивные и регрессивные. Политическая революция - составная часть социальной революции (замена политической власти).
Социальные революции
Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.
Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Революция направлена на ликвидацию этих, ставших основами для развития производительных сил производственных отношений.
Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.
Материалистическое понимание истории указывает на необходимость определения различий в характере каждой социальной революции в зависимости от того, какие производственные отношения устанавливаются в результате революции.
Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т.е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. История знает революцию "сверху", т.е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса. Такими были, например, крестьянская и другие буржуазные реформы в России во второй половине XIX - начале XX вв. Сегодня в КНР начат процесс преобразования социалистической экономики в рыночную.
Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя производственных отношений другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Реформы идут медленно. В обществе слишком затягивается осознание необходимости таких реформ, многие социальные группы не в состоянии вписаться в рыночную экономику и предпочитают существование в рамках затратной экономики. Жесткое централизованное управление, экономически не оправданные гарантии, уравниловка создали государственно-зависимый тип работника, лишенного инициативы и предприимчивости, стремления к индивидуальному успеху, предпочитающего равенство в нищете социальной дифференциации,
создаваемой в результате конкуренции экономически свободных производителей, реализующих свои способности в производственной деятельности.
Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.
В социальной революции важнейший вопрос - вопрос о насилии и цене революции. Марксизм-ленинизм допускал гражданскую войну ради установления диктатуры пролетариата. На современном этапе очевидна
неправомерность данного подхода. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого общества, а революция должна действительно играть в каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной бабки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, а призывы к подобным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как преступление перед народом.
В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.
Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: