Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика разных типов обществ




(по Д. Беллу)

(данные на начало 90-х гг. ХХ века)

Тип общества Доиндустриальные Индустриальные Постиндустриальные
Типичные страны Эфиопия, Ангола, Никарагуа, Афганистан Великобритания, Германия, Франция США, Япония
ВНП (на душу населения, $) < 400 Около 10000 Около 18000
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характер производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологии Компьютеризация об-ва, автоматизация произ-ва
Занятость населения Сельское х-во - 75% Сельское х-во - 10% С/х - 3%, промышленность - 33%, услуги - ок.66%
Политика в области образования Борьба с неграмотностью Подготовка специалистов Непрерывное образование
Преобладающие отрасли Земледелие, рыболовство, скотоводство, горнодоб. и деревообр. пр-сть Пр-во товаров массового потребления Сфера услуг
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Количество ученых на 1 млн. жителей Около 100 Около 2000 Около 2000
Смертность на 1000 чел. Около 20 чел. Около 10 чел. Около 10 чел.
Продолжительность жизни 40-50 чел. Свыше 70 лет Свыше 70 лет

Таким образом, наиболее отчетливо выделяются следующие три типа общества.

1. Традиционное общество, для которого характерно:

· неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ;

· высокая структурная устойчивость;

· низкая социальная мобильность, ограниченная сословными, кастовыми, клановыми барьерами;

· отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феодальной иерархией;

· основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества;

· регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

· в мировоззрении господствует догматизм.

2. Индустриальное общество. Этот тип общества представляет контраст с традиционным по перечисленным выше характеристикам. В обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом.

3. Постиндустриальное общество. Основные черты, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание.

 

Социальные движения

В условиях «аномичного» общества возникают социальные движения, обычно лишенные позитивной программы и новой системы ценностей и реализующие лишь негативные, разрушительные тенденции. Для него также характерен социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайничества и проституции, причем подобное социальное отклонение становится образом жизни и устойчиво прогрессирует.

 

Общественное мнение

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, к деятельности отдельных личностей, организаций, групп и т.п. Это совокупность представлений, мнений, разделяемых большинством членов социальной группы или общества. К общественному мнению можно отнести и «народную мудрость» - пословицы, поговорки, основанные на здравом смысле суждения о жизни.

Активное изучение общественного мнения началось во второй половине XIX века. Однако широкое его изучение началось в ХХ веке в связи с демократизацией жизни общества, развитием эмпирической социологии, развитием средств массовой информации.

В развитии методики и техники изучения общественного мнения большую роль сыграла деятельность «Американского института общественного мнения» Дж. Гэллапа, который в 30-х годах ХХ в. стал проводить массовые общенациональные опросы. Гэллапу удалось добиться доверия к результатам исследований, т. к. его прогнозы выборов оказывались точными.

Общественное мнение изучается с помощью опросов, в том числе телефонных, по почте и референдумов. Используются экспресс-опросы, при которых респондентам предлагают ответить на три-четыре вопроса. В меньшей степени общественное мнение изучается с помощью наблюдений, когда источником информации являются внешние проявления социальных явлений.

Сложность изучения общественного мнения связана с трудностями обеспечить репрезентативность выборки. Чтобы получить точную оценку, допустимо отклонение от основных характеристик генеральной совокупности в пределах 5%. Чем больше выборка, тем меньше возможная ошибка. Однако опрос большой выборки требует значительных расходов.

Функции общественного мнения: интегрирующая (объединяет на основе идентичных оценок большие аудитории); регулятивная (оказывает влияние на социальное поведение); экспертная (служит экспертом по различным вопросам). Оно обладает силой, стабилизирующей массовую аудиторию, и делающей ее управляемой. Общественное мнение оказывает сильное влияние на поведение людей, социальных групп, организаций, партий, поддерживая определенные нормы поведения, ценности и осуждая другие.

Ошибочно полагать, что общественное мнение представляет истину. Во-первых, возможности общественного мнения ограничены уровнем развития страны, особенно уровнем и качеством жизни ее населения, развитием его общей и социально-политической культуры. Население должно быть политически, экономически, психологически грамотным, чтобы высказывать верные суждения. Во-вторых, в общественном мнении часто преобладают стереотипы. Социальный стереотип - упрощенный схематизированный образ какого-либо социального объекта. В основе стереотипов часто лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации и усвоенные без критического осмысления. В-третьих, общественное мнение легко поддается манипулированию. Манипулирование -целенаправленное воздействие на общественное мнение и социальное поведение людей с целью изменения их сознания, позиций и действий вопреки их интересам.

Манипулирование, воздействуя на сознание индивида, не оставляет выбора. Человек часто не осознает, что является объектом манипулирования. Объект манипулирования считает, что действует на основе своего свободного выбора, решения. Но это «свободное решение» - иллюзия. На самом деле им управляют, а его мнением манипулируют. Манипулирование широко используются властями (для укрепления своих позиций), специалистами по рекламе и маркетингу (для увеличения спроса на товары и услуги), религиозными деятелями (для привлечения сторонников), общественно-политическими деятелями. У них общая цель - незаметно внедрить нужные им стереотипы поведения и установки.

СМИ не просто сообщают разнообразные сведения, но и активно участвуют в его формировании. Они могут помочь разобраться в ситуации, а могут, наоборот, дать ложное толкование. Манипулятивные возможности СМИ заключены в необходимости интерпретировать факты, комментировать их. СМИ эффективно манипулируют результатами социологических опросов. Одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом - как катастрофу.

Наибольшими возможностями манипулировать сознанием массовой аудитории обладают комментаторы и обозреватели. Поэтому в демократических странах была выдвинута идея отделения фактов от мнений с целью защитить зрителя, читателя от манипулирования. Читатель должен отчетливо осознавать, где факты, а где чье-то мнение о событии. В информационном материале не должно быть мнения автора.

Особенно сильными манипулятивными возможностями обладает телевидение. Это связано с особенностями психологии восприятия. Речь диктора, сопровождаемая картинкой, даже не относящейся к тому, о чем идет речь, создает иллюзию полной достоверности. Так формируются нужные представления о происходящем.

 

 

Культура

Культурой в социологии называют все то, что создано разумом и руками человека, весь искусственный, отличный от природы, мир явлений. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни (обычаи, нормы, социальные институты, социальные отношения и т.д.). В «узком» смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с нравственностью, искусством.

Культура характеризуется прежде всего способностью производить, сохранять и распространять духовные ценности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Нормативная функция культуры - культура устанавливает нормы поведения, средства и цели человеческой жизнедеятельности. Культура реализовывает оценочную функцию. Она оценивает действия людей как положительные и отрицательные, одобряемые и неодобряемые, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные и консервативные и т.д. Таким образом культура регламентирует поведение человека. Культура выполняет функцию целеполагания. Культура вырабатывает идеалы, ранжирует ценности, производит отбор целей в жизнедеятельности человека. Она типизирует цели, делая их достоянием общества. Важная функция культуры - познавательная в широком смысле слова. Через культуру осуществляется познание - научное, религиозное, художественное, нравственное и т.д. Результатом познания является установление смысла и значения содержания артефактов, социальных процессов, явлений природы, элементов культуры. Культура создает систему коммуникаций, обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Культура осуществляет социализацию человека, выводит его из мира животного в мир «homo sapiens». И, наконец, следует отметить рекреативную функцию культуры. С помощью средств и учреждений культуры человек имеет возможность восстановить свои душевные силы, получить эмоциональное облегчение и разрядку.

Процесс передачи культуры от предшествующих поколений к последующим называется культурной трансмиссией. Она обеспечивает преемственность, или непрерывность культуры. Когда происходят какие-то катаклизмы (войны, катастрофы), то в результате гибели носителей культуры происходит разрыв культурной цепи. Наступает культурное истощение, т.е. исчезает больше культурных черт, чем появляется.

Передаются не все элементы культуры. Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие - фактор сплочения нации, средство объединения в период кризисов и нестабильности.

Важнейшей частью культуры являются ценности и нормы. Ценности и нормы, согласно Т. Парсонсу, являются общим необходимым условием социальной интеграции. Социальный порядок в обществе возможен тогда, когда его члены разделяют общие ценности, следуют сложившимся нормам поведения (которые, в свою очередь регулируются базовыми ценностями), исполняют ожидаемые от них роли. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими как политика, право и т.п. Система ценностей общества закрепляется в правовой системе.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора культуры совершенно различны.

Общие элементы во всех культурах – культурные универсалии. Это такие элементы культуры, которые есть во всех обществах независимо от географического расположения, уровня развития, исторического времени (например, спорт, украшения, религиозные обряды, мифы, игры, всего более 60 универсалий).

Важнейшая роль в теориях культуры отводится языку. Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия. Язык служит основным средством передачи культуры. Общий язык объединяет людей, поддерживает сплоченность общества. При этом разные языки могут стать причиной социальных конфликтов.

Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок. Культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Поэтому любую культуру надо рассматривать с позиций культурного релятивизма, т.е. анализировать культуру в ее собственном контексте, с позиций убеждений, ценностей носителей этой культуры. Опасна противоположная тенденция – стремление судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной. Такая тенденция называется этноцентризм (разновидность этноцентризма – евроцентризм). В современных условиях обострения социальных противоречий социологи пришли к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда и т.п.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Материальные и духовные объекты, созданные трудом человека, называются артефактами, т.е. искусственно созданными.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют элитарную, народную, массовую культуры. Разновидности культуры - доминирующая культура, субкультура и контркультура.

В большинстве европейских обществ в началу ХХ века сложились две формы культуры – элитарная и народная. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература). Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, сказки, эпос, песни, танцы), передается устно из поколения в поколение. Народная культура также имеет высокую художественную ценность, является достоянием народа и фактором его сплочения. В ХХ веке произошло стирание между элитарной и народной культурой, возникла массовая культура.

Массовая культура общедоступна, обладает, как правило, низкой художественной ценностью. Массовая культура - феномен, отличающийся от традиционного функционирования культуры. Она является следствием ряда взаимосвязанных процессов: урбанизации, секуляризации, распространения законов рынка на культуру, технического развития и трансформации сферы образования. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести введение с 1870 г. в ряде европейских стран закона о всеобщей грамотности, что привело к появлению массового читателя. Затем на формирование массовой культуры повлияло распространение СМИ.

Особенность массовой культуры - коммерческий характер функционирования, в основе которого - платежеспособный спрос основной массы населения. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что предопределяет их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В психологическом плане - общедоступность, общезначимость массовой культуры; расчет на пассивное, некритичное восприятие. Если элитарное искусство создает эстетическую дистанцию между зрителем и текстом; массовая культура эту дистанцию игнорирует. Зрителю, слушателю не требуется специальная подготовка. Более того, художественное образование только мешает для ее восприятия.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Так как общество распадается на множество групп - национальных демографических, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, которая называется субкультурой. Субкультура - это культура, присущая отдельным социальным группам. Существуют молодежная субкультура, профессиональная, субкультура национальных меньшинств, конфессиональная, детская и т.п.

Контркультура - культура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Культура преступников, террористов противоречит общечеловеческой культуре. Хиппи отрицали господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...